Поиск по сайту

Обобщение опыта использования коучингового подхода на уроках английского языка в основной школе


Авторcтво: Васильева Анна Александровна, учитель английского языка ГБОУ школы 457 с углубленным изучением английского языка Выборгского района Санкт-Петербурга


«Сделать учебную работу насколько возможно интересной

для ребенка и не превратить ее в забаву – это одна из

труднейших и важнейших задач дидактики».

К.Д Ушинский


Информационный блок

Актуальность опыта

Когда мы говорим «школа» многим представляется строгая учительница с указкой в руке. Этот образ передается из поколения в поколение. Строгая учительница требует зубрежки правил и параграфов. Так было веками…

Сегодня мир подкидывает задачки, которые по силам лишь людям, умеющим свободно мыслить, задавать сильные продвигающие вопросы и находить на них ответы, порой даже раньше, чем они появятся во вне.

Именно новой педагогической ситуацией, в которой оказались педагоги нашей страны и объясняется актуальность данной работы.

Задумываясь о том, как сохранить активность учеников на уроке, их заинтересованность, как удержать их внимание, повысить эффективность урока, количество и качество усвоенного материала и получить желаемые результаты как учителю так и ученику, педагоги неизбежно приходят к поиску новых форм обучения.

Поэтому в современное образование проникают новые технологии. В отличие от многовекового традиционного образования, они помогают учащимся не только размышлять, но и ставить перед собой цели и достигать их самостоятельно, владея определенным алгоритмом работы. Становясь сотворцами окружающей реальности.

Высоким потенциалом, способным принести значимые результаты всем участникам образовательного процесса, обладает коучинг, бизнес технология, известная во всем мире. Коучинг – это метод обучения помогающий человеку сфокусироваться на достижении чётко поставленной цели. При этом это метод, дающий личностную поддержку, а не только профессиональные консультации и ведение по намеченному маршруту.

Говоря о коучинге, необходимо сказать о том, что в полной мере этот метод может применятся только с возраста 21 года, когда полностью закончились процессы роста и формирования организма, когда высшие психические функции практически сформированы. Это означает, что человек способен принимать обдуманные решения, нести ответственность за свои поступки и за результат своей деятельности, контролировать свой эмоциональный интеллект.

Поэтому перекладывая данный метод обучения на образовательный процесс, мы говорим о применении коучингового подхода, имея ввиду активное использование тех инструментов коучинга, которые легко подстраиваются под возрастные особенности обучающихся основного общего образования (7 класс).

Кроме того, коучинговый подход в образовании помогает увеличить эффективность обучения школьников и не только в системе очного, но в системе дистанционного образования.

На основании выявленной проблемы был предложен проект использования коучингового подхода в обучении английскому языку обучающихся 7 класса. Была определена цель педагогической деятельности.

Цель – раскрытие интеллектуального и личностного потенциала ученика на основе его стимулирования к саморазвитию посредством применения коучингового подхода.

Задачи опыта

  1. Познакомить обучающихся с коучинговым подходом в образовании

  2. Разработать алгоритм определения обучающимися своей текущей позиции в отношении изучаемой темы

  3. Определить желаемую позицию в отношении изучаемой темы

  4. Наметить пути и сроки достижения желаемой позиции в отношении изучаемой темы

  5. Разработать лэпбук с интерактивными элементами, как форму представления результата

  6. Определить степень эффективности использования коучингово подхода в обучении английскому языку по определенной теме.

Работа над педагогическим проектом начата в 2020/2021 учебном году.

Этапы работы над опытом:

1 этап - подготовительный «Овладение коучинговыми инструментами»

Прохождение обучения коучингу по программам «Первые шаги в коучинге», «Новый код коучинга», «Повышение квалификации коуча».

Проведение коуч-сесиий в формате лайф коучинга и лингво коучинга. Более 100 коуч часов.

Опыт сопровождения коучинговых программ в качестве ментора – наставника для начинающих коучей.

2 этап - практический «Использование коучингового подхода в школе»

Создание экспериментальной и контрольной групп. Разработка алгоритма определения обучающимися своей текущей позиции в отношении изучаемой темы. Создание алгоритма определения своей желаемой позиции в отношении изучаемой темы, установление путей и сроков достижения желаемой позиции, разработка лэпбука с интерактивными элементами как формы представления результата.

3 этап – обобщающий «Мониторинг качества»

Определение степени эффективности использования коучингово подхода на уроках английского языка в школе. Анализ работы контрольной и экспериментальной групп.

Описание технологии опыта

Ведущая идея опыта

Использование коучингово подхода на уроках английского языка в 7 классе как способа эффективного самостоятельного изучения, а также оформления содержания изучаемого материла, и лэпбуков с интерактивными элементами как наглядной понятной любому формы предоставления результата, способствующего росту мотивации обучающихся и их желанию сделать больше, чем положено в рамках образовательной программы.

2.2. Описание сути опыта

Коучинг – это технология личностного и профессионального роста. В процессе коучингового взаимодействия мы наблюдаем сотрудничество двух людей – коуча и коучи. Коучи - это человек у которого есть цель и огромное желание этой цели достигнуть, оказавшись на новой ступеньке своего развития. Коуч это человек, поддерживающий коучи на его пути к цели. Задача коуча помочь устранить или смягчить внутренние препятствия.

Это бизнес технология. Однако оказалось, что она легко переносится на разные сферы профессионального взаимодействия, в том числе на образовательную. Проводя параллели, мы можем сказать, что коучем в образовательном процессе является учитель, а коучи – это его ученик.

Учителю необходимо помочь ученику двигаться по определенной образовательной траектории, сохраняя позитивный настрой, работоспособность, веру в себя и в свой положительный результат. В таком случае отношение учителя-коуча к ученику-коучи должно претерпеть изменения по сравнению с директивной иерархической моделью преподавания. И тут на помощь приходят принципы коучинга впервые сформулированные Милтоном Эриксоном. И вот что получается, если переложить их на образовательный процесс:

  1. С учениками все в порядке. С родителями учеников все окей. Со всеми участниками образовательного процесса в целом все в порядке.

Каждый ученик является полноценной личностью, с уникальным внутренним миром и потенциалом.

Задача учителя-коуча – уважать своеобразие личности ученика, помогать ему раскрывать внутренние ресурсы и таланты, осознавать свои сильные стороны и находить оптимальные путь развития.

  1. У каждого ученика уже есть все ресурсы для успешного движения по образовательной траектории.

Смысл в том, что если ученик к чему-то стремиться, то у него есть внутренние ресурсы и способности для достижения этого. Если его желание истинное, т.е. идущее от ваших потребностей и внутренних ценностей, оно ему по силам.

Таким образом, учитель-коуч помогает ученику-коучи перенаправить внимание на поиск возможностей для осуществления задуманного, определить, какие ресурсы – внешние и внутренние (материальные и нематериальные) – потребуются для этого и составить план.

  1. Ученики всегда делают наилучший для себя выбор в данный момент.

Учитель-коуч помогает ученику увидеть максимум позитивных возможностей, выйти за узкие рамки прежних привычек и опыта, расширить границы мышления и по-настоящему широко, творчески решать свои задачи. Коучинг способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого человека, а значит, возможностей у него становится гораздо больше!

  1. Учениками всегда движет позитивное намерение.

За каждым нашим поступком и решением стоит позитивное намерение. Но способы реализации данного намерения могут быть как позитивными, так и деструктивными.

Учитель-коуч помогает ученику осознать истинное намерение и определить, какие способы его реализации являются эффективными, а какие – нет.

  1. Изменения неизбежны.

Независимо от того будет ли делать что-то ученик для движения по своему образовательному маршруту или нет, изменения в его судьбе и в ощущении себя в школьном пространстве неизбежны. Учитель-коуч в данном случае может помочь ученику вернуть ответственность себе и управлять изменениями в положительном ключе.


Данная философия является секретным ключиком к атмосфере сотрудничества на уроке. Преломляя свое отношение к ученикам через призму 5 принципов Милтона Эриксона, можно увидеть мотивированных, счастливых учеников, понятых и принятых такими какие они есть, с результатом который они сами для себя очертили. Я уверена, что многие успешные учителя неосознанно придерживаются этих пяти принципов.

Когда на уроке царят сотрудничество и принятие, то гораздо легче выстраивать образовательный процесс и добиваться значимых результатов. На этой базе становится возможным дальнейшее применение коучингового подхода в школе и знакомство обучающихся с одним из основных инструментов коучинга «Колесо баланса».

На уроках английского языка «колесо баланса» становится инструментом определения текущей позиции ученика в отношении изучаемой темы, описания желаемой позиции в отношении изучаемой темы, способом наметить пути движения и сроки достижения учеником желаемой позиции.

«Колесо баланса» - это инструмент диагностики и планирования (краткосрочного или долгосрочного), который отлично ложится как на отдельно взятый урок, так и может служить связующим звеном в серии уроков. Он представляет из себя круг, поделенный на определенное количество секторов, обычно 6 – 8. В каждом секторе присутствует шкала от 0 до 10. Применяя этот инструмент на уроках систематизации знаний, ученики выделяют количество секторов, соответствующих подтемам, определяют свое местоположение на шкале от нуля до десяти в каждом секторе, описывают его, намечают свой индивидуальный путь движения к своему желаемому состоянию и обозначают сроки его достижения. Таким образом получается, что уровень желаемого развития в каждом секторе у каждого ученика может быть различным. Один ученик готов по этой подтеме развиваться дальше и идти в познание глубинных процессов, а другому может быть достаточного своего текущего состояния и дальше ему идти не представляется необходимым. При условии обеспечения базового уровня в развитии данного навыка в соответствии с образовательной программой по предмету, мы принимаем данное решение ученика, помня, что со всеми все в порядке.

Коучинговый подход обеспечивает содержательный аспект изучаемого материала, тогда как формой представления результата может являться лэпбук, состоящий из интерактивных шаблонов. Лэпбук – это многофункциональное учебное пособие, созданное самими обучающимися. Лэпбук чаще всего делается в форме книжки со множеством кармашков разной формы и назначения. Таким образом, созданное учениками «колесо баланса» с разными подтемами, оформляется с помощью лэпбука, а описание текущего местоположения по каждой подтеме, желаемое местоположение, сроки и пути достижения наглядно демонстрируются с помощью интерактивных шаблонов.

Коучинговый подход в образовательной деятельности запускает процесс трансформационной работы, меняющей мышление и восприятие обучающихся. Важными моментами в этом процессе становится раскрытие потенциала каждого ученика, активизация его внутренних ресурсов, талантов и способностей, развитие значимых качеств личности и достижение поставленных целей и видимых результатов.
Проводником принципов и идей коучингового подхода может стать каждый учитель. Попробуйте и вам это непременно понравится!

2.3. Результативность и эффективность опыта

Обоснование эффективности и результативности использования коучингового подхода на уроках английского языка, способствующего раскрытию интеллектуального и личностного потенциала каждого ученика, включает в себя анализ уровня включенности в урок и стремления к саморазвитию, к получению дополнительных знаний, выходящих за рамки образовательного процесса в школе.

Сравнительный анализ на основе использования методической разработки «Коучинговый подход на уроках английского языка на примере методической разработки по английскому языку по теме «Родная страна» с применением технологии недирективного коучингово подхода (урок в 7 классе)» показывает, что использование коучингово подхода на уроках разного типа влияет на объем и качество охваченного учебного материала, а также на настрой (мотивированность) обучающихся в положительном ключе.

На данной диаграмме представлен рост мотивированности обучающихся во время уроков рефлексии и систематизации знаний, во время планирования и выполнения домашнего задания, а также отдельный показатель был собран во время уроков развивающего контроля.


На данной диаграмме представлена группа обучающихся 7 класса, состоящая из 10 человек. Обычно в уроке стабильно активно участвуют 4 обучающихся, тогда как на уроке по теме «Родная страна» с использованием коучингового подхода число активно включенных в урок возросло до 7. Традиционно на вопрос о домашнем задании, только 5 человек высказываются положительно о его наличии, тогда как на уроке в рамках коучингового подхода все 10 человек планируют для себя то или иное домашнее задание, а потом добросовестно его выполняют и показывают результаты. Во время уроков развивающего контроля в данной группе только 4 человека демонстрируют стабильно положительные результаты, то есть отметки «4» и «5», тогда как на уроках с использованием коучингового подхода количество положительных отметок возрастает до 6.

На следующей диаграмме представлено изменение объема охваченного материала. Если условно принять за 100% объем охваченного материала в рамках традиционного урока, то при применении коучингового подхода на уроке по теме «Родная страна» мы видим прирост в 30% к объему охваченного материала на уроках рефлексии и систематизации, 40% к объему выполняемого домашнего задания и около 50 % прироста в объеме охваченного материала на уроках развивающего контроля. Меня заинтересовали полученные данные, по которым получается, что увеличение объема охваченного материала на уроке, ведет к увеличению объема взятого на себя домашнего задания и как результат объем демонстрируемых знаний на уроках развивающего контроля также растет.


На последней диаграмме показано увеличение качества охваченного материала в рамках одного урока по теме «Родная страна». Качество (глубина) охваченного материала на уроках рефлексии и систематизации знаний возрастает на 40 %, качество выполненного домашнего задания возрастает на 50%, а качество демонстрируемых знаний на уроках развивающего контроля возрастает на 20 %.

Результаты доказывают, что при системном использовании коучингового подхода на уроках английского языка, активизируется познавательная деятельность учащихся и желание выполнять домашнее задание, растет интеллектуальный и личностный потенциал обучающихся и их желание работать на результат, формируются доверительные отношения всех участников образовательного процесса.

Данный опыт могут использовать учителя иностранных языков на всех этапах обучения и на уроках разных типов.


3. Заключение

Коучинговый подход помогает добиваться поразительных перемен в классном коллективе. Когда директивный подход сменяется коучинговым подходом, вместо иерархии появляется взаимная поддержка, внешняя мотивация вытесняется внутренней, рушатся барьеры и формируются команды, изменения уже не пугают, а радуют, и обучающиеся больше думают о том, как получить необходимые на данном этапе развития именно им знания.

Станьте для своих подопечных учителем-коучем — и вы сами удивитесь тому, насколько улучшатся взаимоотношения в классе, насколько ребята сами захотят получать новые знания и углубляться в изучаемую тему, а также совершать свои самостоятельные открытия.

Список литературы

  1. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ.

  2. Е.И.Пассов «Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования «Развитие индивидуальности в диалоге культур». М.: Просвещение, 2000.

  3. Мэрилин Аткинсон «Мастерство жизни. Внутренняя динамика развития». М.: Альпина Диджитал, 2012.

  4. Тимоти Голви. Работа как внутренняя игра. Раскрытие личностного потенциала. М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2018.

  5. Уитмор Дж.: Коучинг: Основные принципы и практики коучинга и лидерства. М.: Альпина, 2014.



Поделиться: