Поиск по сайту

Тенденции развития методической работы по повышению профессионального мастерства педагогических и руководящих работников городского округа Ревда


Авторcтво: Новгородова Валентина Витальевна, директор муниципального казенного учреждения «Центр развития образования», г. Ревда Свердловской области


     Методическая работа – это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная на повышение их научно-теоретического, общекультурного уровня, психологической подготовки и профессионального мастерства.
     Методическая работа должна быть направлена на сопровождение педагогов с целью повышения эффективности и результативности их деятельности, а также быструю их адаптацию к изменениям в системе образования.
     Для системного взаимодействия разноуровневых структур по методическому сопровождению педагогов разработан и утвержден Распоряжением Управления образования от 30.09.2020 №369/1 «Комплекс мер, направленный на реализацию системы методической работы в образовательном пространстве городского округа Ревда на 2020-2022годы».
     Основанием для создания Комплекса мер являются Федеральные и региональные документы:
 1.Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;
 2.Постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2019 №920-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования и реализации молодежной политики в Свердловской области до 2025 года»;
 3. Положение о системе методической работы Свердловской области, утвержденного Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26 июня 2020года №517-Д.
     Основной целью Комплекса мер является содействие профессиональному развитию педагогических и руководящих работников на основе организованного взаимодействия разноуровневых структур по методическому сопровождению их деятельности.
     Ключевыми задачами методической работы являются:
 обеспечение координации деятельности образовательных организаций для методического сопровождения педагогических и руководящих работников муниципальной системы образования;
 оказание методической поддержки педагогическим и руководящим работникам на основе результатов мониторингов, выявленных профессиональных дефицитов и потребностей муниципальной системы образования, образовательных организаций;
 развитие современных форм наставничества и методической поддержки молодых педагогов;
 способствование развитию деятельности методических предметных ассоциаций и профессиональных сообществ педагогов;
 выявление и трансляция лучших практик организации методической работы;
 методическое сопровождение площадок инновационных практик и ресурсных центров.
    В целях реализации Комплекса мер разработана Дорожная карта в соответствии с планом мероприятий по развитию системы методической работы в Свердловской области утвержденным приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 02.07.2020 №537-Д.
    Муниципальная модель методической работы городского округа Ревда представляет собой интеграцию методического сопровождения педагогических работников на школьном и муниципальном уровнях, которая обеспечивает выстраивание вертикали и горизонтали педагогических сообществ с целью совершенствования профессионального мастерства:
 управленческие команды, осуществляющие текущее руководство методической работой через цикловые семинары, обеспечивающие профессиональный рост мастерства и трансляцию передового педагогического и управленческого опыта;
 предметные методические ассоциации педагогов через систему открытых дистанционных уроков по актуальным темам в рамках освоения инновационных технологий;
 междисциплинарные объединения педагогов по освоению технологий формирования функциональной грамотности и креативного мышления;
 общественно-профессиональное объединение педагогов и управленцев, обеспечивающие оперативную и опережающую методическую помощь, саморазвитие через систему постоянно действующих тематических семинаров по реализации ФГОС;
 муниципальная методическая служба, которая обеспечивает:
 обобщение педагогического и управленческого опыта в городском округе;
 инновационные изменения в программах по актуальным направлениям развития образования;
 разработку муниципальных стратегий профессионального роста педагогов и обеспечения качества образования;
 профессиональное экспертное сообщество, объединяющее педагогов участвующих в экспертном оценивании уровня профессионального развития на основе критериального оценивания.
    В образовательных организациях уже сложилась определенная система методической работы. Однако, необходимо обратить внимание на ряд задач, сформированных в соответствии с федеральными и региональными документами.
Особая роль возложена на образовательные организации и заключается в реализации следующих задач:
 оказание методической помощи педагогическим работникам в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, в составлении индивидуального плана профессионального развития педагогов;
 создание условий для профессионального развития педагогических и руководящих работников; участие в инновационной деятельности;
 изучение и анализ состояния преподавания учебного предмета или группы предметов определенной образовательной области для выявления профессиональных дефицитов и принятия управленческих решений на уровне образовательной организации;
 обобщение педагогического опыта педагогов школы, его трансляция и внедрение в практику работы школы;
 планирование повышения квалификации педагогов с учетом выявленных профессиональных дефицитов, запросов и требований системы образования и с учетом специфики образовательной организации, индивидуальных программ непрерывного профессионального образования педагогов.
    Очень важно выстроить систему непрерывного повышения квалификации таким образом, чтобы один и тот же педагог, являясь участником этой системы, поднимался от одной ступени к другой и, таким образом в течение ряда лет участвовал в различных формах методической работы. Для выполнения задач по развитию методической работы необходимо на уровне образовательных организаций в системе осуществляется мониторинг по следующим показателям:
 соответствие организации методической работы, специфике образовательной организации;
 наличие системы наставничества в образовательной организации;
 взаимодействие школьных методических объединений с муниципальными профессиональными сообществами;
 система аналитической деятельности на уровне ОО.
    Развитие системы образования через методическую сеть нашло своё отражение в создании в городском округе Ревда ресурсных центров и площадок инновационных практик, деятельность которых направлена на реализацию мероприятий по модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом через внедрение в практику работы концепций предметных областей, через создание сетевых методических объединений.
    Хочется отметить, что одной из важнейших задач в системе образования является создание условий для успешной адаптации и полноценной самореализации молодых кадров. Начинающие специалисты, вступая на новую стадию профессионального развития, сталкиваются с новыми требованиями и задачами, условиями труда, новой системой взаимоотношений в коллективе и др. Конечным результатом деятельности наставника является обретение способности молодым педагогом к самостоятельным действиям, преодоление барьеров, адаптация, профессиональный рост.
    Для развития наставничества и тиражирования практик наставничества, повышения социального статуса наставника, признания роли, места в обществе и возможности его системного поощрения в городском округе Ревда разработаны в каждой ОО «Модели наставничества»
    Таким образом, методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства педагогов, на развитие потенциала молодых специалистов.
    Педагогические чтения – публичная площадка, позволяющая выявить степень вовлеченности педагогов и руководителей образовательных организаций в инновационную деятельность, направленная на выявление и трансляцию лучших практик в организации образовательной деятельности.

Поделиться: