Поиск по сайту

Художественное проектирование концертной одежды в стиле национального костюма южных и северных регионов России


Авторcтво: Целищева Ольга Александровна, учитель технологии ГБОУ №453 им. С. Жукова Выборгского района Санкт-Петербурга


       Русская тема в костюме волнует и притягивает многих дизайнеров одежды. Создаются коллекции, по которым хочется окунуться в мир истории, самобытности наших предков. Как приятно бывает увидеть на сцене выступление народного фольклорного хора или ансамбля в концертной одежде, максимально приближенной в исполнении к оригиналу! Вышивка на рубахах, тесьма на сарафанах и юбках, пояса, головные уборы, душегреи и многое другое заимствовано из нашего русского наследия.
        Работая долгое время с народными коллективами, я приобрела некоторый опыт в изготовлении и шитье концертной одежды. Я предлагаю системно рассмотреть накопленный материал, сравнивая его с первоисточником.
У русского народного костюма длинная история – более тысячи лет. Возникнув во времена Древней Руси, на протяжении веков он медленно эволюционировал, поддаваясь влияниям извне, что-то заимствовал из одежд соседних народов, отбирая и приспосабливая к особенностям своего образа жизни. И в результате русский народный костюм стал не просто набором утилитарных предметов, а явлением народной культуры, в котором удивительным образом соединяются красота с практичностью и удобством.
       Главной особенностью для народных костюмов всех регионов являлась многослойность, мягкий, плавный контур, которые придавали фигуре, особенно женской, скульптурную монументальность. Одежда словно лепилась из нескольких предметов, каждый из которых частично закрывался другим, выделяясь разномасштабными орнаментами. Все вместе отдельные части составляли единый гармоничный ансамбль. Объемы подчеркивались фактурой и цветом материала – отбеленного холста и домотканого сукна. Из-за холодного климата часто использовался мех. Фасоны были максимально удобными, чтобы одежда не связывала движений при выполнении разнообразных работ.
       В женской одежде выделялись четыре четко выраженных комплекса:
- понёвный,
- с юбкой- андараком,
- сарафанный,
- парочка.
Давайте рассмотрим элементы этих комплексов.
В XII-XIII веках русский костюм разделился на южный и северный. Это было обусловлено и природными особенностями, и особенностями исторического развития.
Северный и южный костюмы были достаточно оригинальны, и заметно отличались друг от друга: в южных губерниях он был более легким, а в северных более теплым.

                     1. Понёвный комплекс
       Женский костюм, состоял из рубахи, юбки – понёвы, передника – завесы, сложного головного убора из нескольких элементов и шейных украшений – бус, либо гайтана (украшение из бисера). Непременной принадлежностью этого комплекса был передник (занавеска, запон).
Рубаха - ведущий элемент русского женского народного костюма. Это длинная, часто почти до щиколоток, льняная или конопляная нательная одежда. Всё разнообразие русских женских рубах, по мнению ученых, восходит к двум основным типам: туникообразному (южные регионы) и на лямках (северные регионы).


Воронежская губерния-вышивка женской рубахи


Тульская губерния-праздничный костюм


       Для концертного костюма в изготовлении рубахи представляет интерес оформление горловины (со стойкой, на сборку, на резинку, на окантовку), расположение узорных полос (тесьмы) на рукавах, покрой (прямоугольный, трапециевидный, реглан). Наряду с узорным ткачеством для декорирования рубах на Руси применялась вышивка различной техники исполнения. Сейчас для современного проектирования целесообразно использовать готовый тканый материал с машинной вышивкой или подбор тесьмы. Например, образец белгородской рубахи, для которой был характерен черный цвет вышивки. Благодаря готовой тесьме рубаха создается за один рабочий день.

       В конце ХIX- начале ХХ века понева повсеместно являлась обязательной частью костюма замужней женщины. Понева представляла собой обычно род шерстяной юбки длиной до щиколоток, в простейшем случае распашной, т.е. с разрезом (несшитой) спереди или сбоку; в более совершенном виде – с прошвой, т.е. со вставкой в разрез куска иной ткани. Полное собрание иллюстраций по разнообразию понёвных комплексов можно рассмотреть в книге Жигулевой В. “Русская народная одежда. Понёва и юбка”.
       Понева закрытая, или глухая более характерна для южных регионов. Поневу ткали из шерстяных черных или темно-синих ниток с добавлением белых или цветных нитей для образования клеток. Главным украшением русских понёв и юбок является кайма подола с тканым или вышитым орнаментом. Все узорные композиции на традиционных предметах народной одежды носит ярко выраженный трехчленный характер. Трехчастная композиция орнаментальных полос каймы заставляет вспомнить представления наших предков об устройстве Вселенной, которая, по их понятиям, делилась на три взаимосвязанные сферы: небесную, земную и подземную. Знаки: ромбы - земледелие, косые кресты- символы      продолжения жизни, волнистые линии- водораздел, граница различных явлений.
        Трудоемкие способы орнаментации - тканье и вышивка- уступают место разного рода нашивкам и обшивкам из ярких фабричных тканей. Но отстрочку по квадратам приходится выполнять на швейной машинке. К сожалению, такая ткань встречается крайне редко. Размер квадрата 12х12 см.


Ансамбль “Родник”


      Поверх рубахи и понёвы или сарафана носили передники. При работе он защищал одежду от загрязнения. Можно выделить два типа конструкции: нагрудный и поясной. Чаще всего передник декорировался узорным ткачеством, вышивкой, лентами, кружевом или бахромой. На фото представлены несколько видов передников, которые могут составить достойную конкуренцию оригинальному источнику. Чем южнее регион, тем красочнее и смелее цветовые сочетания шились образцы.
      Пояс сшит на два обора талии плюс длинные свисающие ниже колена концы. Материал-шерсть. Помимо чисто технического назначения, пояс выполнял и некоторые обрядовые функции. Он должен был защитить человека от влияния внешних вредоносных сил, создавал магический круг.


 Костюм для ансамбля “Родник”


                    2. Комплекс с юбкой-андараком
       В некоторых районах Сибири, также в юго-западных областях России бытовал комплекс одежды с юбкой, чаще всего известная под названием андарака. Такой костюм с кофтой и юбкой именовали «модой по-сибирски». Домотканые шерстяные, в клетку или полоску, юбки в будние дни надевали поверх туникообразных рубах, а по праздникам с кофтами «в серпинку» (клетку). Юбки шились из 4 – 6 полотен тканины и носили «с подтыком», т.е. подтыкали подол за пояс.
      Сегодня не составляет труда купить разноцветную полосатую ткань, в которой преобладает красный цвет. Шить ее очень просто. Некоторые детали помогают ощутить артисту, что он одевает по-настоящему русско-народный костюм. Например, в верхний заработанный край юбки вставлен шнур, который затягивается на поясе.


Костюмы для ансамбля “Родник”


                    3.Сарафанный комплекс
      Главной составной частью женского костюма северянок был сарафан. Сарафан – это длинная плечевая одежда в виде платья с проймами для рук (иногда с рукавами) или высокая юбка с лямками, которая носится поверх рубахи. Он может быть как накладным, то есть надеваться через голову, так и распашным – на сквозной застежке спереди. Архаичный тип северного сарафана, косоклинный, имеет необыкновенно красивый летящий силуэт благодаря клиньям, вставленным в бока и спинку. Часто северянки надевали яркий сарафан из домотканой клетчатой пестряди. Вместо застежки на нем была небольшая кулиска на шнуре. Узкие лямки сарафана были соединены на середине спины небольшой прямоугольной планкой и обшиты ситцевой бейкой. Сарафан обязательно подпоясывался узорным поясом.
       Сарафаны прямые или круглые изготавливались на узких лямках. Основным признаком их являются цельные прямые полотнища, собранные в сборки у верхнего края.


Тверская губерния- XIXв. Ансамбль “Перезвон” XXI в.


      На фото можно сразу рассмотреть вариант оформления двух типов сарафанов-косоклинный и подгрудный. Чаще всего для концертного костюма выбирают ткань габардин. Она очень хорошо держит форму и поддается влажно-тепловой обработке. А также цветовая палитра этого материала широко представлена в магазинах.


Ансамбль “Берегиня”

      Девичьи костюмы дополнены сумочкой - лакомником, куда можно положить платочек для дополнения образа на выступлении или свистульку. Крой такого сарафана повторяет оригинальный. Он состоит из пяти клиньев трапециевидной формы. Центральный клин оформляется двумя рядами вертикальной тесьмы, а остальные клинья собираются на сборку по планку. Такие сарафаны “растут” вместе со своими обладательницами. Бретели можно увеличить по длине, а складки на планке расставить по ширине. Иногда, когда девочка отказывается менять размер своего сарафана, делается специальная надставка по длине сарафана и расшивается дополнительно тесьмой. Также делалось на Руси. Чем больше полос по низу сарафана, тем старше девица.


Ансамбль “Перезвон”
        Поверх сарафана северянки надевали душегрею – короткую нагрудную одежду на лямках, в холодное время года – шугай в талию с рукавами и воротником. Черный цвет применялся для обогащения и усиления декоративности основных цветов.
        Шугаи, представленные на фото ниже, выполнены из шерстяной пальтовой ткани. Верхняя часть на кокетке на переде и спинке с ватином, дополнительно украшена парчовой тканью и бахромой. Рукава с буфами, зауженные к низу. Такой наряд достаточно трудоемкий.


Начало XIXв. XXI в.


Ансамбль “Перезвон”

                           4. Комплекс -парочка
К концу ХIХ в., в первую очередь в промышленных регионах страны, на смену сарафану пришла парочка- юбка с кофтой или платье, которые шили из фабричных тканей. Обе части костюма шили из одинаковой ткани. Приталенный силуэт создавался за счет множества вертикальных швов и складок. Сложный крой был дополнен большим количеством объёмных деталей: оборки, защипы, рюши из тюля и машинного кружева, баски.


Праздничный женский костюм «парочка» из натурального желтого шелка- начало ХХ в.

Особенностью таких костюмов является- индивидуальный крой. Для того, чтобы блуза сидела идеально по фигуре, необходимо снимать мерки с каждого артиста, а потом строить выкройку.

Ансамбль “Берегиня”. Костюм парочка: верх – штапель, низ - габардин

Ансамбль “Перезвон”. Костюм парочка - материал габардин. Отделка - кокетка по переду и спинке, тесьма.

                   Заключение
         Прикоснувшись к истории народного костюма России, невольно приходит осознание его необъятного многообразия конструкции, форм, орнаментов, фактуры, отделки и цвета.
Разработка моделей, предназначенных для выступления, проводилась с неотрывным изучением первоисточника. Костюмы, представленные на фото, отшивались на одном дыхании. Я старалась передать не только достоверную точность кроя и отделки, но и любовь и уважение к труду, с которым раньше создавались наряды. Ведь на некоторые вышитые рубахи уходили месяцы работы.
         Когда ко мне на примерку приходили артисты, перед зеркалом еще в недошитой парочке или сарафане песня начинала звучать в их сердцах. Они кружились и пели, радуясь образу. Русская народная одежда для фольклорного ансамбля является неотъемлемым залогом успеха на сцене. Костюм, созданный по образцу и подобию, вдохновляет и передает незабываемое ощущение причастности к русскому народу.


                             Список использованной литературы и интернет-ресурсов:

1. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества.-М.: Издательство В.Шевчук, 2012
2. Горожанина С.В., Демкина В.А. Русский сарафан: белый, синий, красный.-М.: ООО Бослен, 2015
3. Жигулева В. Русская народная одежда. Понёва и юбка.- М.: ООО Бослен, 2018
4. Костюм в русском стиле. Городской вышитый костюм конца XIX – начала ХХ века. (Составление Л.Скляр. Вступительное слово Д.Разумихиной)-М.: ООО Бослен, 2015
http://koi.tspu.ru/koi_books/Timoshenko/2.htm
http://vokrugknig.blogspot.com/2020/08/blog-post_95.html
https://kopilkaurokov.ru/iskusstvo/prochee/russkii_narodnyi_kostium_iugha_rossii_1
https://ksk66.ru/2020/03/26/костюм-городского-типа-парочка-xix-xx

Поделиться: