Поиск по сайту


Авторcтво: Морозова Татьяна Валентиновна, заместитель директора по школьной информационной сети, учитель информатики ГБОУ гимназия №73 «Ломоносовская гимназия» Выборгского района Санкт-Петербурга


       С 26 марта по 30 апреля 2020 года включительно в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19) временно запрещено посещение школы обучающимися 1-11 классов. С 6 апреля 2020 года все обучающиеся переведены на обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (применяются элементы дистанционного, а не электронного обучения).
В соответствии с регламентирующими документами в гимназии разработано на данный период обучения «Положение об организации с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении гимназия №7 «Ломоносовская гимназия» Выборгского района Санкт-Петербурга» (далее – Положение). На основании Положения выбраны формы, методы проведения уроков для реализации программ основного общего образования.
      На информационном открытом ресурсе, официальном сайте гимназии http://www.gymnasium-73.ru/ сделана информационная ссылка «Обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на период действия режима повышенной готовности», с помощью которой Вы переходите на страницу «Дистанционные образовательные технологии». На этой странице расположена вся нормативная база на данный период обучения, а также «Порядок организации работы в IVчетверти» (активные ссылки: «Начальная школа (1-4 классы)», «Основная школа (5-9 классы)», «Средняя школа (10-11 классы)», «Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ в период ДО»). Под каждую ступень обучения выделена своя страница, на которой расположена информация для обучающихся и родителей (инструкции, таблица с еженедельным заданием).
В соответствии с документами всё выстроено. Проведены мониторинги готовности детей и учителей к дистанционной форме обучения (наличие устройств и возможностей интернета, установка необходимых приложений, разработка рекомендаций и памяток по использованию). Выявлены те, кто не может получать информацию онлайн, предусмотрены механизмы для взаимодействия с ними. Проведены обучающие семинары для учителей по организации работы в удаленном режиме.
      На первой неделе такого удаленного взаимодействия стало очевидно, что дистанционное обучение, о котором так много и давно все говорят, на деле не развито. К нему оказались не готовы все участники образовательного процесса. В несколько раз возросла нагрузка на учеников и их родителей, у которых появилась необходимость помогать своим детям. Увеличилась в десятки раз нагрузка у учителей. Как проводить традиционные уроки и подготовить задания в формате онлайн? Как обучать на расстоянии рисованию? Физкультуре? Информатике? А как же традиционный контакт – «глаза в глаза», живое общение, возможность тут же указать на ошибку, исправить её и получить действующий алгоритм, работающую программу. Всю налаженную систему в одночасье надо перевернуть, переделать, перестроить. Покажите нам, учителям, пример хоть одной отрасли экономики, которая в один момент, как по щелчку, перестроится полностью, кардинально, да ещё и в такие сжатые сроки. В сложившейся непростой ситуации нет правильных решений и алгоритмов. Каждый учитель выстраивает свою схему работы и взаимодействия с учениками и родителями.
      Как у учителя информатики, у меня при проведении уроков в традиционной форме возникала необходимость использовать различные ресурсы сети Интернет. Это не вызывало трудностей, было хорошо подготовлено, грамотно встроено в урок. На сегодняшний момент весь урок построен на использовании ресурсов и инструментов сети Интернет: надо и тему раскрывать, и СанПин соблюдать.
Есть хорошие платные платформы дистанционного обучения для школ – курсы с высокой экспертной оценкой, но на оплату их у школ нет статьи бюджета, а брать с родителей деньги на бесплатное образование не принято. На своих уроках я использую две платформы РЭШ и ЯКласс. Портал "Российская электронная школа" – бесплатный ресурс, содержащий готовые уроки, построенные в логике ФГОС. Каждый урок содержит блок целеполагания, качественный видеоматериал, задания на отработку, контрольные задания двух вариантов. Педагоги нашей гимназии активно используют этот ресурс. Но мы столкнулись с некоторыми трудностями: первое – сложная регистрация, второе оказалось следствием первого, даже если учитель зарегистрировал и "прикрепил к себе" учеников, он не видел результатов выполнения ими работ. Проблему решили с помощью скриншотов: учащийся, выполнив задание, делает снимок экрана и отправляет его учителю. В настоящее время на сайте все работает, учитель в личном кабинете видит все дневники прикрепленных учеников, и как факт все выполненные им работы.
       Второй ресурс, который я использую в своей практике, - платформа ЯКласс. Плюс данного ресурса: возможность создания проверочных работ, как с использованием материалов платформы, так и с использованием своих разработок, а также гибкая система для создания условий выполнения данных работ, которую учитель может формировать для своих учеников (сроки выполнения работы, количество попыток, формы представления результатов). Минус данной платформы, что она частично бесплатная. Только при имеющейся у учителя подписке «Я+», он может формировать и назначать проверочные работы. Для каждого учителя на платформе есть возможность провести занятия, используя апробацию «Я+» (бесплатно), она возможна, если в классе зарегистрировано не меньше 7 человек. Нашей гимназии удалось с помощью платформы ЯКласс реализовать пробные ОГЭ и ЕГЭ в дистанционном формате по двум основным предметам (русский язык и математика). Была проведена дополнительная работа с руководством ресурса и его представителем в Санкт-Петербурге о возможности бесплатного доступа к ЯКласс на период проведения тренировочных мероприятий, всем учителям и учащимся на неделю была подключена бесплатная подписка «Я+». При формировании вариантов пробных экзаменов на платформе учителя использовали как материалы ресурса (они есть в разделе ЕГЭ и ОГЭ), так и собственные разработки. По математике ЕГЭ нам удалось реализовать пробные варианты и профильного, и базового уровня. Всего в тренировочных мероприятиях участвовало 107 учащихся.
       Одновременно с вышеуказанным ресурсом использовался сервис для проведения видеоконференций Zoom, чтобы реализовать возможность написать изложение (1 часть пробного экзамена по русскому языку в 9 классе). Заранее 72 учащихся получили ссылку на вход. Ровно в 10.00 началась трансляция, в 10.05 был запущен аудиофайл.
На своих уроках постоянно применяю данный сервис, как для объяснения материала урока, так и для проведения индивидуальных консультаций. На первой неделе обучения с применением дистанционных образовательных технологий с большой осторожностью учителя вели уроки в синхронном режиме, а сейчас это стало для них привычным делом.
       В своей практике, кроме перечисленных выше ресурсов, я использую качественные материалы с сайтов videouroki.net и interneturok.ru (минус данного ресурса: часть контента доступна только по подписке), сайт Константина Полякова.

       Ни один ресурс не идеален для учителя. Поэтому эффективный учитель будет использовать элементы дистанционного обучения в том объёме, который необходим.

Поделиться: