Поиск по сайту

Онлайн-обучение: перспективы развития


Авторcтво: Кузнецова Ольга Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону


     В современном информационном пространстве интеграция структур офлайн- и онлайн-обучения рассматривается как фундамент развития инновационных направлений образования, отражающих идеи непрерывного учения, необходимость которого понималась в обществе издревле.
     В различных языках мира мы находим пословицы, несущие единую смысловую нагрузку, отображающие одну и ту же мысль, «век живи — век учись»:
• “Man kann nie genug lernen” - в немецком;
• “Live and learn!” - в английском языке;
• “On s'instruit à tout âge” - во французском;
• “Siglo vive, siglo aprende” - в испанском языке.
     Отметим, что приведенным перечнем не исчерпывается многообразие существующих в различных языках и наречиях вариантов и по сей день не поддающихся исчислению крылатых выражений и пословиц, сходных по содержащейся в них основной мысли.
     Создававшийся на протяжении тысячелетий концепт непрерывного учения получил новый виток развития во второй половине XX в., наряду с совершенствованием теории андрагогики и созданием системы онлайн-обучения.
В условиях бурного развития технологий, ведущего к непрерывному обновлению стандартов образования и, в результате, непрерывному же обновлению требований общества к учащимся и работающим специалистам, создание экосистемы онлайн-обучения, в которой слушатель может приобрести не только дополнительные знания, но и базовые по любому из выбранных им направлений, может рассматриваться как одна из доминант развития системы образования в целом.
     Определим некоторые предпосылки развития онлайн-обучения, существующие на сегодняшний день.
Онлайн-обучение не альтернативно по сути своей структуре формального образования, являясь сегодня скорее неотъемлемой частью неформального и информального обучения. Томас Фрей, футуролог, основатель одного из микроколледжей, существующих в цифровом пространстве, комментирует сложившуюся картину на рынке труда следующим образом: «Каждая новая технология рождает потребность в обучении. Очень часто на освоение новых нишевых знаний требуется лишь несколько часов тренинга. Совершенно новые и стремительно растущие рынки создают спрос на специалистов, которых раньше не было: виртуальная реальность, интернет вещей, 3D-печать и т. д. Традиционные колледжи пытаются уложиться в 2-4-летние периоды, но это слишком долго. И здесь возникает прекрасная возможность для курсов по быстрому обучению специалистов.» [2].
     Онлайн-обучение не призвано заменить собой сложившихся систем получения знаний учащимися, но способно дополнить их, значительно расширяя возможности учащихся и генерируя не существовавшие ранее различные пути и способы приобретения знаний, перечислим лишь некоторые из них:
  • дистанционное образование, предлагаемое ныне многими учебными заведениями;
  • открытые лекции — лекции ведущих специалистов в цифровом пространстве;
  • онлайн-курсы;
  • телеконференции.
А также прочие формы, такие как:
  • вебинары - онлайн-семинары, аудитория которых от года к году лишь увеличивается;
  • чат-занятия;
  • занятия, проводимые по Skype в режиме реального времени, время проведения которых учащийся может согласовать с преподавателем заблаговременно;
  • онлайн-трансляции;
  • виртуальные экскурсии;
  • технологии дистанционного присутствия;
  • другое.
Сетевое обучение способно обеспечить охват широких масс, привлечь большее количество слушателей; предполагает многократное увеличение целевых аудиторий.
Аудитории могут пополняться за счет следующих категорий пользователей:
  • работающих;
  • присутствующих дистанционно.
Работающие зачастую не могут оставить работу ради обучения; присутствовать дистанционно могут те учащиеся, кто, например, проживает не в том населенном пункте, где располагается выбранное среднее или высшее учебное заведение.
     Возможность самостоятельно определять график посещения занятий также может являться дополнительной мотивацией к обучению и одной из причин бурного развития онлайн-обучения сегодня. Для работающих специалистов составление индивидуального графика занятий может оказаться решающим фактором при выборе между курсами со стандартным расписанием и онлайн-вариантом [1].
     Одной из особенностей онлайн-обучения, влияющей на быстрое его развитие, можно считать своего рода стандарт предоставления образовательной базы, когда контент, предлагаемый для изучения, в цифровом пространстве во многих случаях предоставляется пользователю на безвозмездной основе, что не может не привлекать тех учащихся, которые заинтересованы в пополнении и /или обновлении своих знаний, но по разным причинам не готовы к финансовым тратам.
     При этом одной из ключевых особенностей онлайн-обучения на сегодняшний день можно назвать заинтересованность учащихся именно в получении знаний, освоении контента, а не в получении документа об образовании, что лишь подтверждает мысль о том, что онлайн-обучение не призвано заменить сложившиеся системы формального образования, но дополнить их, предоставляя учащимся возможность компенсировать пробелы в знаниях.
По утверждению Дм. Гужеля, основателя одной из онлайн-школ, несмотря на то, что дистанционное обучение востребовано широкой аудиторией, не все слушатели стремятся получить диплом об окончании курсов: «У россиян просыпается интерес не только к экономике и бизнесу, но и к культуре и наукам. Курсы по химии и истории собирают десятки тысяч студентов... Онлайн-обучение востребовано самой широкой аудиторией, что объясняет, почему лишь небольшая доля слушателей стремится получить документ об окончании курсов. Однако именно эти семь процентов — это самые мотивированные и заинтересованные в образовании... Только на собственной мотивации они проходят курсы, выполняя зачастую совсем не легкие домашние задания и сдавая тесты. Именно на этих людей обращают внимание университеты — авторы курсов, поскольку для них это потенциальные претенденты на второе высшее образование, магистратуру или аспирантуру. Но при этом мы очень рады и тем, кто выборочно слушает интересующие его лекции — в любом случае они получают новые ценные знания от лучших преподавателей России.» [2].
     Отметим еще одну особенность развития обучения онлайн, которая существует сегодня и, на наш взгляд, может только укреплять свои позиции в информационном поле в дальнейшем: открытые лекции ведущих специалистов, вебинары онлайн-школ, сетевые образовательные проекты и сайты представляют собой лишь одну из граней сферы онлайн-образования. Бесконечное количество страниц, посвященных тем или иным вопросам обучения, освещению различных тем и дисциплин, появляются в цифровом пространстве в результате труда самих пользователей, ведения ими тематических блогов, размещения теоретических материалов, тестов, заданий, обучающих текстов в социальных сетях, собственных сайтах.
     Сегмент подобного сотрудничества пользователей информационного пространства захватывает все более значимые аудитории. Например, все более востребованными в среде пользователей становятся работы влогеров, контент работ, выкладываемых в том числе в свободном доступе, может быть самым разным — от уроков иностранных языков до освещения вопросов программирования.
     К предпосылкам развития онлайн-обучения также можно отнести следующие:
  • инвестиции в развитие интернета, как государственные, так и частных инвесторов;
  • создание дополнительных интернет-сервисов;
  • развитие облачных технологий;
  • развитие нишевых проектов.
     Инвестиционная привлекательность образовательных среди прочих интернет-проектов может послужить основой их дальнейшего бурного развития. Образовательные порталы, сервисы, нишевые проекты, посвященные отдельным дисциплинам или охватывающие ряд направлений, продолжают пользоваться вниманием многочисленной аудитории учащихся и работающих; количество подобных проектов лишь увеличивается, в том числе трудами самих пользователей, как указывалось выше.
     Отметим также, что на сегодняшний день существует тенденция перехода контента с личных устройств и носителей информации в облачные технологии и сервисы. Одной из основных причин такого перехода считается отсутствие ограничений при хранении необходимой учащемуся информации; объем памяти каждого персонального устройства не может быть сопоставим с возможностями облачных сервисов. Уже сегодня более 75% пользователей сохраняют персональные данные в цифровом формате и менее половины из них пересохраняют информацию на внешних носителях или облаке [3].
А. Прохоров, исследующий IDC, в частности, утверждает: «На сегодняшний день рынок облачных услуг занимает небольшую долю (около 1%) от совокупного рынка в России. При этом облачные технологии пользуются высоким спросом даже в условиях общей стагнации рынка ИТ, что позволяет целому ряду облачных поставщиков увеличивать свои обороты на 100% и более в год.» [4].
     Включение IT-технологий в базовый инструментарий педагога, повышение компьютерной грамотности педагогов на сегодняшний день также в числе насущных вопросов системы образования. Педагог ведет за собой учащихся; уверенное знание новейших мультимедийных технологий, умение применять их сегодня понимается как одна из базовых составляющих профессиональной деятельности преподавателя. Успешное освоение инновационных технологий может считаться одним из важнейших компонентов, необходимых в повседневной эффективной профессиональной деятельности. В системе дополнительного образования, помимо функционирования повышения компьютерной грамотности педагогов в рамках традиционной классно-урочной системы обучения, также используется формат онлайн-курсов, проведения онлайн-семинаров. Например, издательствами учебной литературы, образовательными организациями и т. п. для преподавателей иностранных языков на постоянной основе проводится целый ряд вебинаров, посвященных рассмотрению различных профессиональных вопросов, от методики преподавания иностранных языков до новшеств в системе подготовки учащихся; вопросы, предлагаемые к рассмотрению, отражают реальные запросы аудитории учащихся; при этом подключиться к онлайн-семинару, при условии должным образом работающих коммуникаций, может преподаватель, находящийся за тысячи километров от непосредственного места организации и проведения вебинара и владеющий необходимым минимумом компьютерной грамотности для виртуального посещения семинара.
     Кроме того, аккумуляция межпредметных сегментов знания и сведение их в единые базы данных по дисциплинам, даже при дублировании, может способствовать развитию системы обучения педагогов в рамках системы непрерывного педагогического образования; при размещении баз данных в цифровом пространстве они могут быть полезны для всех учащихся, желающих пополнить и обновить свой запас знаний по выбранной тематике.
При этом концепция непрерывного образования представляется современной универсалией, обладающей высоким компенсаторными возможностями, способной отвечать вызовам дня сегодняшнего.

                                       Список литературы

   1. Кузнецова О.В. Эволюция идей непрерывного образования: предпосылки формирования единой концепции, современное состояние, тенденции развития // NovaInfo.Ru. - 2014. - № 27. - С. 247-253.
   2. Ашманов И. Учись играючи / И. Ашманов // PRO. № 2. С. 56-60.
   3. Amazon Echo / PRO. № 2. С. 24.
   4. Cтрана привыкла к облакам / PRO. № 1. С. 50-51.
   5. Кузнецова О.В. Тенденции развития концепции непрерывного образования в России в начале XXI в. // NovaInfo. - 2014. - № 29. - С. 317-322.
   6. Словарь бизнес терминов. Энциклопедия бизнеса онлайн [Электронный ресурс] // URL: http://www.onlinedics.ru/slovar/biz.html (дата обращения 26.02.2016).
   7. Wiktionary. Викисловарь. [Электронный ресурс] // URL: http://ru.wiktionary.org/wiki/офлайн (дата обращения 26.02.2016).

Поделиться: