Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Экологический компонент в системе непрерывного образования в КНР
Экологическое образование, экологическое воспитание и экологическое просвещение в современном Китае являются необходимыми компонентами учебного процесса на всех ступенях системы образования, отвечая глобальной цели государственной социально-экономической политики, направленной на сохранение безопасной окружающей среды и построение экологической цивилизации в интересах обеспечения устойчивого развития нации. Являясь самым населенным государством на Земле, в последние два десятилетия Китай столкнулся с последствиями серьезного экологического кризиса, вызванного нерациональным природопользованием и различными природными, геополитическими и антропогенными факторами, что проявилось в усиленных выбросах парниковых газов, загрязнении почвы и атмосферы экотоксикантами, изменении климата, сокращении биоразнообразия и других опасных явлениях. Курс на интеграцию экологических знаний в систему образования в Китае был взят еще в начале 1970-х гг., после участия КНР во всемирной экологической конференции ООН в Стокгольме (1972) и в связи с активизацией международных механизмов охраны окружающей среды. В первое время экологическая подготовка обучающихся носила фрагментарный характер, но уже в 1979 г. группой по охране окружающей среды, входящей в состав Государственного совета КНР, была выдвинута инициатива об экспериментальном внедрении образовательных программ экологической направленности в начальной и средней школе. Пилотный проект, проводившийся в ряде городских и сельских школ, оказался успешным и в дальнейшем опыт экологического воспитания и просвещения был распространен по всей стране. С 1981 г. началось плановое введение экологического компонента в преподавание школьных естественно-научных дисциплин: естествознания – в начальной школе, биологии и географии – в средних классах. В дальнейшем на государственном уровне был разработан долгосрочный документ «Государственная программа действий по агитационно-просветительской работе в сфере охраны окружающей среды на 1996–2010 гг.» [1]. Содержание данной программы нашло отражение в педагогической деятельности образовательных организаций различного типа – от детских садов до вузов. С 1997 г. в КНР стали функционировать «зеленые школы». Данный статус присваивался образовательной организации на основе специально разработанных диагностических критериев, включающих достижения школьников в сфере экологического образования, количество проведенных природоохранных мероприятий, ведение экологической пропаганды, контроль школ за охраной местной окружающей среды, бережное отношение к здоровью и т. д. [2]. Но по-настоящему широкие масштабы экологическое образование стало принимать лишь с 2012 г., после выдвижения Председателем КНР Си Цзиньпином инициативы «Один пояс – один путь» и концептуальной разработки программы построения экологической цивилизации Китая с целью достижения «китайской мечты» (中國夢) и грандиозного возрождения китайской нации. С этого времени экологический компонент утвердился в качестве обязательного звена на всех ступенях системы непрерывного образования, которая в КНР имеет свои специфические особенности. Однако если вопросы организации и принципы функционирования системы непрерывного образования в Китае нашли определенное отражение в педагогической литературе, то этого нельзя сказать о проблемах становления экологической составляющей образовательной деятельности, которые до сих пор фактически не исследовались в аспекте соответствия принципам преемственности и непрерывности. Между тем в условиях реформирования современного китайского общества именно экологическое образование и воспитание граждан в цивилизационном масштабе являются ключевым условием формирования экологического сознания, экологического мышления и экологической культуры всех слоев населения страны. Цель данной статьи – описать структуру и принципы реализации системы непрерывного образования с китайской спецификой и выявить особенности интеграции экологического компонента в образование на различных ступенях данной системы. Исходя из цели настоящего исследования, публикация структурирована на два раздела: в первом анализируются структурная модель и общие тенденции становления системы непрерывного образования в Китае, во втором рассматриваются закономерности интеграции экологического компонента в систему многоуровневого образования. I. Структура современной системы непрерывного образования в КНР Термин «непрерывное образование», «образование в течение всей жизни» (Lifelong Learning – 終身學習) имеет европейское происхождение, поскольку изначально концепция образования в течение всей жизни и ее реализация задумывались как европейский проект, который первоначально (1997‒2000) нашел практическое отражение в образовательной политике стран Европейского Союза, в каждой из которых непрерывное образование воплотилось в виде собственной уникальной модели, отвечающей глобальным принципам непрерывности, общедоступности, преемственности и гуманизма и одновременно коррелирующей с имеющимися национальными образовательными моделями [3; 4]. Однако очень скоро концепция «образования в течение всей жизни» вышла за границы Европы и нашла практическое применение в разных странах мира, на разных континентах. Собственная обновленная модель непрерывного образования с китайской спецификой была создана и в КНР на основе уже сложившейся традиционной педагогической модели с учетом глобальных (международных) и региональных тенденций. Становление системы непрерывного образования в КНР тесно связано с исторически сложившимися реалиями социально-культурной жизни китайского общества, традиционными духовными установками и задачами государственной экономической политики. В целом истоки стратегий непрерывного образования в Китае прослеживаются уже с 1970-х гг., когда с началом стремительного развития информационно-коммуникационных технологий система образования приобрела новые функции и возможности. При этом установки на непрерывное обучение и саморазвитие органически присущи традиционной китайской философии и культуре. Так, достаточно часто цитируется известное в Китае высказывание из Конфуция: «Высший тип людей – это те, кому мудрость была дана при рождении; за ними следуют те, кто приобрел мудрость в процессе обучения; далее идут те, кто, не получив от рождения большого ума, все же стремится к учебе. К низшей категории людей относятся те, кто, не обладая врожденным умом, даже и не пытаются учиться» [5] (перевод – М. Ю.). Непрерывное образование в КНР изначально строилось по традиционной для большинства стран схеме, включающей дошкольное образование, начальное образование, среднее образование и высшее образование. Именно эта схема была закреплена в статье 17 Закона Китайской Народной Республики об образовании, принятом 18 марта 1995 г. [6]. В статье 42 Закона об образовании говорится, что «государство стимулирует учебные заведения и иные образовательные организации, общественные организации принимать меры по созданию условий для получения гражданами образования в течение всей жизни» Впоследствии в текст Закона об образовании неоднократно (в 2009 и 2015 гг.) вносились поправки. В результате постоянно осуществляемой в КНР политики инновационного реформирования и модернизации образовательной системы структура непрерывного образования значительно расширилась, в нее вошли следующие структурные компоненты: 1) дошкольное образование (детские сады, частные детские учреждения); 2) начальная школа; 3) средняя школа (две ступени); 4) высшее образование (колледжи, университеты, учреждения профессионального и профессионально-технического образования); 5) постдипломное образование (аспирантура). Структурные звенья системы непрерывного образования в Китае представлены также и в другом законодательном документе – Законе Китайской Народной Республики о преподавателях (принят 31 октября 1993 г.) [7]. В статье 40 данного закона перечислены учебные заведения Китая различных типов и уровней, реализующие программы дошкольного, общеобразовательного начального, общеобразовательного среднего, профессионального, общеобразовательного высшего образования, образования коррекционного типа и образования для взрослых. Обязательным является получение ребенком, достигшим возраста шести лет, девятилетнего государственного образования. Помимо формального образования, в Китае развито неформальное и информальное образование. Первое предполагает обучение и профессиональную переподготовку на рабочем месте, дистанционное обучение на дому и т. п. Второе реализуется как овладение различными видами умений и навыков в условиях семьи или ближайшего социального окружения, то есть за пределами официальной образовательной среды. Специфика национальных моделей непрерывного образования ярче всего выявляется при взгляде со стороны, а именно, с позиций иностранных ученых и педагогов-исследователей. Особенностью современной модели непрерывного образования в Китае, по мнению американских авторов [8], является приоритетное внимание к интенсивному развитию образования взрослых и построение гибкой системы профессионального образования и переподготовки кадров с учетом социально-экономических и геополитических факторов, включая разделение труда по регионам, в том числе городским и сельским. Большое значение придается развитию практических умений и навыков обучающихся (skills), при этом для повышения мотивации к обучению на протяжении всей жизни в Китае упор делается не только на нравственные категории, но также и на экономические рычаги воздействия. Согласно исследованию Международного банка реконструкции и развития [9], именно развитая система непрерывного образования способствует высокой конкурентоспособности китайских специалистов. В обществе знания образование принимает принципиально новые, глобальные смыслы. Инновации в сфере образования, особенно высшего, способствуют экономическому росту государства и становлению экономики знаний, что особенно важно для Китая, обладающего крупнейшими в мире ресурсами рабочей силы. Поэтому серьезной задачей является обеспечение массовости и широкой доступности всех форм образования в условиях перехода страны к рыночной экономике, что, в свою очередь, делает необходимыми значительные вложения в развитие человеческого капитала, большая доля которых принадлежит частному сектору, а также неправительственным образовательным организациям, участвующим в повышении качества образования на всех уровнях образовательной системы [10]. Основная проблема состоит в неравномерности экономического развития различных провинций Китая, что выражается в недостаточном обеспечении доступности и равных возможностей получения образования разными категориями граждан из-за неравномерного обеспечения разных регионов образовательными ресурсами [11]. Отсюда вытекает задача создания системы «справаведливого образования для всех» (人人享有公平教育). По мнению китайских ученых [12], в настоящее время одной из приоритетных задач является развитие гибкой системы образования взрослых, в особенности граждан пенсионного возраста. Образование в зрелом возрасте полностью соответствует китайским традициям, моральным нормам и ценностям. Вовлечение пожилых неработающих граждан в процесс обучения, по мнению китайских специалистов, способствует благоприятному протеканию процесса старения, содействует укреплению здоровья и повышению социальной и образовательной активности человека, вышедшего на заслуженный отдых. Китайские исследователи начали изучать становление национальной системы непрерывного образования уже в середине 1990-х гг. [13]. Анализировались государственные стратегии непрерывного образования и вопросы образования взрослых [14; 15; 16]. В 2021 г. вышла публикация Ву Цзунмин [17], автор которой выделяет четыре хронологических периода в развитии системы непрерывного образования в КНР, исторически сменяющих друг друга на протяжении почти 40 лет образовательных реформ: 1) начальный этап (1978‒1987); 2) период внедрения (1988‒1997); 3) период проб и ошибок (1998‒2007); 4) период интенсификации (2008‒2017). Особенностью китайской модели LLE (Lifelong Education), по мнению ученого, является реализация таких системообразующих принципов, как обеспечение равного права на образование для всех граждан; борьба с неграмотностью; содействие развитию человеческого капитала. Изучению особенностей непрерывного образования в Китае посвящен ряд исследований русскоязычных авторов [18; 19; 20]. В данных публикациях описаны различные сегменты в структуре непрерывного образования КНР, включая его формальные, неформальные и информальные формы. Каковы перспективы непрерывного образования в Китайской Народной Республике? В соответствии с утвержденным 23 февраля 2019 г. Планом модернизации образования в Китае до 2035 г. [21], систему образования в течение всей жизни предполагается существенно модернизировать и всячески поддерживать. Данный стратегический документ, опубликованный по решению Центрального комитета Коммунистической партии Китая и Государственного Совета, рассчитан на среднесрочный и долгосрочный периоды. План модернизации образования в Китае включает различные направления работы и среди прочих целей предполагает: - оптимизировать образовательную структуру; - придерживаться реформ и инноваций; - активно продвигать модернизацию образовательных концепций, систем, содержания, методов и управления; - при разработке образовательных программ опираться на китайскую специфику; - уделять больше внимания обучению на протяжении всей жизни. Рассчитывается, что в будущем значительно увеличится период обучения трудоспособного населения страны. В качестве одной из актуальных задач к 2035 г. выдвигается следующая перспектива: «…построение современной системы образования, обслуживающей непрерывное обучение всего народа; популяризация качественного дошкольного образования; реализация сбалансированного обязательного образования; всесторонняя популяризация среднего школьного образования; модернизация профессионального образования; повышение качества и конкурентоспособности высшей школы». Повышение качества непрерывного образования должно быть достигнуто на комплексной основе с применением гибких, преемственных, поэтапных форм обучения с плавным переходом от одной ступени образования к другой; предполагается поощрять становление и развитие образовательных организаций всех уровней и типов; поддерживать функционирование учреждений системы дополнительного образования. Планируется создать институциональную среду для обучения на протяжении всей жизни с равными возможностями для всех слоев населения, людей разного возраста, с разными способностями, талантами и индивидуальными потребностями развития, в том числе для пожилых граждан, жителей городской и сельской местности, людей с особенностями здоровья и т. д. В контексте развития экологического образования предлагается активно продвигать инициативу «Один пояс – один путь»; укреплять сотрудничество с международными организациями, такими как ЮНЕСКО. Большую значимость для реализации экологического образования и воспитания в Китае имеет также еще один нормативный документ, а именно «Укрепление трудового обучения в начальной, средней и высшей школе в новую эру» [22] (утвержден 26 марта 2020 г.), в котором утверждается воспитательное значение труда, в том числе в сфере природоохранной деятельности. Подчеркивается, что трудовое воспитание красной нитью проходит через все уровни образования – дошкольного, школьного и высшего – в сочетании с интеллектуальным, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием, способствуя социализации обучающихся и формированию научного мировоззрения и экологического сознания. При этом важно учитывать местные условия природы, экономики, культуры, географическое положение региона, локализацию школы, ресурсы местных промышленных предприятий, а также потребности времени. В новейших источниках [23] (2020) описан опыт организации гибкого обучения в системе непрерывного образования Китая в условиях пандемии КОВИД-19 на основе экосистемного подхода. Реализация инициативы «Прерванные занятия, непрерывное обучение» позволила вовлечь в непрерывный учебный процесс учащихся из различных провинций Китая, в том числе школьников и студентов из отдаленных деревень.
II. Особенности интеграции экологического компонента на различных ступенях системы непрерывного образования в КНР В настоящее время на каждой из ступеней системы непрерывного образования в Китае в той или иной форме как на обязательной, так и на факультативной основе реализуется экологический компонент. Исследований, в которых раскрываются концептуальные основы экологического образования в течение всей жизни, немного, и практически все они опираются на идеи теории устойчивого развития. В частности, А. И. Макшеева [24] рассматривает разные уровни экологического образования в России. Целью экологического образования является формирование экологической культуры и экологического сознания. Автор выделяет два возможных подхода к внедрению экологического компонента в содержание образования: 1) введение предмета «экология» в учебные программы; 2) экологизация всех преподаваемых дисциплин как следствие междисциплинарного характера экологических проблем. Экологический компонент рассматривается как определенный минимум экологических знаний, которые вводятся посредством традиционно применяемых методик, характерных для различных уровней системы непрерывного образования. Соответственно, экологический компонент внедряется: 1) в семье и дошкольных учреждениях; 2) в общеобразовательной школе; 3) в сфере высшего и профессионального образования; 4) в системе повышения квалификации; 5) в системе постдипломного образования. Отдельно должно осуществляться экологическое просвещение тех представителей населения, которые не охвачены системой непрерывного образования (пенсионеры, безработные, представители ряда рабочих специальностей, не связанных с экологией). В этом случае средствами экологического воспитания и просвещения выступают СМИ, культурно-просветительные и общественные организации. По мнению М. В. Дроздовой [25], можно выделить три модели внедрения экологических знаний в учебный процесс: 1) однопредметную – на основе преподавания одной экологически ориентированной дисциплины; 2) многопредметную – на базе нескольких или даже всех учебных предметов, когда происходит вкрапление разнородной экологической информации в образовательные программы; 3) смешанную модель, в которой объединяются элементы первой и второй моделей. Ведущими принципами реализации экологической составляющей в учебном процессе, по мнению как западных [26; 27], так и китайских [28] исследователей, является идея воспитания экогражданства, реализация принципов образования в интересах устойчивого развития и широкая опора на внеурочные формы работы и формы дополнительного образования. Китайскими учеными исследуется также влияние разных форм экологического воспитания и образования на формирование экологического поведения школьников и студентов [29; 30; 31]. Ключевыми в системе непрерывного образования являются следующие образовательные стратегии и подходы экологической направленности: стратегии защиты окружающей среды, реализуемые под руководством различных министерств; стратегия построения экологической цивилизации, выдвинутая ЦК КПК; экологическое образование посредством естественно-научных дисциплин; экологическое образование на основе политической идеологии и политики реформ и др. Внедрение экологического компонента в систему непрерывного образования в КНР происходило поэтапно в тесной связи с изменениями государственной социально-экономической политики, а именно по мере экологизации экономики страны и создания условий для формирования экологического сознания целевой аудитории – как детей, так и взрослых [32; 33]. Истоки экологического образования в Китае были заложены в результате принятия Закона об охране окружающей среды [34] (1979), в тексте которого указывается, что минимальные базовые знания по охране окружающей среды «должны найти отражение в учебных планах начальной и средней школы» (ст. 30). Тогда же, в 1979 г., состоялась Первая специальная конференция по экологическому образованию, где по инициативе Государственного совета было предложено ввести экспериментальные курсы экологической направленности в начальном и среднем звеньях образования в специально отобранных пилотных школах. Что касается внедрения экологического компонента в высшей школе, первые подобные попытки были сделаны еще в 1973‒1978 гг., когда в четырех крупнейших университетах Китая (Пекинский университет, Пекинский технический университет, Университет Тунцзы, Университет Чжуншань) появились факультативные курсы экологической направленности. С 1980-х гг. экологические дисциплины получили распространение на непрофильных (неэкологических) направлениях подготовки в большинстве китайских вузов. Знаковым событием для экологизации сферы образования стало участие КНР в Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992). С этого времени (начало 1990-х гг.) государственная политика экологических реформ Китая приняла долгосрочный характер, а экологический компонент стал внедряться в различных формах в начальной, средней и высшей школе. В 1993 г. произошел первый выпуск магистров экологии в Пекинском педагогическом университете. С 1995 г. расширилось количество профилей экологической направленности в системе высшего образования, а экологически ориентированные образовательные программы были включены в учебные планы 79 вузов по магистерским и докторским направлениям подготовки. В 1996 г. основано Министерство по защите окружающей среды КНР. С 1997 г. в рамках «Инициативы преподавателей экологии для Китая», выдвинутой Китайским отделением Всемирного фонда дикой природы, были созданы центры экологического обучения для педагогов, определены национальные стандарты «зеленых школ» [35]. Важным социально-политическим шагом стало принятие нового Закона об охране окружающей среды, вступившего в силу 1 января 2015 г., что послужило толчком для осуществления многокомпонентной реформы экологического образования и просвещения всех слоев населения. И, наконец, по-настоящему широкомасштабный характер реализация программ экологического образования в Китае приняла после того, как в 2018 г. в Конституцию КНР были внесены поправки экологического содержания, направленные на воплощение в жизнь концепции построения экологической цивилизации, активизацию работы общественных организаций по защите окружающей среды, разработку инновационных стратегий развития человеческих и интеллектуальных ресурсов в контексте устойчивого развития и рационального природопользования. Структуру непрерывного экологического образования, согласно данным Центра экологического образования и коммуникаций Министерства по защите окружающей среды КНР [36], в самом общем виде можно представить следующими четырьмя уровнями: Базовое экологическое образование (дошкольное образование, начальная и средняя школы); ключевая задача данного уровня – обеспечить подрастающему поколению элементарные экологические знания и практические навыки природоохранной деятельности и рационального использования ресурсов в бытовых и практических нуждах, сформировать основы экологического поведения. Высшее экологическое образование (политехнические школы, высшие профессиональные школы, профессионально-технические училища, колледжи, университеты). Задача этого уровня – подготовить достаточное количество профессионалов в области экологии, обладающих технической подготовкой, для обеспечения потребностей национальной экономики. В настоящее время насчитывается свыше 300 учебных заведений, обеспечивающих подобную профильную подготовку, включая профили «эколог», «инженер-эколог», а также специализацию в области природоохранной деятельности в контексте устойчивого развития. Экологическое образование взрослых обеспечивает следующие возможности: обучение на рабочем месте (переподготовку); дополнительное образование; образование и просвещение на базе общественных организаций. Задача подобной формы образования – приобретение экологических знаний и формирование экологических компетенций обучающихся. Публичное экологическое образование – это экологическое просвещение широких слоев населения посредством СМИ, телевидения, общественных волонтерских движений, участие в природоохранных мероприятиях, конкурсах, выставках, социальных инициативах, национальных праздниках, таких как Всемирный день окружающей среды (5 июня), День Земли (22 апреля) и др. Задача данного уровня – развитие экологической грамотности в широком масштабе, экологическое информирование граждан, воспитание ответственного отношения к природе, становление основ экологической культуры, вовлечение населения в общественно полезную деятельность. Важной формой экологического образования на всех ступенях непрерывного образования выступает разнообразная проектная деятельность, в том числе на общенациональном уровне, например проекты: «Зеленое общество»; «Зеленые школы»; «Тысяча экологически ориентированных послов молодежи»; международный проект «BELL» (сокращение от Business – бизнес, Environment – окружающая среда, Learning – обучение, Leadership – лидерство) и др. Немаловажно и то, что мотивация обучающихся к получению экологических знаний в постоянного самообразования и самосовершенствования должна подкрепляться наличием соответствующего практического опыта, который не может возникнуть исключительно в результате изучения теории, но требует овладения метапредметной траекторией самопроектирования [37], что и обеспечивается в условиях непрерывного образования. Таким образом, современное экологическое образование в Китае встроено в существующую систему непрерывного образования с целью охвата экологическими знаниями широкой целевой аудитории в контексте достижения глобальной цели государственной экологической политики – построения экологической цивилизации и обеспечения перспективы для реализации национальной «китайской мечты», направленной на создание процветающего «красивого Китая» как экономически устойчивого и экологически безопасного общества. На основе анализа научной литературы по проблемам развития системы непрерывного экологического образования в разных странах можно сделать вывод о том, что экологический компонент в содержании образования в Китае целенаправленно и последовательно реализуется на всех уровнях образовательной системы страны в течение почти четырех десятилетий и характеризуется уникальными особенностями, связанными с менталитетом китайской нации, воспитанной на принципах китайской традиционной философии, этики и культуры и принципах социализма с китайской спецификой. С расширением международных связей Китая в области природоохранной деятельности и становлением международной экологической дипломатии образовательная политика в КНР, тесно связанная с политикой государственных реформ в китайском обществе, помимо достижения национальных целей, обрела и глобальную основу, связанную с европейским проектом образования в течение всей жизни в интересах устойчивого развития. Методологической основой развития непрерывного образования в Китае стала совокупность ряда педагогических подходов – этико-цивилизационного, системного, междисциплинарного, аксиологического, этнопедагогического и др. Однако модель развития системы экологического образования в КНР только начинает изучаться, а круг авторов, рассматривающих данную тематику, пока недостаточно широк. Мы полагаем, что перспективным направлением для последующих научных исследований должна стать разработка концептуальных основ экологического образования, воспитания и просвещения на разных уровнях образовательной системы, выявление методов, приемов и технологий внедрения экологического компонента в учебный процесс в условиях формального, неформального и информального обучения. Результаты исследования, с одной стороны, представляют теоретическую значимость для педагогического и научного сообщества, а с другой – имеют практическое значение для учителей, педагогов системы дополнительного образования, студентов и аспирантов педагогического профиля, представителей управленческого звена и всех заинтересованных в формировании экологической грамотности и экологической культуры у населения в разных странах в различные исторические периоды, что особенно актуально для сравнительно-педагогических и сравнительно-исторических исследований. Список литературы 全國環境宣傳教育行動綱要(1996年~2010年)[Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: https://www.easyatm.com.tw/wiki/全國環境宣傳教育行動綱要 (дата обращения: 12.03.2022). Chen Nan Development of National Assessment Criteria for Green Schools in China / Nan Chen, Xiaoqiang Wu, Jin Wang // Southern African Journal of Environmental Education. 2006. Vol. 23. P. 64‒77. Писарева Л. И. Европейский проект lifelong learning и его реализация в немецкой модели weiterbildung / Л. И. Писарева // Проблемы современного образования. 2016. № 3. С. 66‒81. Green A. Models of Lifelong Learning and «the knowledge society» / A. Green // Compare: a Journal of Comparative and International Education. 2006. Vol. 36. Is. 3. P. 307‒325. Chai C., Chai W. The sacred books of Confucius and other Confucian classics. New York, NY : University Books, 1965. 384 p. Закон Китайской Народной Республики об образовании [Электронный ресурс] // Законы об образовании в Китайской Народной Республике. Санкт-Петербург, 2019. 103 с. Электрон. дан. URL: https://spbu.ru/sites/default/files/zakon_ob_obrazovanii_v_kitayskoy_narodnoy_respublike_rus.pdf (дата обращения: 12.03.2022). Закон Китайской Народной Республики о преподавателях [Электронный ресурс] // Законы об образовании в Китайской Народной Республике. Санкт-Петербург, 2019. 103 с. Электрон. дан. URL: https://spbu.ru/sites/default/files/zakon_ob_obrazovanii_v_kitayskoy_narodnoy_respublike_rus.pdf (дата обращения: 12.03.2022). Wang V. C. X., Parker J. Lifelong Learning in China / V. C. X. Wang, J. Parker // Revista Internacional de Organizaciones. 2014. № 12 junio. P. 71–88. Борисенков В. П. Развитие негосударственного высшего образования в Китае: научно-педагогический и нормативно-правовой аспекты [Электронный ресурс] / В. П. Борисенков, Цяофан Лю // Непрерывное образование: XXI век. 2021. Вып. 4 (36). Электрон. дан. DOI: 10.15393/j5.art.2021.7169 (дата обращения: 12.03.2022). Guo-Dong Xie. Lifelong education in China: New policies and activities [Электронный ресурс] / Xie Guo-Dong // International Review of Education. 1994. Vol. 40. Is. 3–5. P. 271–281. Электрон. дан. DOI: 10.1007/BF01257781 (дата обращения: 12.03.2022). Zunmin Wu. China’s Experiences in Developing Lifelong Education, 1978–2017 [Электронный ресурс] / Wu. Zunmin // ECNU Review of Education. 2021. Vol. 4. Is. 4. P. 857‒872. Электрон. дан. URL: https://doi.org/10.1177/2096531120953959 (дата обращения: 12.03.2022). Гурулева Т. Л. Национальное образование в Китае: современное состояние и меры государственного регулирования / Т. Л. Гурулева // Проблемы Дальнего Востока. 2017. № 1. С. 107–119. Краснова А. А. Развитие системы непрерывного образования в Китае / А. А. Краснова // Вестник РУДН. Серия «Информатизация образования». 2015. № 3. С. 96‒105. Пискунов А. И. Воплощение идеи непрерывного образования в Китае / А. И. Пискунов // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия : материалы IV Межд. научно-практич. конф. Пермь, 4‒6 апреля 2017 г. Пермь, 2017. С. 143‒146. Руководство по организации гибкого обучения в период приостановки образовательного процесса в очной форме: опыт Китая по поддержанию непрерывного обучения во время вспышки COVID-19 / Р. Х. Хуан [и др.]. Пекин : Институт умного обучения Пекинского педагогического университета, 2020. 47 с. Макшеева А. И. Экологическое образование в течение всей жизни как один из путей к устойчивому развитию [Электронный ресурс] / А. И. Макшеева // Вестник Мининского университета. 2013. № 4 (4). С. 13. Электрон. дан. URL: http:// http: //www.mininuniver.ru/ scientific /scientific_activities/vestnik/archive/no4 (дата обращения: 12.03.2022). Дроздова М. В. Экологическое образование – основа экологического благополучия / М. В. Дроздова // Таврический научный обозреватель. 2016. № 1. С. 127‒130. Monte T., Reis P. Design of a Pedagogical Model of Education for Environmental Citizenship in Primary Education // Sustainability. 2021. Is. 13. 6000. Assess mode: [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: https://mdpi-res.com/d_attachment/sustainability/sustainability-13-06000/article_deploy/sustainabili.... DOI: https://doi.org/10.3390/su13116000 (дата обращения: 12.03.2022). Бермус А. Г. Педагогический компонент многоуровневого профессионально-ориентированного университетского образования [Электронный ресурс] / А. Г. Бермус // Непрерывное образование: XXI век. 2014. Вып. 1 (5). С. 60‒67. Электрон. дан. DOI: 10.15393/j5.art.2014.2281 (дата обращения: 12.03.2022).
Поделиться: |