Авторcтво: Муравейко Наталия Викторовна, учитель начальных классов ГБОУ прогимназия №130 Санкт-Петербурга |
На современном этапе становления общества очень остро стоит проблема экологической культуры подрастающего поколения. Всё чаще и чаще мы сталкиваемся с пренебрежительным отношением детей к природе. Это проявляется в нежелании учеников: поддерживать чистоту на улицах, в парках, скверах; участвовать в программах озеленения; следить за состоянием зелёных насаждений и т.д.
Учитывая сложную обстановку в данной области, необходимо проводить активную и целенаправленную работу с учениками, начиная с первого класса. В рамках своей педагогической деятельности для экологического образования детей я использую методы активного обучения. Методы активного обучения позволяют ученикам осуществлять свою деятельность в русле творческого и поискового характера. При активном обучении процесс обучения и воспитания организован таким образом, что используются как педагогические (дидактические), так и организационно-управленческие средства.
Рассмотрим более подробно использование методов активного обучения в рамках экологического образования на уроках окружающего мира. В процессе своей деятельности я использую рейтинговый метод. Класс делится на 5 подгрупп. В каждой подгруппе выбирается капитан, придумывается экологическое название. Каждая команда получает экологические задания на 1 четверть, которые они должны выполнять совместно. Помощь родителей в процессе выполнения таких заданий приветствуется. В конце каждой четверти каждая подгруппа представляет итоги выполненной работы, учитель даёт оценку проделанной работе, выстраивает рейтинг подгрупп. В конце учебного года подводится общий итог, выбираются победители, которые справились со всеми экологическими заданиями. К таким экологическим заданиям можно отнести:
«Экология твоего двора» - наблюдение за своим двором. Выделение источников загрязнения окружающей среды.
«Зелёный десант» - высаживание цветов, кустарников, саженцев.
«Экоголята» - придумай и нарисуй экологические знаки, которых не хватает в нашем городе.
«Это интересно» - создание книги о необычных растениях и животных родного края. И т.д.
Метод «Ковёр идей» позволяет научить младших школьников находить пути решения какой-либо проблемы. Ученики разделены на группы. Перед группами ставится одна и та же экологическая проблема (например, составление законов об охране птиц). Ученики работают в группах, обсуждают свои идеи, записывают их, затем делятся своими мыслями с другими подгруппами, после чего отбирают те законы, которые будут действительно рабочими в современных реалиях.
Деловые игры позволяют имитационно смоделировать процессы управления социально-экономическими системами и профессиональной деятельности людей в условных ситуациях с целью изучения и решения возникших проблем. Деловые игры лучше всего проводить в 4 классе, т.к. ученики уже умеют совещаться друг с другом, излагать грамотно и чётко свои мысли. К деловым играм по экологии можно отнести «Экологические проблемы и пути их решения», «Экологическая гостиная», «Бюро экологов», «Спасательная служба».
Инновационные игры позволяют школьникам излагать своё видение экологических проблем, а самое главное, пути их решений. Инновационные игры позволяют разрабатывать проекты, которые могут быть экспериментально проведены. Данные проекты школьники могут выполнять совместно с родителями или можно организовать совместную работу с учениками старших классов. Ученик начальных классов работает в паре с учеником старших классов. Мозговая эстафета позволяет сгенерировать идеи по экологической проблематике за определенное время. Ученики предлагают свои рекомендации по решению проблемы и записывают их на листок. Далее каждый ребёнок зачитывает свои предложения, а остальные выставляют им оценки.
Научно-практическая конференция по экологии может быть проведена в самом классе, в параллели или во всей начальной школе. В процессе подготовки к научно-практической конференции ученики рассматривают экологический вопрос, который заинтересовал их больше всего. Изучают и рассматривают данный вопрос, дают оценку, находят пути преодоления той или иной проблемы.
К активным методам по экологическому образованию в начальной школе можно отнести акции «Экологический десант» (субботники), «Зелёный двор» - посадка растений, ухаживание за клумбами, совместный сбор пластика, стекла, макулатуры и т.д.
Каждая семья, так или иначе, совершает благие поступки по отношению к природе. В классе можно организовать волшебную вазу, в которую ученики будут складывать цветные камешки за каждое доброе дело для нашей природы, при этом, рассказывая классу, что сделал сам ученик или его семья. Когда волшебная ваза будет заполнена камешками, можно организовать для ребят класса поход в музей, кино, театр и т.д.
Как мы видим, в процессе экологического образования следует использовать не только традиционные методы обучения, но и активные методы. Именно активные методы способны позволить детям почувствовать себя взрослым, ощутить свою значимость в решении различных вопросов и проблем. Многие детские идеи, вызванные активными методами, могут быть отправлены на районные, городские конкурсы по экологии.
Литература
1. Чернухин, О.А. Организация исследовательской деятельности школьников естественнонаучной и экологической тематики. Образовательные программы. – Новосибирск: Немо-Пресс, 2013. – 80 с.
2. Барышникова, Г.Б. Содержание и создание игровых занятий по экологическому воспитанию школьников // Воспитательная работа в школе. – 2012. – №1. – с. 58.
3. Заикина, Е.А. Формирование экологической ответственности // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. – №11. – с.9.
4. Камакин, О.Н. Проблемы экологического образования // Воспитание школьников. – 2013. – №7. – с. 38
Поделиться: