Поиск по сайту

Мои ценностные ориентиры в воспитании


Авторcтво: Смирнова Мария Александровна, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДТ «Современник» Выборгского района Санкт-Петербурга


       Еще в 19 веке, русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский отмечал важность целеполагания в педагогике: «Определение цели воспитания мы считаем лучшим пробным камнем всяких философских, психологических и педагогических теорий».
Любая деятельность имеет свои целевые ориентиры. Особенно важен выбор таких ориентиров при работе с детьми.

рис. 1

      Я руководитель детского объединения «Художественное ткачество. Гобелен».
На моих занятиях ребята не только учатся ткать, но также формируют и осваивают базовые национальные ценности и навыки 21 века.
Дети 21 века не хуже и не лучше своих сверстников прошлых лет, они просто стали другими. Современный ритм жизни диктует нам новые правила и условия. На первый план выступает развитие навыков коммуникации, лидерских качеств, умение принимать решения и передавать информацию, а также уважение к родному языку, к самобытной культуре, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории и многое другое.
      На мой взгляд, воспитание и образование настолько тесно связаны между собой, что иногда трудно отделить одно от другого.
В своей работе я ориентируюсь на гуманистические принципы воспитания.
      В центре – личность ребенка, его саморазвитие, самореализация, самоопределение. Свою задачу как педагога я вижу в том, чтобы помочь детям на каждом этапе их взросления выполнить задачи, характерные для их возраста, помочь им развиваться в направлении положительного идеала. Отсюда и различные формы взаимодействия с детьми. На занятиях я стараюсь придерживаться партнерского стиля в отношениях. Это развивает в детях и умение отстаивать свою точку зрения, и прислушиваться к мнению другого.
       В нашем объединении принято помогать друг другу, это стало негласным правилом нашего коллектива: своеобразное наставничество детей, когда даже младшие учащиеся могут помочь или научить что-то делать новичков старшего возраста.
       Участие ребят в различных конкурсных мероприятиях закаляет и воспитывает их характер. Готовясь к ним, они распределяют свое время, усилия, самоопределяются и самореализовываются, добиваются поставленных целей. А еще им очень важно, чтобы их работы увидели и оценили как взрослые, так и сверстники. Я предлагаю участвовать в конкурсах даже новичкам. А потом они учатся не зазнаваться или справляться с горечью поражения. Это для них всегда полезный опыт. За время моей работы многие учащиеся объединения стали победителями и лауреатами самых разных конкурсов и известных городских выставок.
       Современное образование не обходится без проектной деятельности. Ребятам нравится участвовать в проектах. Эта деятельность помогает сплотить детский коллектив и даже сформировать детско-взрослую общность, создавая атмосферу сотрудничества. Участвуя в проекте, в первую очередь, дети учатся работать в команде. Учебные проекты зачастую рождаются прямо на занятиях, ребята сами находят интересную для них тему. А потом мы все вместе продумываем, как реализовать идеи. Так родились такие проекты, как «Листья на ветру», «Цветущий ковер земли», - работая над которыми, ребята размышляли о любви и уважении к родной земле, заповедной природе.

рис. 2

       В ходе работы над проектом «Родина моя — Россия» мы с ребятами обращались к творчеству русских художников и иллюстраторов, таких как И.Я Билибин, Б.М. Кустодиев, И.И Шишкин и другие. Читали литературные произведения, былины и стихи русских поэтов, слушали музыку великих русских композиторов П.И. Чайковского, М.И. Глинки. В результате проекта «Родина моя — Россия» возникла коллективная работа, которая в дальнейшем стала победителем городской открытой выставки-конкурса детского художественного творчества «Шире круг».
      Также я считаю важным для нашего объединения участвовать в социальных проектах. Участие в проекте «Солнце внутри каждого» (организация и проведение совместных занятий и мастер-классов для детей с ОВЗ) помогает научить ребят открытости и дружелюбию по отношению к детям с особенностями здоровья. А участие в благотворительных акциях в рамках проекта «Добро внутри каждого» воспитывает уважительное отношение к пожилым людям, доброту, отзывчивость.
       Конечно же, все понимают, что воспитывать ребенка нам как педагогам легче всего в партнерстве с родителями, так как система ценностей, в основном, формируется в семье.
       Мы с ребятами проводим для родителей мастер-классы, приглашаем на выставки, готовим совместные праздники. А для особо заинтересованных родителей я провожу открытые занятия, во время которого они вместе с детьми могут работать на станке или раме. Такие встречи - это хороший повод для обмена опытом и неформального, живого общения.
       Я считаю, что в воспитании необходим деятельностный подход. В нашем объединении дети получают опыт трудовой деятельности - это и культура учебного труда (уборка рабочего места, класса), и забота об окружающей природе (субботники, мероприятия, направленные на благоустройство).
       Готовясь к конкурсам, участвуя в выставках различного уровня учащиеся приобретают опыт творческой деятельности.
В наше время особое значение имеет межчеловеческое общение. В объединении занимаются дети разных национальностей. Общаясь в коллективе, они принимают друг друга такими, какие есть. Таким образом воспитывается толерантность.
       А также ребята осваивают ценности и смыслы разных традиций – мы устраиваем праздники, внеклассные мероприятия на Рождество, Н.Г., 23 февраля, 8 марта, 9 мая. Каждое событие – это повод для разговоров в неформальной обстановке, часто к нам присоединяются и родители.
Для меня представляется важным привить детям в первую очередь такие ценности, как Родина, семья, дружба и сотрудничество, природа, культура и красота, я стараюсь развить в них умение видеть красоту, находить и ценить хорошее в нашей непростой жизни.
       В заключение хочется сказать, что воспитание - это сложный, многогранный процесс, в котором должны участвовать и родители, и учителя в школе, и педагоги дополнительного образования.
       Это трудная работа, на которую тратится много сил, времени, эмоций. Но если вам посчастливилось увидеть результаты своего труда, то это дорогого стоит!

рис. 3



Поделиться: