Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Роль физической культуры и спорта в духовном воспитании личности
Труд в современной цивилизации облегчен и не требует физических усилий. Особенно возросла роль физической культуры в связи с урбанизацией, ухудшением экологической ситуации, автоматизацией труда, способствующей гипокинезии. Роль физической культуры в развитии современного человека трудно переоценить. Ведь физическая культура, здоровый образ жизни не только условия для поддержания физической формы человека, но и средство для духовного воспитания личности. Такие личностные качества как выносливость, стремление к достижению результата, упорство, целеустремленность, взаимо поддержка и сотрудничество успешно формируются на занятиях физической культуры. В связи с этим в современном информационно-технологическом обществе роль физической культуры как одного из непосредственных условий духовного воспитания будущей личности возрастает. Социальная политика в Российской Федерации направлена на создание оптимального комплекса условий для развития физической культуры как важнейшей составляющей политики государства в целом, обеспечивающей развитие и воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора, что в целом составляет понятие «духовного воспитания личности». В современной России здоровый образ жизни, физическая культура уверенно занимают позиции социального феномена как национальной идеи «модели» гражданина, способствующего развитию сильного государства и здорового общества. Физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность органически сочетает усилия государства, его правительственных, общественных и частных организаций, учреждений и социальных институтов в контексте общих вопросов духовного воспитания будущего гражданина. Конец XX столетия во многих странах стал периодом модернизации и строительства современных спортивных сооружений. На совершенно новых экономических и правовых отношениях создаются эффективные модели физкультурно-спортивного движения, активно внедряются эффективные поведенческие программы, такие как «Здоровье ради жизни», «Здоровое сердце», «Жизнь – будь в ней» и другие, которые направлены на формирования моральной ответственности личности за состояние собственного здоровья и образа жизни. Общемировой тенденцией является также колоссальный рост интереса к спорту высших достижений, который отражает фундаментальные сдвиги в современной культуре. Процессы глобализации в определенной степени были стимулированы и развитием современного спорта, особенно олимпийского. Еще П. Ф. Лесгафт в своих трудах отмечал: «Между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь, вполне выясняющаяся при изучении человеческого организма... Умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического» [11]. В 2019 году принята концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, целью которой является создание условий для обеспечения высокого качества преподавания учебного предмета «Физическая культура», повышения его воспитательного и оздоровительного потенциала в образовательных организациях на основе модернизации системы физического воспитания в соответствии с социальными запросами общества и перспективными задачами развития Российской Федерации в современном мире[1]. Физическое воспитание имеет уникальную возможность успешно решить проблему гармонизации биологического, социального и духовного в человеке. Оно может стать тем механизмом, с помощью которого можно преодолеть имеющийся сейчас в сознании многих детей разрыв между пониманием нравственных норм и поведением. Наиболее актуальными задачами школьного физического воспитания, со стороны влияния на духовно-нравственное содержание личности, являются следующие: • воспитание приверженности к здоровому образу жизни; • воспитание коллективизма и товарищеской взаимопомощи; • воспитание непримиримости к несправедливости, нечестности; • формирование у детей потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом; • воспитание волевых качеств, самодисциплины, смелость,умения переносить трудности; • привитие навыков самоконтроля за состоянием здоровья, физического развития, за физической и спортивной подготовкой. • человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносит свой вклад в формирование всесторонне развитой личности[6]. В условиях муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 10» реализуется модульная программа курса внеурочной деятельности на всех уровнях образования «Выше, быстрее, сильнее», одним из модулей которой является «каратэ Кёкусинкай». Образовательный и воспитательный потенциал данного программного продукта направлен на создание условий для целенаправленного процесса формирования у детей и подростков, высоких патриотических, морально, психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предъявляемыми обществом социальными и педагогическими требованиями. Реализация данного курса опирается на традиционную систему воспитания, используемую в боевых искусствах Востока. На основе изучения сложившейся системы воспитания в восточных единоборствах была определены цель образовательного процесса: развитие и воспитание растущей личности, ее ценностных ориентиров, раскрытие творческого потенциала и индивидуальности. На современном этапе каратэ называют не только спортом, но и искусством с особой философией. Этот стиль является средством совершенствования физического мастерства, который преобразовался в способность объединения тела и духа в единое целое. Знания мастеров древности прежде тайные методики преподавания боевых стилей стали более доступными для населения западного полушария, породив громадный всплеск интереса к восточной философии и, к сверхчеловеческим способностям выдающихся специалистов боевых искусств. В процессе построения стройной системы оборонительных методик огромное значение для овладения способами ведения боя и их применения имеет сила духа и познание собственного внутреннего потенциала. Настойчивые поиски путей повышения мастерства ведут к избавлению от чувства страха даже в самых жарких ситуациях боя и умения полностью концентрироваться на его текущем моменте. В целях развития контроля над эмоциями мастера каратэ закаливают себя систематическими тренировками, заставляют преодолевать физическую боль, развивая тем самым силу духа, учась преодолевать стресс. В конечном итоге каратэ прекрасное средство совершенствования физического состояния человека и повышение его духовных сил, способ выражения своего эстетического потенциала посредством физической активности. Занятия по каратэ предполагают проведение теоретических и практических занятий, цель которых предусматривает формирование жизненно важных двигательных навыков и умений, расширение границ двигательной активности школьников, воспитание волевых качеств, укрепление здоровья учащихся, содействие физическому и нравственному воспитанию и развитию детей. В условиях обучения подростков каратэ Кёкусинкай необходимо проводить тренировки таким образом, чтобы обеспечивалась не только наиболее эффективная «техническая» подготовка учащихся (владение в совершенстве отдельными приёмами и конкретными техниками), но и достигался максимально возможный оздоровительный эффект, духовно-нравственный и духовно-волевой «рост» учащихся, что в комплексе будет способствовать развитию лучших индивидуальных качеств каждого занимающегося и достижение им максимальных результатов на соревнованиях. В карате и других боевых искусствах всегда уделялось особое внимание духовному и нравственному развитию человека. В основу всех боевых искусств положена философия добра, мира и спокойствия. Овладевая боевыми искусствами, человек обретает спокойствие, начинает трезво и рационально мыслить, ясно видеть суть вещей, становится менее агрессивен. Единоборства воспитывают характер, закаляют волю и ведут человека к дальнейшему самосовершенствованию. Вначале это происходит на подсознательном уровне, однако затем изменения быстро становятся видны окружающим. Занятия единоборствами приводят к достойному поведению в обществе, умению правильно держать себя в любых условиях и соблюдать этические нормы. Следует отметить и такую черту карате, как непременное уважение к старшим и наставникам. У современного карате есть и еще одна особенность: занятия им не следует превращать в самоцель. Это всего лишь средство осуществления иных, больших задач и эффективный инструмент самосовершенствования. То, что человек получает от единоборств, должно быть не только направлено вовнутрь, но и оказаться полезным для всего общества. Физическая культура является мощным средством духовного становления личности. Физическая культура и спорт может не только развивать физические качества формировать интеллектуальные способности, но и формировать научное мировоззрение, гражданственность, активное отношение к труду, эстетические и нравственные качества. У каждого человека, да и для общества в целом нет большей ценности, чем здоровье. Неуклонно возрастает значение физической культуры и спорта, внедрения их в повседневную жизнь. Занятия физической культурой и спортом готовят человека к жизни, закаляют тело и укрепляют здоровье, содействуют его гармоничному физическому развитию, способствуют воспитанию необходимых черт личности, моральных и физических качеств, необходимых в будущим детям в их профессиональной ,трудовой и оборонной деятельности. Таким образом, физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Современное общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным. Задача учителя физической культуры - помочь ему в этом, используя все свои знания и личный пример. Список используемых источников 1. Выдрин В.М. Спорт в современном обществе/ В.М. Выдрин// Москва, Физкультура и спорт.- 1980.- С.292. 2. Головнин А. А. Воспитание подростков средствами каратэ Кёкусинкай: оздоровительная, духовно-волевая и духовно-нравственная составляющая тренировок. //https://cyberleninka.ru 3. Гончаров, В.Д. Физическая культура в системе социальной деятельности/ В.Д. Гончаров//. - СПб., 1994. - С. 193. 2. Ионин, Л.Г. Социология культуры/ Л.Г. Ионин//.-Москва., 2006. -С.280 . 4. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта / Б.Р. Голощапов// Москва, «АСАДЕМА», 2001 .-С. 192. 5. Ильинич В.И. Физическая культура студента / В.И. Ильинич. - М.: Гардарика, 2008. - С.463.Концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы.//30.12.2019 6. Лесгафт П.Ф. Избранные труды / П.Ф. Лесгафт// Москва, Физкультура и спорт.- 1987 .- С.299. 7. Морозова Е.В. Физическая культура как составная часть общей культуры личности / Е.В. Морозова // Вестник Удмуртского университета. - 2003. - №10. - С.161. 8. Николаев Ю.М. Теория физической культуры: функциональный, ценностный, деятельностный, результативный аспекты / Ю.М. Николаев. - СПб.: СПбГАФК им П.Ф.Лесгафта, 2000. - С.456. 9. Паначев В.Д. Спорт и личность: опыт социологического анализа / В.Д. Паначев // СОЦИС. - 2007. - №11. - С.125-128. 10. Педагогическая энциклопедия / ред. И.А. Каиров, Ф.Н. Петров, Ф.Ф. Королев // - М. : Советская энциклопедия, 1968. - С.880 . 11. Социальные и биологические основы физической культуры: Учебное пособие / Отв. ред. Д.Н. Давиденко. - СПб, 2001. - С.208 . Поделиться: |