Поиск по сайту

Роль учебного предмета «ТЕХНОЛОГИЯ» в экологическом воспитании младших школьников


Авторcтво: Михалёва Лилия Абдразаковна, учитель ГБОУ школа № 482 Выборгского района Санкт-Петербурга


       Федеральный Государственный Образовательный стандарт уделяет особое значение экологическому воспитанию. Основные задачи экологического воспитания состоят в следующем:
• формировать и развивать экологическое мышление личности;
• уметь применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике;
• развивать основы экологической культуры, опыт экологически ориентированной практической деятельности в жизненных ситуациях;
• осуществлять подготовку выпускника, который осознанно выполняет правила здорового образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
       Экологическое воспитание направлено на то, чтобы с помощью педагога у детей формировались основы экологической культуры, которая заключается в интересе к явлениям природы, понимании специфики живого мира, желании сберечь его; эмоциональном отклике на любые проявления природы, ее красоту. В настоящее время продолжает интенсивно развиваться методика экологического воспитания: создаются программы, совершенствуются методы, разрабатываются региональные подходы к содержанию и формам работы с детьми учитывая специфические природные и социальные условий нашей страны.
       Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста играет важную роль в процессе воспитания в школе. Экологическое воспитание проходит как в урочной, так и во внеурочной деятельности, в том числе посредством различных предметов: математика, естествознание, ИЗО, русский язык и литературное чтение, технология.
       Комплексное применение на уроках технологии средств, форм и методов экологического воспитания школьников может значительно повысить уровень их экологической воспитанности.
И. Н. Васильева рассматривает экологическое воспитание как процесс формирования положительного отношения к природе.
       В условиях современного общества особую актуальность приобретает научная позиция С.Н. Николаевой, которая определила цель экологического воспитания как «становление начал экологической культуры у детей, развитие их экологического сознания, мышления». Это позволило сделать вывод о том, что цель экологического воспитания школьников ориентирована на формирование у них начал экологической культуры путем «осознанно-правильного отношения детей к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим на ее основе материальные и духовные богатства, к себе как части природы».
       Реализация целей экологического развития предусматривает:
• Формирование познавательного интереса к природе.
• Создание условий для формирования представлений об окружающем нас мире.
• Развитие у детей способности видеть красоту природы, чувства любви к ней и бережного отношения ко всем живым существам.
       Тема человека и его окружения четко видна на уроках естественно-научного цикла. Так как у школьников все знания об окружающей среде сосредоточены на конкретных представлениях о явлениях природы и свойствах ее отдельных предметов, именно из этих знаний формируется представление об окружающем мире и естественная и социальная среда - это его дом. Вопрос об экологической ориентации уроков технологии в начальной школе рассматривается как моральное и этическое поведение в окружающей среде и правильное отношение к ней. Школьники на практике сами учатся познавать экологические проблемы и участвовать в их решении. Экологическая направленность уроков технологии лежит в основе ответственного отношения к окружающей среде уже на начальных этапах обучения младших школьников.
       На уроках технологии школьники используют натуральные материалы, предоставляемые программой, в сочетании с нетрадиционными. Сравнивая и исследуя их свойства и качества, школьники заинтересованы и творчески выполняют задачи, что повышает эффективность и производительность уроков. Использование новых тем и направлений делает уроки ручной работы не только интересными в творческом плане, но и познавательными, особенно при использовании на практике самых разных материалов – от естественных до самых необычных, нетрадиционных. Изучая разнообразие натуральных и искусственных материалов, дети узнают о своих полезных и вредных свойствах, что, несомненно, заставляет задуматься об их рациональном использовании, чтобы создать благоприятную среду как среду обитания для каждого человека. Человек в то же время выступает как «искусный человек» (с точки зрения творчества) и «разумный человек» (с точки зрения морали).
       В практике обучения на уроках технологии обучающиеся знакомятся с разнообразным миром натуральных материалов. Дети учатся находить и отмечать не только красоту природных элементов, но и ощущать отличительные свойства этих материалов: простоту и совершенство, внутреннюю теплоту и хрупкость. Основываясь на этих открытиях, создают объекты дикой природы: фигурки птиц, животных, насекомых, воссоздают растительный мир. Также предлагается широкий спектр материалов, которые в своем разнообразии являются нетрадиционными. Именно из них создается большое количество бытового мусора, который, находясь в окружающей среде, загрязняет ее, портит внешний вид и создает экологические проблемы. Эти материалы становятся предметом изучения уроков труда.
       Правильно используя качество материалов в процессе выполнения работ, можно добиться интересных результатов в творческих работах, одновременно решая экологические проблемы.
Создание здоровой экологической ситуации является одной из основных целей каждого урока, будь то традиционный урок в классе, школьный сайт или урок-экскурсия. Окружающая среда также является отношением между людьми: учителем и учениками, группами, мальчиками и девочками и т.д. Поэтому эмоциональное настроение и хорошие межличностные отношения являются ключом к успеху практической деятельности и созданию комфортного микроклимата внутри школьного коллектива.
       Таким образом, уроки технологии образуют экологическую культуру, визуально и убедительно показывают поведение каждого ученика в отношениях со сверстниками, с природными объектами и побуждают их защищать свое здоровье и здоровье других.
       В разделе «Основы художественной обработки различных материалов» обучающихся знакомят с простейшими способами и приёмами работы с пластилином, природным материалом (семена, листья, веточки, шишки, орехи, жёлуди, солома, мох), детей приобщают к различным видам народных промыслов, развивают творческие способности и уделяют внимание эстетическому воспитанию младших школьников. В процессе работы с природным материалом ребёнок сближается с природой, входит в её мир, учится бережливому, заботливому отношению к ней и формируются первые трудовые навыки.
       На уроках технологии используется разнообразный природный материал: шишки сосновые, еловые, ольховые, жёлуди, каштаны, скорлупа орехов, семена растений, засушенные листья и цветы, сухие веточки и т.д. Фигурки у детей получаются забавные и интересные. На этих уроках очень важно поощрять творчество детей, обращать внимание на индивидуальность поделок.
       В процессе работы с природным материалом школьники знакомятся с различными материалами:
- растительного происхождения (листьями, ветвями, фруктами, семенами, пухом, соломой и т.д.);
- животного происхождения (перья, оболочка);
- с неорганическими природными материалами (глина, песок, камни).
       Природный материал можно найти в лесу, в парке, в поле, на огороде, берегу рек, озер. Его собирают в определенное время года как индивидуально, так и коллективно во время экскурсий.
При сборе материала нужно соблюдать определенные правила: нельзя ломать ветки, обрывать листья (сорванные ветром можно найти на земле в нужном количестве); не следует лазать по деревьям, повреждать молодые деревца, сорить, разорять птичьи гнезда, вытаптывать цветы, разжигать костры, не наступать на муравейники. Расширяются знания обучающихся о природных богатствах и воспитывается чувство бережного отношения к растительному миру на уроках технологии при работе с бумагой. Здесь школьники знакомятся с производством, видами и свойствами, технологией обработки бумаги, учатся экономно ее расходовать.
       Таким образом, экологическое воспитание младших школьников осуществляется в процессе трудовой деятельности при непосредственном общении с природой во время заготовки и обработки природных материалов, в уходе за растениями, ознакомлении с производством бумаги, картона. У них формируется бережное отношение к природе. Они убеждаются в том, что бесхозяйственность наносит вред окружающей среде, что человек может и должен ее защитить и сохранить, став бережливым хозяином.

                                                                                               Литература

1. Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание школьников во внеучебной работе: проблемы теории и технологии: Учебное пособие. - Мичуринск: Мичуринская городская типография, 2014.
2. Васильева И.Н. Формирование эколого-валеологической концепции обучающихся // Справочник заместителя директора школы. - 2013.
3. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Научно-технический прогресс и экологическое образование // Советская педагогика. – 1985.
4. Кадырова Р.О. Непрерывное экологическое образование и воспитание // Воспитание школьников. - 2014.
5. Леонтович А.В. Разработка нового содержания и форм образовательной деятельности в области экообразования // Дополнительное образование и воспитание. - 2017.
6. Черезова Л.Б. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2016.

Поделиться: