Поиск по сайту

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ПРИМЕР ЛАТВИИ


Авторcтво: Сахно Татьяна Юрьевна, Рижская Пурвциемская средняя школа, Латвия


      Для достижения устойчивости в краткосрочной и долгосрочной перспективе нужны профессионалы, которые знают, как реализовать стратегии устойчивого развития, и имеют необходимые навыки и теоретические знания. Сегодня экологическое обучение должно рассматриваться в контексте устойчивого развития, тогда понимание системы и управленческие навыки, по крайней мере на определенном уровне, станут частью общего образования и будут связаны с вопросами окружающей среды.
      Отправной точкой для принятия концепции устойчивого развития можно считать 1992 г., когда на Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в Рио-де-Жанейро, было принято решение о переходе человечества к развитию в рамках концепции устойчивого развития и утверждена стратегия устойчивого развития – AGENDA 21 – как руководство к действию для всех стран нашей планеты. Тем не менее управление ресурсами, чтобы они могли быть доступны для будущих поколений, сегодня достичь нелегко. Действительно, для достижения этой амбициозной цели важно, чтобы государственные учреждения и учебные заведения проводили дискуссии по проблемам устойчивости, и не поверхностно, как это в основном имело место до сих пор, а основательно, применяя новые методы и подходы.
      В отчете по образованию для XXI века Международной комиссии ЮНЕСКО впервые был использован термин столпов или опор образования. В оригинале отчета Learning the Treasure Within, Report to UNESCO of the International Commission on Education for the Twentyfirst Century используется термин pillars of education. Их также можно назвать основными типами обучения. Сначала в отчете упоминаются четыре столпа образования или основные принципы обучения: 1) учиться познавать (learning to know); 2) учиться делать (learning to do); 3) учиться жить вместе, учиться уживаться с другими людьми (learning to live together, learning to live with others); 4) учиться быть (learning to be). В рамках десятилетия ОУР они были дополнены пятым принципом: учиться трансформировать себя и общество (learning to transform oneself and society).
      В Европе обсуждение ОУР происходило на разных уровнях во всех регионах (Leal Filho и Littledyke;. Sandell и др.). Существует масса сложных и взаимосвязанных факторов, которые влияют на различные концепции и приемы ОУР в разных странах. ОУР должно передавать ценности, развивать знания, навыки и компетенции отдельных людей для устойчивого образа жизни. ОУР характеризуется местным контекстом и условиями обучения. Несмотря на отсутствие универсальной модели ОУР, существует общее понимание характеристик такого образования: ОУР должно быть междисциплинарным и целостным, способствовать развитию критического мышления и решению проблем, включать в себя различные методы обучения и методики преподавания, а также поощрять интерактивность и сотрудничество.
      В Законе защиты окружающей среды Латвийской Республики, в 42 параграфе «Экологическое образование» говорится: ...вопросы экологического образования и образования для устойчивого развития должны быть включены во все школьные программы, с учетом специфики каждого учебного предмета и обеспечения преемственности всех уровней образования; ...в обязательную часть всех учебных программ вузов и колледжей должен быть включен курс охраны окружающей среды; ...во все учебные программы педагогических университетов и колледжей должен быть включен курс об устойчивом развитии.
      Проанализировав опыт зарубежных стран в вопросах образования для устойчивого развития, можно выделить 3 модели. Для развития ОУР в Латвии выбрана смешанная (междисциплинарная) модель. 1. Вопросы устойчивого развития включены в одну или несколько учебных программ, но они не интегрированы в содержание учебной программы, не обеспечивают связь между специальностью и устойчивым развитием. 2. Вопросы устойчивого развития включены в содержание учебной программы и обеспечивают связь между специальностью и устойчивым развитием во всех направлениях обучения. 3. Вопросы устойчивого развития включены в содержание учебной программы, а также в жизнь учебного заведения и обеспечивают связь между специальностью и устойчивым развитием во всех направлениях обучения.
      До недавнего времени экологическое образование ориентировалось в основном на естествознание и отчасти на технические науки, В целом ряде зарубежных стран внедрение образования в интересах устойчивого развития происходит очень интенсивно. Это проявляется и в количестве государственных документов, и в объеме ежегодно публикуемой методической литературы, и в количестве школ, принимающих участие в разнообразных инициативах в этой области и считающих его одним из приоритетных направлений своей работы. Их опыт может быть полезен для становления образования для устойчивого развития во многих странах, в том числе и в Латвии. Экологическое образование и воспитание учащихся в общеобразовательных школах Латвии ведется по нескольким ключевым направлениям: интеграция школьного и дополнительного образования, многообразие эколого-образовательных факультативов, кружков. В 1996 г. Центр содержания и экзаменации образования Министерства образования и науки опубликовал и доставил в школы «Руководство к экологическому образованию в начальной школе». На сегодняшний день вся работа проводится в соответствии с этим руководством. В школах используются различные учебные методы. Большинство школьников получают основы экологических знаний на уроках окружающего мира, естествознания, биологии, химии, географии. Учащиеся с интересом готовят дополнительные сообщения, проекты об экологической обстановке города и района, особо охраняемых территориях, животных и растениях, занесенных в Красную книгу, о здоровье человека и т. д. Проведение проектных недель на различные темы в школах проходит с 1997 г. В рамках декад экологии, экологических месячников, природоохранных акций организуются викторины, конкурсы, экологические чтения, школьные конференции. Школьники участвуют в местных, республиканских и международных олимпиадах, экологических проектах, которые с 1995 г. проводит Центр содержания и экзаменации образования министерства образования и науки. В настоящее время все больше школ осуществляют систематическую работу по формированию системы образования для устойчивого развития.
      В Латвии создан Фонд экологического образования, цель которого – содействовать устойчивому развитию. Он представляет международную организацию Foundation for Environmental Education в Латвии. На сегодняшний момент Фонд экологического образования реализует 5 экологических образовательных программ: «Экошколы» (Ekoskolas), «Молодые репортеры среды» (Jaunie Vides reportieriш), «Исследуй лес» (Izzini mežu), «Найдено в Латвии» (Atrastā Latvija), «Сумасшедшие вещи об окружающей среде» (Trakas lietas par vidi).
      Курс охраны окружающей среды и устойчивого развития является обязательным для всех школьников в Латвии по закону. Цель такого междисциплинарного курса – ознакомить школьников с теоретическими основами и практическими подходами к устойчивому развитию. Существующие учебные материалы и учебные пособия очень разные и по содержанию, и по качеству. Концептуальные основы экологического образования охватывают несколько академических дисциплин, и до недавнего времени не было широко признанных стандартов содержания учебных программ. Государственные требования к экологическому образованию весьма разнообразны и в целом схематичны. Однако эти проблемы дают уникальную возможность для педагогов, которые имеют огромную свободу в принятии решений о том, чему надо обучать и как это делать.
      Одной из значимых проблем мирового масштаба является проблема Балтийского моря. В последнее время эта проблема стала очень ощутимой угрозой, разрешением которой ученые и общественность занимается уже давно. Наше Балтийское море заселяют новые обитатели, а старые вымирают. Этой темой решили подробно заняться ученики и педагоги Рижской Пурвциемской средней школы. Разработанный в школе экологический проект изучает основные вопросы об изменениях в среде Балтийского моря и факторы, влияющих на эти изменения. В ходе работы над проектом был изучен теоретический материал, который был разделен на небольшие мини-проекты для небольших групп учеников:
        1) Захоронения химического оружия Второй мировой войны (10 кл., Подхватилина Александра, Фурмане Сандра);
        2) Загрязнения воды радиоактивными отходами (10 кл., Василевский Алексей, Шаповалов Станислав);
        3) Вымирание морской флоры и фауны (9 кл., Дружинина Лейла, Орлова Анастасия);
        4) Понижение содержания кислорода в воде (10 кл., Панкова Анастасия, Шютц Роберт);
        5) Избыточное поступление в акваторию азота и фосфора в результате смыва с удобряемых полей, с коммунальными стоками городов и отходами некоторых предприятий (9 кл., Козловская Ангелина, Истомина Лаура);
        6) Международное сотрудничество (ХЕЛКОМ) (10 кл., Позолотин Илья, Санкаускас Никита);
        7) Международные проекты «Балтийское море» (напр. The Baltic Sea Project) (участие Латвии) (11кл., Кондратюк Карина, Александрова Анна, Варакина Виктория)
        8) Решение экологических проблем Балтийского моря в Латвии (организации экологии) (11кл., Костылева Анастасия, Божанова Марианна, Азаров Михаил).
Далее проходит защита теоретической части проекта. Целевой аудиторией являются ученики 7-8 класса. Проводятся лекции, презентации, викторины по экологической тематике. Позднее краткая сводка информации по презентации была доступна для ознакомления на школьных стендах.
      Вторая часть проекта, как правило, является практической. В апреле по всей Латвии проходит так называемый Большой Субботник (Lielā Talka). Участие в нем принимают учащиеся и педагоги нашей школы. Каждый год группа экологического десанта прибывает на определенную часть рижского залива и убирает мусор.
      Последней частью проекта по защите Балтийского моря является экскурсионные поездки в районы Латвии и страны Балтийского моря. Так в 2019 году ребята и педагоги нашей школы побывали в Сант-Петербурге. Там они встречались с учениками и преподавателями образовательных учреждений Выборгского района: провели совместные занятия, участвовали в работе круглого стола «Проблемы Балтики и их решение», работали в экологических мастерских, посетили Детский экологический центр ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», познакомились с частью истории России и города Санкт-Петербурга.

                                                Литература

1. Baltic University Program Statistics [Электронный ресурс – 22.07.2012.]. URL: http://www.balticuniv.uu.se/index.php/statistics
2. Creighton S. H. Greening the Ivory Tower. Improving the Environmental Track Record of Universities, Colleges, and Other Institutions, West Sussex : John Wiley, 1996.
3. Environment and Sustainable Development. Edited by Māris Kļaviņš, Walter Leal Filho and Jānis Zaļoksnis. Riga : Academic Press of University of Latvia, 2010.
4. Kļaviņš M. Vides piesārņojums un tā iedarbība. – Rīga : Latvijas Universitāte, 2009.
5. Kitamura Y. and Hoshii N. Education for Sustainable Development at Universities in Japan // International Journal of Sustainability in Higher Education. – 2010. – N 11 (3). – P. 202–216.
6. Leal Filho W. and Littledyke M. eds. International Perspectives in Environmental Education. Verlag Peter Lang. – Frankfurt, 2004.
7. Leal Filho W. Teaching Sustainable Development at University Level: Current Trends and Future Needs // Journal of Baltic Sea Education.– 2010. – N 9 (4). – P. 273–284.
8. Mitchell R. Sustaining Change on a Canadian Campus: Preparing Brock University for a Sustainability Audit // International Journal of Sustainability in Higher Education. – 2011. – N 12 (1). – P. 7–21.
9. Sandell K. J. Öhman and L. Östman Education for Sustainable Development: Nature, School and Democracy. Studentlitteratur AB. – Stockholm, 2005.

Поделиться: