Авторcтво: Лубенникова Светлана Анатольевна, директор, Кириченко Дарья Александровна, заместитель директора, Кузьмина Светлана Анатольевна, к.п.н. ГБОУ школа № 482 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Глобальный экологический кризис – это отражение глубинного кризиса культуры, который охватил всю сферу взаимодействия людей друг с другом, с обществом и природой. Таким образом, возникла экологическая опасность – состояние, угрожающее жизненно важным интересам личности, обществу, государству, мировому сообществу в целом и окружающей природной среде возникшее в результате антропогенных и природных воздействий на неё.
Мир и Россия встали перед выбором стратегии своего развития в современную эпоху. Учеными предлагаются разные стратегии развития, призванные комплексно решать проблему социально-экологического кризиса. Для реализации новой стратегии в этом направлении требуется изменить сознание населения, а основным механизмом его реализации выступает образование, благодаря которому нужно и можно быстро сформировать у современных жителей планеты новые человеческие качества, поскольку от внутреннего мира каждого отдельного человека зависят взаимоотношения человеческого общества и природы. Главной целью образования должно стать воспитание новой личности, ориентированной на систему экологических ценностей.
В третьем тысячелетии заметно выросли поиски концепции нового образования на основе синтеза космического, биосферного и антропосферного начал жизни. Лишь глубокое осознание происходящих перемен во взглядах на мир, овладение новой методологией и инструментами для его познания позволит органично вступить в новый этап духовной эволюции нашей планеты – ноосферы. Всемерное использование жизненно важных инноваций в сфере образования – это ключевая этическая, экономическая, стратегическая задача России в XXI веке.
Поиск ценностных ориентаций в контексте кризиса техногенной цивилизации в конце XX века оборачивается переоценкой прежних образовательных традиций, приемов и методик в преподавании естественнонаучных дисциплин, изучение которых является основополагающим в формировании экологического мышления и мировоззрения учащихся. Современная школа готовит человека, не умеющего вписать себя в сложный окружающий мир. Выпускники школ руководствуются стереотипным, нединамичным мышлением и не способны вести диалог с быстро меняющимся миром.
Миссия педагога в экологическом образовании – формирование целостного мышления ученика на основе природосообразного целостного мировоззрении как базового инструмента в педагогике. От скорости и качества осознания этого акта зависит скорость и направление выхода из сложной сложившейся ситуации в образовании и в обществе в целом. Основополагающим аспектом при этом является экологизация образования как инновационный принцип целостного мышления [1, 2].
Общая задача формирования экологического мировоззрения, как природосообразного и поэтому гармонизирующего отношения человека с окружающим миром, повлечет и сопутствующую ей задачу биоадекватного самовоспитания личности. Экологичность мышления (приросообразность) во многом способствует устойчивости, адаптации личности к постоянно меняющимся условиям жизни. Стремление сохранять, оберегать природу, приумножать ее богатства и красоту могут появиться лишь у человека, ощущающего подобную заботу о себе. Наряду с «экологией тела» (сохранение и приумножение здоровья), «экологией действия» (охраны окружающей среды), «экология духа» является ключевым звеном экологизации мышления личности.
Экологическое образование в ГБОУ школе № 482 Выборгского района Санкт-Петербурга осуществляется в различных формах. Это и интегрированные уроки, и внеурочная деятельность экологической направленности, и организация практической деятельности учащихся через экологические проекты, «ЭКОстиль», «ЭКОпатруль», «ЭКОоткрытки», «ЭКОволонтеры», «ЭКОпросвет» и другие.
Немаловажная роль отводится в нашей школе экологическому просвещению. Программа ЭКОЛОГО-краеведческого воспитания, реализуемая в школе, включает в себя работу по сохранению культурного наследия ценных в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природных комплексов, а также объектов естественного и искусственного происхождения.
Проекты, реализуемые совместно с социальными партнерами направлены на формирование социальной активности и гражданской ответственности их участников в области охраны окружающей среды. В проекте «ЭКОволонтер» реализуется экологическая деятельности ЭКОотряда, ребята которого проводят тематические переменки, экологические игры, мастер-классы, презентации детских экологических сказок, посвященных «Дню защиты животных», «Дню черепахи», «Празднику белых медведей», экологические акции по сбору раздельного мусора.
В рамках Проекта «ЭКОпросвет» наша школа является региональной площадкой для популяризации конкретных дел дома, в школе и на работе в сфере энергосбережения и экологии. Администрация, педагоги и учащиеся школы являются организаторами отличного семейного праздника для жителей микрорайона Парнас. На спортивной площадке школы организовываются различные зоны для участников праздника. В 2019 году это «ЭКОигры», «ЭКОписьмо», «ЭКОкартина», «ЭКОдизайн». На этих площадках дети разного возраста вместе со своими родителями играют в экологические игры, пишут письма, рисуют картины и конструируют различные поделки экологической направленности.
Ежегодно учащиеся школы участвуют в конкурсах, олимпиадах и фестивалях экологической направленности различного уровня и завоевывают там призовые места.
Активно школа сотрудничает с социальными партнерами. Среди них – образовательные учреждения (детские сады, школы, учреждения дополнительного образования). Мы также сотрудничаем с различными экологическими центрами, например, Детский экологический центр ГУП Водоканал СПб, Центр энергосбережения Санкт-Петербурга. Проект «Эко-волонтер осуществляется в сотрудничестве с Ленинградским зоопарком.
Сделать проектную деятельность более целенаправленной, разнообразной и социально значимой позволяет также сотрудничество вузами, музеями, экологическими общественными организациями, изданиями. Наши партнеры часто приглашают нас в гости на различные мероприятия и сами приезжают к нам для проведения экологических уроков и мастер-классов.
В школе широко развита информационная среда. Два раза в год выпускается Школьная газета «ЭКО стиль», ежемесячно ведется Эко-календарь, ребята участвуют в ежегодном школьном и районном конкурсе Экологических сказок, по результатам которых выпускается Сборник экологических сказок.
Для участия в наших проектах привлекаются не только учащиеся школы и педагоги, а также родители и жители микрорайона Парнас. Очень популярными стали школьная акция «Вторая жизнь моих вещей» (передача мягких игрушек старшие младшим, включая детей подшефных детских садов; городская акция «Сдай батарейку – спаси ёжика»; городская акция по сбору макулатуры в обмен на саженцы «Круг жизни», на книги «Спаси дерево»; всероссийская акция #Добрые крышечки; всероссийские субботники, которые проводятся в Шуваловском парке, на Большом Суздальском озере, на Ферменском озере, Финском заливе, на мемориале Синявинские высоты.
Экологическое образование может сыграть ключевую роль в технологических преобразованиях экономики России. Все расширяющееся применение биотехнологий, средств электроники, информационных процессов и других системных технологий требует сегодня радикальных изменений не только в стиле мышления, в методах преподавания, так и в структуре научных исследований. Технологический прорыв в образовании в XXI веке неизбежен, именно поэтому сегодня на первый план в образовании выходят проблемы создания и использования образовательных технологий, основанных на экологизации и эффективном использовании главного стратегического ресурса человечества – экологического мировоззрения и целостного мышления, что является основной формирования экологической культуры нового поколения.
Литература
1. Глазачев, С. Н. Экологическая культура и общественный договор / С. Н. Глазачев [и др.] // Вестник экологического образования в России. - 2007. №1. - С. 18-19.
2. Захлебный, А. Н. Проблемы проектирования образования в интересах устойчивого развития / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2007. -№ 1. - С. 3-6.
3. Мамедов, Н. М. Экологическое образование в интересах устойчивого развития / Н. М. Мамедов // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. -2007. -№ 2. -С. 14-19.
4. Торощина, Т. А. Интерактивные методы в экологическом образовании / Т. А. Торощина // Дополнительное образование и воспитание. - 2007. - № 3. - С. 47-48.
5. Ходченков, А. В. Экологическое сознание и образование в контексте изменяющегося мира / А. В. Ходченков Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 2007. - № 2. - С. 25-27.
Поделиться: