Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Специфика детско-родительских отношений в семьях с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности: рекомендации по работе с родителями
В рамках опытно-экспериментальной работы (далее – ОЭР) в ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района Санкт-Петербурга разработана и апробирована комплексная системная модель совершенствования условий организации и осуществления образовательного процесса, способствующая преодолению СДВГ у обучающихся, компенсации дефицитарных функций и активному, свободному и мотивированному включению обучающихся в образовательный процесс [8]. В представленной модели в качестве одного из важнейших условий организации и осуществления образовательного процесса, рассматривается социальное партнерство с родителями. Для повышения эффективности социального партнерства с родителями, направленного на преодоление СДВГ у обучающихся, необходима целенаправленная работа по гармонизации детско-родительских отношений. В рамках опытно-экспериментальной работы в соответствии с «Комплексной системной моделью совершенствования условий организации и осуществления образовательного процесса, способствующей преодолению СДВГ у обучающихся», в деятельность по гармонизации детско-родительских отношений включены педагоги-психологи, врачи-неврологи, психиатры, учителя и другие специалисты. Исследованием специфики детско-родительских отношений в семьях с детьми с СДВГ занимались М.А. Бебчук, И.Н. Серегина, Л.А. Белозерова, Е.А. Брагина, Цыганкова Н.И. и др. М.А. Бебчук рассматривала влияние семейного окружения и воспитания на развитие СДВГ у детей [2]. И.Н. Серегина предложила классификацию типов детско-родительских отношений в семьях с детьми с СДВГ [5]. Л.А. Белозерова, Е.А. Брагина изучали стилевые особенности воспитания и родительское отношение матерей гиперактивных детей [3]. Педагог-психолог в своей практической деятельности сталкивается с семьями с различными типами детско-родительских отношений. Для организации психолого-педагогического сопровождения специалист должен правильно определить тип детско-родительских отношений. И.Н. Серегина выделяет три типа детско-родительских отношений в семьях с детьми с СДВГ: семья, изучающая проблему СДВГ, принимающая ребенка таким, какой он есть; семья, понимающая проблему СДВГ, но перекладывающая ответственность за воспитание ребенка с СДВГ на других; семья, не понимающая проблему СДВГ, не принимающая ребенка с СДВГ таким, какой он есть. Н.И. Цыганкова исследует личностные особенности и особенности межличностных отношений детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в зависимости от типа семейного воспитания (по Э.Г. Эйдемиллеру) [6,7]. Детско-родительские отношения в семьях с детьми с СДВГ характеризуются воспитательной неуверенностью, недостаточностью или чрезмерностью требований, недостаточностью запретов, санкций, проекцией на ребенка собственных нежелательных качеств [18,20]. Это сочетается с проблемой непослушания и неорганизованности ребенка с СДВГ. Таким детям трудно выполнять обязанности по дому, выполнять поручения взрослых. Подобное поведение ребенка вызывает раздражение у родителей. В результате ребенку кажется, что его только ругают, что негативно влияет на самооценку и уверенность в себе. В качестве деструктивных психологических защит у ребенка возникают протестные формы поведения. Возможно проявление агрессии. Согласно результатам исследований Э.Ф. Абшилавы, Л.А. Белозеровой, Е.А. Брагина в семьях с детьми с СДВГ чрезмерная требовательность в воспитании выражена более чем в семьях с детьми с нормативным поведением. Чрезмерная требовательность у таких родителей сочетается со строгими наказаниями, чрезмерностью санкций [1,3]. Специалисты отмечают, что такое воспитание для любого ребенка является неблагоприятным. Чрезмерная требовательность родителей не способствует компенсации проявлений СДВГ, а, напротив, усиливает их. В результате ОЭР разработаны рекомендации для педагогов по организации взаимодействия с родителями детей с СДВГ в зависимости от типа детско-родительских отношений. Рассмотрим их подробнее. 1. Семья, изучающая проблему СДВГ, принимающая ребенка таким, какой он есть [5]. Родители обращаются за помощью к специалистам, изучают литературу. Такая семья характеризуется эмоционально-благополучным психологическим фоном. Родители и другие родственники проявляют терпение, внимание по отношению к ребенку с СДВГ. У них сформированы навыки общения с ребенком. Такая семья может самостоятельно справляться с проблемой обучения и воспитания ребенка с СДВГ при условии оказания консультативной помощи в рамках психолого-педагогического сопровождения ребенка и родителей. Обратимся к «Комплексной системной модели совершенствования условий организации и осуществления образовательного процесса, способствующей преодолению СДВГ у обучающихся, компенсации дефицитарных функций» [8]. Согласно модели партнерство специалиста с родителями является важным психолого-педагогическим условием организации и осуществления образовательного процесса, способствующим преодолению СДВГ у обучающихся. Формы партнерства могут быть различны. Например, в виде участия детско-родительской группы в занятиях по песочной терапии. С одной стороны, родитель становится партнером педагога-психолога при проведении занятия. Педагог-психолог показывает родителю различные формы взаимодействия с ребенком с СДВГ, помогает найти наиболее эффективные из них. Новые формы взаимодействия родитель переносит в повседневное общение с ребенком. В некоторых случаях педагог-психолог на занятиях дает инструкцию ребенку через родителя. С другой стороны, родитель на занятиях выступает в качестве партнера ребенка по игре. Они вместе создают песочную картину, вместе придумывают и разыгрывают историю. Ребенок в психологически безопасной атмосфере учится взаимодействовать с партнером по игре. Постепенно у ребенка и родителя вырабатывается диалогическая позиция в общении. Помимо активного включения в работу на занятии родители при таком типе детско-родительских отношений регулярно просят специалиста дать обратную связь после занятия. Задают вопросы. Рассказывают о результатах реализации рекомендаций специалиста. Задачей специалиста в работе с семьей данного типа является регулярный мониторинг ситуации посредством опроса родителей, своевременный подбор практических рекомендаций, упражнений для домашней работы, обучение и просвещение родителей по вопросам семейного воспитания и специфике проявлений СДВГ у ребенка. По результатам мониторинга эффективности коррекционно-развивающей работы родители отмечают снижение проявлений симптомов СДВГ у детей. Этому способствуют своевременное оказание помощи и поддержки родителям компетентными специалистами, благополучная семейная атмосфера. После появления первых положительных результатов очень важно мотивировать родителей на продолжение работы для закрепления полученных результатов, так как в противном случае у них не происходит интериоризация (присвоение, использование на практике) нового опыта. 2. Семья, понимающая проблему СДВГ, но перекладывающая ответственность за воспитание ребенка с СДВГ на других (на бабушек, детский сад, школу и т.п.) [5]. У матери развивается внутриличностный конфликт, для нее характерны эмоциональная лабильность, проявления агрессивности. Мать находится в постоянном нервном возбуждении, конфликтуя с ребенком и со всеми, кто его окружает. Отец в этом случае либо полностью отстраняется от воспитания ребенка, либо может применять серьезные наказания по отношению к нему. Возникают семейные конфликты. Родители либо не обращаются к специалистам либо обращаются, но не выполняют их рекомендации. Это может приводить к отказу родителя от участия в детско-родительской группе на занятиях по песочной терапии, нерегулярности посещения занятий, невыполнению рекомендаций специалиста, как следствие, к отсутствию или минимизации положительной динамики. В комплексе это может привести к состоянию стресса у родителей, усилению социальной дезадаптации ребенка с СДВГ. В связи с этим, прежде чем приступать к коррекционно-развивающей работе, специалисту необходимо провести большую работу по разъяснению родителям того, как распределяется ответственность в триаде родитель-педагог-ребенок. Можно рекомендовать посещение занятий у педагога-психолога в родительской группе или родительском клубе «Крепкая семья» на базе ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района. 3. Семья, не понимающая проблему СДВГ, не принимающая ребенка с СДВГ таким, какой он есть. Родители отрицают существование проблемы, не изучают литературу, игнорируют помощь специалистов, считают, что СДВГ у ребенка пройдет с возрастом. Педагоги и психологи отмечают, что неспособность ребенка соответствовать ожиданиям родителей, неспособность родителей скорректировать свои ожидания в соответствии с особенностями ребенка приводят к нарушению взаимодействия между ними. Они могут применять физические наказания по отношению к ребенку [7]. В случае жестокого обращения по отношению к ребенку информация о данной семье передается в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, так как родители ненадлежащим образом исполняют свои родительские обязанности. Специфика детско-родительских отношений в семьях с детьми с СДВГ также заключается в том, что трудности воспитания ребенка преимущественно ложатся на матерей. Специалисты отмечают, что психологическая и физическая усталость, неизбежно возникающие при этом, могут негативно влиять на отношения мать - ребенок, создавая многочисленные конфликтные ситуации. По результатам ОЭР было определено, что в качестве мишеней психологического сопровождения семей с детьми с СДВГ могут выступать внутриличностный конфликт матери и следующие особенности межличностных отношений в диаде родители - дети: психологическое напряжение у родителей, психологическая усталость матери, непринятие родителями особенностей ребенка, воспитательная неуверенность, чрезмерность требований, предъявляемых к ребенку. Важной составляющей психолого-педагогического сопровождения родителей обучающихся с СДВГ должно стать обучение родителей, создание условий для принятия родителями своего ребенка. Для решения этих задач применяются методы семейного консультирования, организация групп психологического сопровождения, обучающих и информационно-просветительских мероприятий. Согласно опыту, полученному в рамках реализации ОЭР, при организации образовательного процесса для получения устойчивых результатов преодоления СДВГ у обучающихся педагогам и специалистам необходимо постараться избежать следующих ошибок: 1. Прекращение работы после первых положительных результатов, заключающихся в снижении проявлений симптомов СДВГ у ребенка. Инициатором прекращения работы могут быть родители или молодые специалисты ввиду отсутствия опыта. В этом случае необходимо мотивировать родителей и специалистов на продолжение работы с целью закрепления полученных результатов. 2. Неравномерное распределение обязанностей в триаде родитель-педагог-ребенок. 3. Отсутствие качественного межведомственного взаимодействия при оказании помощи семье с ребенком с СДВГ. В образовательной организации необходимо обеспечить педагогов алгоритмами (последовательными шагами действий) в случае появления проблем в обучении и воспитании обучающихся с СДВГ, требующих привлечения ресурсов компетентных специалистов в рамках социального партнерства и межведомственного взаимодействия. Итоги апробации комплексной системной модели совершенствования условий организации и осуществления образовательного процесса, способствующая преодолению СДВГ у обучающихся, компенсации дефицитарных функций и активному, свободному и мотивированному включению обучающихся в образовательный процесс показали, что разработанные специалистами рекомендации по организации работы с родителями детей с СДВГ в зависимости от типа детско-родительских отношений эффективны и могут быть рекомендованы для распространения в образовательных организациях для применения педагогами, специалистами службы сопровождения и родителями обучающихся с СДВГ в образовательном процессе и в условиях семейного воспитания. Литература 1. Абшилава Э.Ф. Комплексная многоуровневая коррекционная помощь детям младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Педагогическое образование в России. 2017. №7. С. 96-102. 2. Бебчук М. А. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) // Журнал «Нить Ариадны». №3 2010 г. 3. Белозерова Л.А., Брагина Е.А. Стилевые особенности воспитания и родительское отношение матерей гиперактивных детей // Современные исследования социальных проблем. 2018 г. Том 9, №4. 4. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: учеб. пособие для вузов / 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2018. 274 с. 5. Серегина И.Н. Семья гиперактивного ребенка // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2011г. С. 148. 6. Цыганкова Н.И. Гиперактивные дети: воспитательная практика и копинг-стили матерей [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. № 3. URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2011_3_8/nomer/nomer00.php (дата обращения: 10.02.2012). 7. Цыганкова Н.И. Личность и межличностные отношения младших школьников с минимальной мозговой дисфункцией и синдромом дефицита внимания и гиперактивности: Афтореф. дис. канд. психологических наук: 19.00.04/Цыганкова Наталья Игоревна; «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова». – СПб, 2012г. – 26 с. 8. [Электронный ресурс]. — Эп.цппмсп-выборгский.рф/doc/products/tehnologia%20modeli%202.pdf Режим доступа: свободный. — Комплексная системная модель совершенствования условий организации и осуществления образовательного процесса, способствующая преодолению СДВГ у обучающихся, компенсации дефицитарных функций — Яз. рус. Поделиться: |