Поиск по сайту

Преемственность в формировании экологической культуры: детский сад и школа


Авторcтво: Цыгвинцева Ольга Анатольевна, воспитатель, Мальцева Ольга Юрьевна, учитель начальных классов, Тихонова Анна Анатольевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ средней школы № 555 Санкт-Петербурга


   Одним из специфических принципов экологического образования является принцип преемственности. Проблема преемственности была актуальной во все времена. Анализ философской и педагогической литературы свидетельствует, что теоретические основы преемственности в экологическом образовании сложились под влиянием гуманистических идей передовых мыслителей, ученых разных эпох: В. И. Вернадского, Я. А. Коменского, М. Монтессори, И. Г. Песталоцци, Ж. Руссо, А. В. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, которые рассматривали природу на основании системного научного подхода, определили многогранность ее влияния на личность ребенка, необходимость использования природы, как средства формирования личности с раннего возраста.
   На протяжении ХХ в. учёными исследовались психолого-педагогические проблемы подготовки детей к школе, обучения их в школе, раскрылась сущность преемственности как педагогической категории, в том числе и в экологическом образовании (Б. Г. Иоганзен, И. Д. Зверев И. Т. Суравегина, С. В. Савина, О. В. Сухомлинский и др.). Для каждого человека природа — это среда существования и источник всего необходимого для жизни. Человека нельзя отделить от природы так же, как и природу от человека. Они тесно связаны между собой. Насущной потребностью сегодняшнего дня является преодоление экологической безграмотности человечества, которая привела к кризисной экологической ситуации во всем мире и в нашей стране, в частности.
   Сознательное и бережное отношение к природе, должно формироваться с детства — в семье, в детском саду, школе. Настало время, когда и педагоги, и воспитатели и родители осознали важность учить детей бережно относиться к природе, рационально использовать природные ресурсы, привлекать к социально-полезной природоохранной деятельности.
   Воспитание бережного отношения к природе необходимо проводить комплексно, начиная с детского сада и продолжая в начальной и средней школе. Работая в ГБОУ «Белогорье» (комплексе, состоящем из двух детских садов и школы), мы стараемся разрабатывать общую стратегию экологического воспитания.
   Начатое в дошкольном возрасте экологическое воспитание продолжается на всех этапах обучения в школе. Каждый из них имеет свою цель, задачу, соответствующую возрастным особенностям школьников методику. Главное — обучение экологии должно быть интересным, максимально приближенным к жизни, доходчивым, оно должно учитывать возрастные особенности ребенка. Начальная школа обеспечивает комплексное изучение природы и раскрытия ученикам ее многогранных аспектов: эстетического, санитарно-гигиенического, экологического, экономического.
   Основная задача экологического образования дошкольников и школьников — обеспечить становление личности ребенка, выявить его способности. На этом возрастном этапе обучение должно иметь интегрированный характер и давать первое общее представление о природе, обществе, человеке, их взаимодействии. Если на этапе детского сада дети выступают лишь участниками проекта, разработанного педагогом, то в начальной школе они уже складывают свои работы в общий проект, а в среднем звене идут от групповой работы к индивидуальным исследовательским и проектным работам.
   Мы хотим представить вашему вниманию три этапа: экологическую игру, проект класса и работу над исследовательскими и проектными работами по экологии.
Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания как средства развития детей дошкольного возраста — формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
   Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого предавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
   Экология – это то, что окружает каждого из нас. В переводе с греческого термин «экология» означает «наука о доме» (oikos – дом, родина; logos - наука, учение, понятие). Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде мы сами должны научиться любить её. Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его.
   Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому перед воспитателями встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры.
Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач:
     • Освоение ближайшего окружения, а также распространение детских интересов за его пределы, в соответствии с возрастом.
     • Углубление, систематизация существующих у детей дошкольного возраста представлений о географии, экологии, естественных науках.
     • Приобретение на основе собственного опыта определенных навыков, умения сравнивать результаты, делать соответствующие выводы.
     • Формирование желания заботиться о живых и неживых объектах, местах, где обитаешь.
При построении системы экологической работы с дошкольниками мы учитываем следующие направления:
  -  Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.
  -  Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это - театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, экологические игры, игры-путешествия.
Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. В ДОУ мы уделяем внимание и работе с родителями, так как здесь необходимо достичь полного взаимопонимания.
   Работа с родителями по расширению знаний об экологии:
 - ознакомление родителей с работой ДОУ по экологии (открытые занятия, специальные экспозиции, видеофильмы, собрания и т. д.);
 - организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, лесничего, пожарника);
 - ознакомление родителей с результатами обучения (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголках для родителей и прочее);
 - туристические походы на природу, соревнования.
В нашем детском саду для дошкольников создана развивающая экологическая среда:
 - зимний сад;
 - уголки в группах (экспериментальные, природные, коллекционные);
 - растительный мир на участке;
 - учебно-наглядные пособия.
Так как наше ДОУ тесно сотрудничает со школой и в экологическом направлении, то мною была создана настольно-печатная игра: «Сохраним планету вместе», которая направлена на расширение и углубление знания детей по вопросам охраны природы. Игра предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, дети различных уровней подготовки и знаний о вопросах охраны природы смогут в увлекательной, интересной форме получить знания и познакомиться с интересными фактами по окружающей среде.

Задачи игры «Сохраним планету вместе»:
 - расширить представления детей о заповедниках и их обитателях;
 - познакомить с понятием «экослед», научить детей способам уменьшения своего воздействия на планету в целом;
 - закрепить и расширить знания детей о правилах поведения на природе;
 - формировать навыки практического взаимодействия с мусором, умение сортировать мусор, уменьшать его в объёме;
 - формировать практические навыки у детей в опасной ситуации;
 - расширить и закрепить представления детей о знаках на упаковке товаров;
 - познакомить детей со способами вторичного использования мусора;
 - познакомить и закрепить знания детей о времени разложения мусора;
 - расширить представления детей о экологичных видах электростанций;
 - познакомить и расширить представления детей о способах утилизации мусора;
 - научить детей выбирать экологичную упаковку в магазине.
Цель всей нашей работы заключалась в том, чтобы начать формирование экологической культуры всех участников образовательных отношений, как детей дошкольного возраста, так и детей младшего школьного возраста, и родителей. Каждый мини проект, каждая экологическая акция, в течение учебного года – это маленький шажок на долгом пути к формированию экологической культуры, капля в то море жизненного опыта, которое формирует личность. В результате целенаправленной работы по экологическому воспитанию и образованию произошли изменения в поступках и поведении детей.

Ожидаемый результат по формированию экологической грамотности у детей состоит в следующем:
 • дети воспринимают себя частью Вселенной;
 • дети понимают, что человек и природа взаимосвязаны;
 • дети понимают, что человек не может жить и существовать без природы;
 • дети знают и умеют заботиться о природе;
 • дети учатся предвидеть последствия и результаты своих действий в природе.
   Опыт работы еще раз убедительно показал, что воспитание положительного отношения к природе должно основываться на взаимосвязи между полученными знаниями и практической деятельностью. Чувство любви к природе и соответствующее ему поведение развиваются постепенно от положительно-эмоционального отношения к сознательно-целенаправленной деятельности, имеющей общественную значимость.
   Воспитание бережного отношения к природе, окружающему миру - одно из направлений Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в рамках ФГОС начальной школы. Ответственное отношение к окружающей среде - это часть подготовки младших школьников. В данном возрасте происходит активное формирование основ нравственной позиции, в том числе и экологической.
   С целью определить уровень сформированности экологической культуры была проведена диагностика второклассников «Мое отношение к природе». Диагностический материал был подобран с учетом возрастных особенностей, включал вопросы и ситуационные картинки. Ребятам предлагались задания, чтобы выявить у детей мотивы поступков по отношению к природе: ее. объектам и предметам. Оценка проводилась в баллах. Ответы обучающихся говорили о разном уровне экологической культуры. Анализ результатов показал следующее: лишь 10 % обучающихся класса обладают высоким уровнем сформированности экологической культуры, 55% обучающихся класса имеют средний уровень культуры и обладают нейтральным или безразличным отношением к объектам и предметам природного мира, 35% указывают на несформированное отношении ребенка к природному миру и потребительское отношение к природе. Результаты анализа данных, полученных в ходе диагностики, представлены в виде круговой диаграммы, на которой отражены уровни экологической культуры обучающихся.
   Полученные результаты стали отправной точкой по работе с обучающимися в данном направлении, помогли скоординировать процесс обучения, включая урочную и внеурочную деятельность. Одним из направлений работы стала проектная деятельность в классе по экологии в рамках пространства художественной литературы.
Существующие способы познания мира: научного и художественного определял еще Л.С. Выготский. Чтение художественной литературы он понимал, как «отсроченное поведение».
Читая, ребенок получает новые знания, приобретает навыки анализа положительных и отрицательных действий героев. Чтение художественной литературы с высокими нравственными ориентирами такого автора как В. Бианки формирует мышление и экологические принципы, закладывает основы научных знаний, затрагивает чувства школьников. Его произведения вводят читателей в мир живой природы и показывают мир таким, каким его видит писатель, учёный. Воспитательное воздействие произведений Виталия Бианки имеет большое значение: учат наблюдать за природой, радоваться красоте, беречь ее богатства. Много интересных книг написано В. Бианки. «Лесная газета» в его творчестве занимает особое место. Эту книгу писатель исправлял и дополнял всю жизнь. Она переиздавалась с 1928 года десять раз и была переведена на многие языки мира. «Лесная газета» — это книга – игра, так как автор втягивает читателя – ребенка в мир своих наблюдений. Книга содержит много полезных советов: как читать следы зверей и птиц, практические советы как работать в саду и огороде, по охоте, рыболовству, наблюдениями за погодой.
    Именно это произведение легло в основу работы над проектом «Экологическое путешествие по книге В. Бианки «Лесная газета». В рамках преемственности для воспитанников детского сада была организована презентация книги. Дети с удовольствием общались, читали друг другу и играли с «живыми» страничками. Отзывы детей о совместной работе были положительными, способствовали достижению поставленных целей. (Приложение).
   
    В средней школе акцент переходит от групповых работ к индивидуальным. Сохраняется схема, начатая ранее: поиск проблемы через диагностики и соцопросы и дальнейшая групповая работа над проектами, переходящая в индивидуальную. Третий этап – афиширование своих работ на уровнях класса, школы и городских научных конференций для школьников.
Принято считать, что экология – это прежде всего “наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде. Экология растений. Экология животных. Экология человека”.
Термин "экология" обычно употребляется в естественнонаучном смысле: как наука о биосфере, о взаимодействии человека с природой, как с домом, в котором он живёт. Но, с конца 70-х годов ХХ века, в журнальной и газетной публицистике все чаще возникает проблема экологии культуры, и постепенно приобретает все более глубокое содержание, превращаясь в термин гуманитарной области знания.
    В настоящее время актуальным стал термин языковая экология или экология слова. Экология слова охватывает слой всех "некультурных" слов, противопоставляя его "культурному", тем самым выступая за "экологически чистый" русский язык без мата, слов-паразитов, отдельных жаргонизмов и вульгаризмов и т.д. Появилось даже понятие – "экология речевой среды", т.е. то, что нуждается в защите, спасении, очищении.
   
    В наши дни формируется новое направление экологии -  культура речи.
Человек живет и работает, действует и взаимодействует с другими людьми в определенной языковой среде. Речевое взаимодействие - непременное условие социального взаимодействия. Язык - среда обитания любого человеческого коллектива, данного народа и каждого человека.
Культура речи – это речь, соответствующая нормам литературного языка, уместная в той или иной ситуации. Культура речи предполагает, что люди обращают внимание на то, как они говорят. Пренебрежение к культуре речи, утрата контроля над своей речью у многих людей самых разных социальных и профессиональных групп и есть кризис культуры речи. Современные школьники являются носителями и хранителями будущего современного русского языка. Экологическую катастрофу легче предупредить, чем ликвидировать. Борьба за чистоту языка – долг каждого. Борьбу за чистоту языка мы повели на фронте проектов и исследований. Условно их можно было разбить на 2 группы: нецензурная лексика и заимствования. Всякое отклонение от литературной речевой нормы препятствует непосредственному и точному восприятию содержания как письменной, так и устной речи. Недостаточно развитая речевая культура снижает рейтинг любого делового человека, каким бы делом он ни занимался. Особенно это относится к употреблению ненормативной матерной лексики.
    Целью первого исследования было выявление причин употребления нецензурной лексики учащимися и поиск путей избавления от пагубной привычки.
В задачи исследования входило:
 1) рассмотреть понятие «экология языка»;
 2) выявление причин использования нецензурной лексики подростками;
 3) изучение, сравнительный анализ отношения к мату старшеклассников на основе анкетирования;
 4) обобщение и систематизация данных, формулирование выводов по заявленной теме;
 5) Оформление результатов исследования в виде письменных работ и мультимедийных презентаций.
Первым шагом в работе стало проведение соцопроса среди учащихся 8-ых классов. 1. Употребляете ли вы ненормативную лексику? Здесь ответы разделились на две почти равные части.
 2. Нравится ли вам находиться в обществе людей, употребляющих ненормативную лексику?
Никто из опрошенных не чувствовал себя комфортно, находясь рядом с людьми, позволяющими себе употреблять сквернословие.
 3. Вы употребляете ненормативную лексику в большей степени из-за того, что не знаете культурных аналогов слов?
Здесь все участники признались, что знают культурные аналоги этих слов.
    Второе исследование касалось заимствований. Проблема вхождения в язык новых слов стоит наиболее остро в связи с засильем англоязычной лексики. Не повлияет ли их количество на качество нашего родного языка? Сможет ли он освоить, «переварить» массовые заимствования или мы встанем на путь невозвратных потерь пластов русского языка? Время наблюдать и анализировать или уже пора бить тревогу?
Мы попытались выяснить степень понимания учащимися слов, вошедших в язык недавно (на примере «слов года»: «хайп», «реновация» и «биткоин» - слова года 2017).
Задачами исследования стало:
1) рассмотреть понятие «экология языка»;
2) выявление причин использования иноязычной лексики;
3) изучение понимания новых для русского языка слов среди учеников младших (4-ых) и старших (10-ых) классов на основе анкетирования;
4) обобщение и систематизация данных, формулирование выводов по заявленной теме;
5) Оформление результатов исследования в виде письменных работ и мультимедийных презентаций.
Было проведено исследование, в котором учащимся 4-х и 10-х классов было необходимо ответить на 2 вопроса о каждом из этих 3 слов:
1. Знакомо ли Вам это слово? Ответ краткий – «да» или «нет».
2. Если 1 ответ «да», то напишите, что означает это слово?
Если ответ «нет», то что оно, на Ваш взгляд, могло бы обозначать?
Большинство опрошенных сумели подобрать в качестве объяснения синонимы, уже давно существующие в русском языке. Теперь лишь время должно показать, отпадут они как избыточные или обрастут гнездом однокоренных слов и прочно войдут в состав русского языка. Эти соцопросы стали отправной точкой в работе над исследовательскими и проектными работами. Они помогли обозначить для учеников проблему, требующую решения.
После проведения соцопроса группа учащихся готовила доклады на темы: «История употребления нецензурной лексики», «Причины употребления нецензурной лексики», «Какой вред наносится сквернословием» (и себе лично, и окружающим), «Русские писатели и критики о вреде заимствований», «Законы на страже чистоты языка». Были выполнены проекты «Плакаты о вреде сквернословия», «Экология языка: нецензурная лексика», «История заимствований в русском языке». С лучшими из исследовательских и проектных работ ученики выступили на Апрельских научных чтениях в ГБОУ лицее 597 в 2018 году. Результат: два вторых места и один лауреат. Так же ребята провели несколько выступлений на классных часах: в своих классах и в классах своей параллели. Материалы данного проекта, включая проектные продукты – рефераты, презентации, можно использовать при изучении русского языка в школе, для проведения мероприятий недели русского языка и как основу для работы над новыми расширенными проектами.
    Итак, результатом непрерывности и преемственности в экологическом образовании является формирование экологического сознания дошкольников и школьников и относительно четкой и логически завершенной системы их взглядов и убеждений — стержневых оперативных единиц экологического мировоззрения, влияющих на формирование экологической культуры.

              Список используемой литературы:

1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. Детство-Пресс; 2001.
2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010
3. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. - М., Просвещение, 1988.
4. Дмитриев Ю. «Рассказы о книгах Бианки», Москва «Книга»,1973
5. Землянская Е.Н. «Организация проектной деятельности младших школьников» (статья в пособии «Управление начальной школой», Москва, 2007)
6. Кондрашова М. А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. – 116 с.
7. Кристал, Д. Английский язык как глобальный [Текст] / Д. Кристал. – М., 2001.
8. Лоус, К. И. Изменения в языке как отражение изменений в обществе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.phil.pu.ru
9. Миловатский В.С. Об экологии слова. М., 2004.
10. «Начальная школа» №9-2005 г.
11. «Новые» слова и значения в современном русском языке) / В. Быков. // Русистика. – 1994. – №1–2. – С. 85–95.
12. Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа [Текст] / Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 329с.
13. Пианка Э. Эволюционная экология. Пер. с англ. М.: Мир, 1981.
14. Проектная деятельность в начальной школе / авт.-сост. М. К. Господникова [и др.]. - 2-е изд. - Волгоград: Учи¬тель, 2011. - 131 с.
15. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее. - М., Просвещение,1984,191с.
16. Скворцов Л. Экология языка нуждается в защите. Интервью РГРК «Голос России», 2010
17. Сковородников А.П. Об экологии русского языка//Филологические науки,1992.
18. Тер-Минасова, С. Г. Война и мир языков и культур / С. Г. Тер-Минасова. – М., 2007.
19. Токарев А. А., Токарева Г. В. Экологическое образование как основа преемственности детского сада и школы в образовательных комплексах // Образование и воспитание. — 2015. — №1. — С. 17-20.
20. Яковлева Е. В. Важность экологического воспитания дошкольника [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 113-117.
21. «Я познаю мир. Детская энциклопедия: Литература» М.: Издательство АСТ- Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. - М., Просвещение, 1988.



Поделиться: