Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Методы разрешения конфликтов в образовательной среде. (В рамках районного семинара- практикума: «Современные подходы в работе с конфликтами между участниками образовательного процесса»)
Образовательная среда — совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности. Она содержит большое количество участников: учащиеся, их родители, педагогический состав, администрация образовательной организации. Каждому из них характерны собственное мнение, своя картина мира, свои желания и потребности, которые могут быть основой возникновения споров, ссор, конфликтных ситуаций, конфликтов в образовательной организации. Одним из факторов успешного обучения является здоровый и положительный социально-психологический климат в коллективе, который сложно поддерживать при постоянных ссорах и конфликтных ситуациях. Конфликт, независимо от его характера, конкретного содержания и вида, обязательно содержит в себе момент противостояния, столкновение противоречивых или несовместимых интересов, позиций, намерений. Это противоборство сторон, возникающее в ходе разрешения конфликтной ситуации является «помехой» для образовательного процесса, что впоследствии сказывается на результатах обучения и психологическом самочувствии обучающихся. Чаще всего конфликтные ситуации у участников образовательного процесса возникают по следующим причинам: различия в ценностях, целях, способах достижения цели, неудовлетворительные коммуникации, распределение ресурсов, взаимозависимость, различия в психологических особенностях. Эти причины проявляются в различных видах конфликтов: личностных, межличностных, межгрупповых и внутригрупповых. Проблема изучения конфликтов в образовательной среде изучается в России более 12 лет и параллельно ведется поиск способов ее разрешения. Актуальность проблемы обусловлена важностью поиска оптимального метода разрешения и устранения конфликтов в образовательной среде, как с целью улучшения качества образования, так и с целью воспитательного процесса, социализации детей и обучающихся. На проблематику конфликтных ситуаций в образовательных структурах, а также способы их решения указывают государственные документы: «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы», принятая Указом Президента РФ №761 01.06.2012, которая определила ряд мер, имеющих прямое отношение к восстановительному правосудию и службам примирения: *приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия; наличие системы специализированных вспомогательных служб (в том числе служб примирения); *развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия; *организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении; *внедрение технологий восстановительного подхода, реализация примирительных программ и применение механизмов возмещения ребенком-правонарушителем ущерба потерпевшему, а также проведение социальной, психологической и иной реабилитационной работы с жертвами преступлений, оказание воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. Профессиональный стандарт педагога, утвержденный 18 октября 2013 года при реализации программ основного и среднего общего образования устанавливает необходимое для педагога умение «владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения». Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях Минобрнауки РФ от 18.11.2013 указывают, что «в образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации». Устранение конфликтов и их последствий в образовательном пространстве способствует созданию благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации детей. Решение данной проблемы возможно при внедрении служб по разрешению конфликтных ситуаций в образовательных организациях. Деятельность служб примирения в образовательных организациях направленна на формирование безопасного пространства не только для обучающихся, но и для работников организации и родителей, путем содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях. Работа служб основана на парадигме восстановительного правосудия, то есть в центре внимания находится ответственность обидчика перед жертвой, состоящая в самостоятельном заглаживании вины и восстановлении разрушенных отношений. Для анализа конфликта и его решения службы примирения используют различные методы и подходы, например методика школы примирения (или службы примирения), метод Сабона и метод диалога (Nansen dialogue). Эти методы привлекли к себе внимание своей новизной, гуманностью и эффективностью, которая подтверждается успешным опытом зарубежных стран. Модель Школьной службы примирения активно используется за рубежом и в некоторых областях России. Особенности данной модели заключаются в следующем. 1. В центре внимания данного метода- ответственность обидчика перед жертвой, состоящая в заглаживании им самим причиненного жертве вреда и восстановлении разрушенных отношений. А также важно, чтобы конфликтующие стороны перестали видеть друг в друге врага и поняли, как видит ситуацию противоположная сторона. 2. В школьную службу примирения входят учащиеся, поскольку часть происходящих в образовательном учреждении конфликтов скрыта от взрослых, и помочь решить их могут только сверстники. 3. В работе Школьной службы примирения большое внимание уделяется воспитательному результату. Этот результат может выразиться в осознании участниками конфликта произошедшего события и последствий, в принятии на себя ответственности за исправление последствий случившегося, в обсуждении вопроса, что нужно делать, чтобы подобное больше не повторялось. 4. Школьная служба примирения стремится распространить свои идеи и принципы, популяризует их педагогам, ученикам и их родителям, проводит просветительские и обучающие мероприятия. Медиация в образовательной среде в форме Школьных служб примирения развивается в России более 12 лет и имеет успешный опыт применения на практике. Следующий метод урегулирования конфликтов- это метод Сабона. Концепт Сабоны начал разрабатываться в 2004 году профессором по обучению миру Йоханом Галтунгом. Название «Сабона» пришло из африканской культуры «Зулу», что означает приветствие,» я вижу тебя, я понимаю тебя, я принимаю тебя». «Сабона» - это инструментальные средства с семью основными категориями анализа, понимания и разрешения конфликтов. Первые три инструмента дают теоретический фундаментализм, которые помогают выявить причины и стороны конфликта, а так же проанализировать его. Следующие четыре инструмента, это практические пути решения конфликтов. Именно эти 7 концептов Сабоны составляют теоретический базис и практическую часть и оказывают помощь в правильном выборе инструментов для эффективного и быстрого выхода из конфликта. Центральные элементы метода - это видение личности с противоположными целями и прогнозирование последствий поведения. Цель Сабоны- повышение управляемости встречных целей и улучшение социальных навыков. Сабона метод практически не используется в России, однако имеет широкий опыт распространения в скандинавских странах (только там?). Концепт Сабоны применим и эффективен как в образовательной среде, так и в любой сфере жизни человека. Другим методом решения конфликтов является метод диалога (Nansen dialogue). Миссия данного направления это желание дать людям, живущим в ситуациях конфликта способ мирной трансформации конфликта, основанный на демократии и правах человека. А так же создание нейтрального пространства, где люди с противоположными мнениями смогут встретиться «лицом к лицу» в честном диалоге, по средствам которого участники смогут понять взгляды, желания и потребности друг друга. Работа метода диалога строится на основных принципах. 1. Мероприятия разработаны в соответствии с территориальными традициями и культурой общества. 2. Повышение доверия и взаимоуважения, а также стремления к общей ответственности за рабочий процесс и результат. 3. Работа в партнерстве. 4. Многоуровневый подход основанный на знаниях и опыте, ориентированный на долгосрочный результат. 5. Качество предпочитается количеству. 6. Систематический контроль и оценка результатов. 7. Обмен информацией, знаниями и опытом среди участников. Метод диалога активно используется в решении конфликтов за рубежом, как «бытовых», так и политических. Данная концепция поддерживает инклюзивное и интегрированное образование в многонациональных и многокультурных обществах, что является безусловно важным для российского образования. Итак, образовательная среда - это пространство, в котором взаимодействует большое количество участников образовательного процесса. Одним из результатов их взаимодействия являются конфликты, не совпадение интересов, мнений, взглядов, целей. В результате этого в образовательной организации преобладает негативный настрой, нездоровый психологически- социальный климат, вследствие чего снижается результативность образовательного процесса. Внедрение в образовательное пространство служб примирения и актуальных методов работы с конфликтами, поспособствует решению этих проблем, как в детском, так и взрослом коллективе. К тому же, с помощью описанных методов возможно не только урегулирование конфликтов, но и гармоничное развитие личности, прививание моральных ценностей и социальной компетентности. Таким образом, функционирование служб примирения в образовательных организациях позволит: - сократить общее количество конфликтных ситуаций и их остроту среди участников образовательного процесса; - повысить эффективность ведения профилактической, просветительской и коррекционной деятельности, направленной на снижение асоциального поведения среди учащихся; - сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними; - повысить квалификацию работников образовательной организации в сфере защиты прав и интересов детей; - создать условия для участия педагогов и родителей в решении актуальных задач в части профилактики правонарушений и девиантного поведения среди учащихся; - оздоровить социально-психологический климат в образовательной организации. Таким образом, вытеснив конфликт из образовательной среды возможно создание комфортного и безопасного пространства для эффективного обучения и полноценного развития учащихся. Благоприятны психологический климат в образовательной организации будет способствовать повышению работоспособности и психологическому равновесию всех участников образовательного процесса. Список литературы: 1. Гришина, Н. В. психология конфликта [Текст] : / Н. В. Гришина. – СПб.: Питер, 2005. – 464с. 2. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] : / В. А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. — 365 с. 3. Указ Президента РФ №761 от 01.06.2012 «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы» [электронный ресурс]. – Режим доступа : http://минобрнауки.рф, свободный. 4. Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» » [электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.rosmintrud.ru, свободный. 5. Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2013 г. № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации» [электронный ресурс]. – Режим доступа : http://минобрнауки.рф, свободный. Поделиться: |