Авторcтво: Мякгоступова Наталья Валентиновна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад №74», г. Северодвинск |
У многих молодых родителей срабатывает стереотип, что как только ребенку исполнилось 1.5 года, его пора отдавать в детский сад. Но часто родители сталкиваются с тем, что ребенок начинает капризничать и устраивать истерики, не желая по утрам отправляться в садик. Воспитатели отмечают, что он ни с кем не играет, не веселится, не проявляет интереса к игрушкам. Зачастую ребенок начинает терять уже приобретенные навыки самостоятельности, чаще страдает недержанием мочи, начинает хуже говорить, не ест и плохо спит. Именно так проявляется период адаптации в детском саду. Приспособление организма к новым или измененным условиям называется адаптация. Адаптация состоит из двух слагаемых: биологической и психической перестройкой организма. В период адаптации резко снижаются защитные силы организма, на ребенка оказывает неблагоприятное воздействие окружающая среда, в его организме создаются все условия для проникновения различных инфекций (1). Выделяют следующие основные показатели процесса адаптации ребенка к ДОУ:
Отрицательные эмоции – отмечаются у каждого ребенка, впервые оказавшегося в новых для него обстоятельствах. Степень проявления может быть разной: от едва заметного испорченного настроения, до агрессии по отношению к окружающим. В первое время после начала посещения детского сада, когда ребенка отвлекают новые игрушки, он может «забывать» о своем горе, но в последующие дни его эмоции вновь сосредотачиваются на негативных впечатлениях. Он может постоянно хныкать, либо плачь проявляется приступами.
Страх – сопутствует отрицательным эмоциям. Его вызывает новая обстановка, воспитатели, другие дети и самое главное, что родители не придут за ним вечером.
Гнев – возникает как реакция раздражения практически на все, что встречается ребенку в первые дни посещения детского сада. Положительные эмоции – в первые дни они проявляются редко. Чем легче проходит адаптация, тем быстрее и чаще у ребенка наблюдается радость и смех.
Социальные контакты – чем более общителен от природы ребенок, тем более быстрой будет адаптация. Так же в период адаптации к саду у ребенка может поменяться мимика, взгляды и манера движения.
Познавательная деятельность – во время стресса снижается вместе с положительными эмоциями. В возрасте трёх лет ребёнок активно познаёт мир через игру, оказавшись в детском саду, малыш перестает тянуться к игрушкам и играм со сверстниками. Возвращение познавательной активности означает постепенное «выздоровление» от стресса.
Социальные навыки – ребенок может на время утратить навыки самообслуживания, но постепенно начнется восстановление его умения самостоятельно одеваться, есть, выполнять гигиенические процедуры.
Речь – может изменяться, словарный запас нередко уменьшается, однако после привыкания к коллективу речь ребенка быстро прогрессирует и его словарный запас пополняется. Двигательная активность – от стресса малыш либо сильно заторможен, либо гиперактивен. Но необходимо не спутать активность, обусловленную врожденным темпераментом от нездоровой активности – следствие стресса.
Сон – в первое время он нарушен, может даже отсутствовать совсем, ребенок плачет, капризничает, не хочет ложиться в кровать. Спокойный нормальный сон приходит после закончившейся адаптации. Аппетит – иногда он полностью отсутствует, иногда, напротив, ест слишком много, чтобы заглушить волнение и переживание. Не пугайтесь, освоившись, процесс приема пищи нормализуется. Иногда также во время адаптационного периода у ребенка без всяких простуд может наблюдаться подъем температуры.
Период адаптации можно условно разделить на 3 этапа:
1. Острый – характеризуется нарушением сна, ухудшением аппетита, вегетативными и гормональными сдвигами;
2. Подострый – характеризуется восстановлением биоритмов различных органов и систем организма, нормализацией аппетита и сна, эмоциональной стабилизацией. Ребенок приспосабливается к общему режиму дня, начинает принимать участие в играх;
3. Период компенсации, при котором органы и системы организма работают в норме, появляются положительные эмоции, поведение становится ровным и спокойным
По степени тяжести период адаптации может быть легким, средней тяжести и тяжелым. Если ребенок легко приспосабливается к изменившимся условиям жизни, то в его поведении нет отклонений от обычной для него реакции на то или иное событие; нарушения аппетита, сна, речевой функции наблюдаются менее месяца.
При адаптации средней степени тяжести поведение, сон, аппетит, речь ребенка длительное время нарушены и восстанавливаются в течение 1-2 месяцев, имеются функциональные отклонения, может развиться ОРЗ.
Если адаптация не произошла в течение 2 месяцев, говорят о тяжелой форме. У таких детей диагностируется неадекватное поведение, невротические состояния, он часто болеет ОРЗ. Все негативные последствия тяжелой адаптации выражаются беспокойством, заторможенностью, вялостью, капризами, раздражительностью, упрямством, психическим напряжением.
Степень выраженности этих негативных признаков зависит от условий, в которых находится ребенок дома, уровня привязанности к матери, возрастных особенностей ребенка, с организацией учебно-воспитательной работы в дошкольном учреждении и психофизическими особенностями организма. При легкой степени адаптации все проявления негатива незначительны и кратки по времени.
Адаптация – это широкий спектр психофизических и личностных реакций на условия пребывания ребенка в дошкольном учреждении, но можно выделить некоторые общие закономерности приспособления детей к режиму ДОУ.
Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.
Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи — одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма. Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней (3).
Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. К сожалению, проблемы адаптации могут преодолеть не все дети, что может привести к развитию невроза у ребенка.
Средний срок адаптации по возрастам составляет:
1. Дети ясельного возраста – 7-10 дней;
2. Дети трехлетнего возраста – 2-3 недели;
3. Дети дошкольного возраста – 1 месяц.
Рекомендации родителям.
Если малыш осенью должен пойти в детский сад, то постарайтесь за оставшееся время подготовить его и себя к этому событию.
1. Перестаньте волноваться. Все будет хорошо. Не проецируйте свою тревогу на ребенка, не обсуждайте при нем возможных осложнений. Не стоит ударяться и в другую крайность, рисуя малышу идиллические картины его жизни в детском саду.
2. Обратите внимание на режим дня ребенка. За лето он должен быть перестроен таким образом, чтобы малыш легко просыпался за час-полтора до того времени, когда вы планируете выходить из дома в детский сад. Если ваш ребенок уже не спит днем, приучите его просто лежать в постели одного. Научите каким-нибудь играм: вспоминанию выученных им стихов, сочинению сказок, счету, рассматриванию окружающих предметов с запоминанием мелких деталей. Очень полезны так называемые пальчиковые игры. Хорошо, если вам удастся смоделировать ситуацию коллективного тихого часа.
3. Постарайтесь приучить ребенка ходить в туалет в одно и то же время (не с 10 до 12 часов – время прогулки в саду).
4. Максимально приблизьте меню вашего ребенка к детсадовскому, устраните «кусочничество» между едой.
5. Закаливать нужно всех детей, а детей, которые идут в детский сад – особенно. Хождение босиком в помещении и по земле летом в любую погоду – самый простой и эффективный способ. Это укрепляет не только иммунную, но и нервную систему. Очень полезны любые водные процедуры. Постепенно приучайте ребенка к холодному питью. Мороженое – это не только вкусно, но и полезно с точки зрения контраста температур.
6. Последите, как ребенок играет с другими детьми. Подходит ли он к группе играющих детей? Если ему трудно это сделать, помогите: научите его правильно здороваться с группой детей, предлагать детям свои игрушки, попросить разрешения играть с ними, правильно реагировать на отказ, находя компромиссный вариант. Хорошо, если у вас летом на даче образуется большая детская компания.
7. Приучите ребенка выносить во двор, а в дальнейшем приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями. В противном случае малыш прослывет жадиной или все время будет находиться в тревоге за свою любимую игрушку, с которой может что-нибудь случиться.
Ваш ребенок пришел в детский сад.
1. Обязательно соблюдайте график адаптации, т.е. режим кратковременного пребывания ребенка в детском саду, начиная с 2-х часов. С графиком вас познакомит медицинский работник или психолог детского сада. Дайте ребенку возможность постепенно привыкнуть к новым условиям, к новым людям, к новым правилам, к отсутствию мамы.
2. Можете дать ребенку с собой игрушку или книжку, словом «кусочек» дома.
3. Ежедневно общайтесь с воспитателем, но не с целью выспросить, кто толкнул, а кто отобрал игрушку, а с целью выяснить, как вам скорректировать свои взаимоотношения с ребенком дома, чтобы он легче и быстрее привыкал к новым условиям жизни. Пусть воспитатель станет вашим помощником в воспитании ребенка.
4. Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездите надолго в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т.п.). Берегите нервную систему ребенка! Но самое главное условие успешной адаптации не столько ребенка, сколько всей семьи – это готовность родителей к тому, что ребенок пойдет в детский сад, или как-то изменяться условия его жизни, например, с ним будет сидеть няня, или на длительное время ребенок переедет к бабушке и т.п.
Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И очень скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!
Список источников информации:
1. Алямовская, В.Г. Ясли – это серьезно. / В.Г. Алямовская – М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 1999. – 144с.
2. Дробинская, А.О. Правильно ли развивается ваш ребенок и надо ли обращаться за помощью: книга для тех, кому это интересно. / А.О. Дробинская. – М.: Айрис –Пресс, 2004 – 64 с.
3. Заводчикова, О.Г. Пособие для воспитателей – Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи. / О.Г. Заводчикова. – М.: Просвещение, 2007 - 79 с.
4. Кирюхина, Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практическое пособие. / Н.В. Кирюхина. – М.: Айрис – Пресс, 2006 - 112 с.
Поделиться: