Авторcтво: Данилов Дмитрий Алексеевич, д.п.н., профессор, член-корреспондент РАО Педагогический институт, СВФУ им. М.К.Аммосова, Якутск |
Современная ситуация глобализации в социально-экономической жизни, определяющие проблемы развития образования; в российском образовании наблюдается репродуктивная глобализация без учета своих уникальных качеств; при модернизации образования целесообразна приоритетность воспитания в его содержании; определены цели, задачи и технологии воспитания. Современная эпоха – это не просто время изменений и перемен, а исторически значимых преобразований. Так, создается процесс взаимопроникновения политических, идеологических, культурологических, образовательных и других идей, и на этой основе некой общемировой системы, что называется глобализацией. В системе образования наблюдается возведение в ранг общемировых образцов и российской образовательной системы, что представляет собой репродуктивную глобализацию, при которой происходит потеря уникальных качеств своего образования путем их замены европейскими стандартами.
В данном контексте невозможно пройти мимо отдельных путей социально- экономического развития нашего общества, касающихся решения разных вопросов в сфере образования. Так, в условиях модернизации нашего общества господство бизнеса, рыночная экономика создают одновременно и социально-педагогические проблемы в развитии образования. Одна из главных проблем заключается в том, что происходящие в стране преобразования обоснованы на идеале, когда ценности бескорыстного служения народу вытеснены стремлением к богатству, принципом личной выгоды. Поскольку в условиях рынка деньги решают все, от них зависит все, что делается в общественной жизни. К сожалению, ценность денег привела к обесцениванию основных жизненных ценностей – нравственности, справедливости, духовно обедняя наше время.
Стремление представить образование по законам рыночной экономики видно, в частности, из того, что школы и учителя, побеждая в конкурсах, получают гранты без учета их стартовых условий: известно, что в одних школах созданы для этого соответствующие условия, а в других – нет. По данному вопросу мы полностью согласны со справедливым замечанием М.М.Поташника: «Так, как же можно выделять из бюджетных денег миллионные гранты кому-то на развитие, на награды, если нет условий для полноценного функционирования всех школ?» [2]. С другой стороны, когда в руководстве большое место занимает бизнес (деньги) не обращается должного внимания на актуальные функции социальных педагогов, психологов-педагогов, направленные на формирование и развитие личности растущего поколения в соответствии с модернизацией образования, что видно из того, что штаты этих педагогов сокращаются.
Со всем этим связаны, как подчеркивает д.философ.наук, проф., член-корр. РАО, зам.пред. Комитета Госдумы по образованию О.Н.Смолин определенные катастрофы в сфере образования [3]. Так, он выделяет наряду с социально- экономической, финансовой, социотехнической, социальной катастрофами и интеллектуальную и духовно-нравственную, которые касаются сферы образования. Он подчеркивает такие признаки интеллектуальной катастрофы, как: «кризис чтения» (в 2008 г., по опросу «Левада-центра» показатели чтения книг были 3-4 раза ниже, чем в европейских странах); разрушена отраслевая наука, утрачены многие научные школы; с ростом числа школьников идет сокращение количества учителей и др. О.Н.Смолин отмечает и духовно-нравственную катастрофу (криминализацию общества, наркотизацию населения, болезни, вызываемые антисоциальным поведением, более половины населения страны поддерживают лозунг «Россия – для русских» и т.д.).
Преодоление этих и других катастроф в социальной жизни современного российского общества возможно при обновлении образования на основе реализации определенных принципов: образование – социальное и духовно-нравственное воспроизводство человека, а не сфера обслуживания; бюджетные затраты на образование – не «бремя государства», а инвестиции в человека, выгодные для общества в долгосрочной перспективе; цель образования – многостороннее развитие способностей личности; личностный, а не функциональный характер в отношениях учителя и ученика, личность формирует личность; ориентация не на функциональную грамотность, а на фундаментальное образование.
Как известно, современная реальность нуждается в Человеке, способном к активной деятельности, к решению сложных неопределенных жизненных задач, к разнообразным формам мышления. Как подчеркивает В.И.Андреев, идеальная модель человека ХХI века – личность многомерная, вбирающая в себя и реализующая достоинства саморазвивающейся, самодостаточной и конкурентноспособной личности [1]. Ее формирование и развитие в системе образования связано с осуществлением принципа культуросообразности, основанной на технологии погружения школьников в социально-экономическую, культурологическую, этноэкологическую систему отношений, связанных с такими компонентами, как творчество и ответственность, уважение и терпимость, общительность и деловитость.
Все это требует, как подчеркивают специалисты, не столько совершенствования образования, а сколько его преобразования. В данном контексте перед нами стоит задача: найти и решать пути и способы обновления образования. В России ведутся поиски в сфере образования эффективных средств модернизации образования. Разрабатываются личностно-ориентированные, личностно-развивающие концепции на основе принципа антропоцентризма. Однако, следует учесть, что крайний антропоцентризм – «гуманизм без берегов», его продукт – личность, не признающая ответственности ни перед собой, ни перед другими людьми, ни перед прошлым, ни перед будущим. При этом можно получить воспитание преобразователя, не слишком обремененного размышлениями по поводу последствий своей деятельности для других – людей, воды, леса, травы, воздуха и т.д.
На основе анализа проводимой работы по модернизации образования мы приходим к целесообразности приоритетности в образовании воспитания. Основными компонентами образования являются обучение, воспитание и развитие личности. В традиционной системе приоритетное место занимает обучение, а воспитание и развитие личности обучающегося представляют составную часть процесса обучения, которые осуществляются учителями-предметниками как дополнение в процессе обучения. Приоритет воспитания ориентирован на развитие объективно задаваемого нового Человека, на его социализацию не только как присвоение им социального мира, но и как вписанность его в этот мир в качестве активного деятеля. При этом воспитание ориентировано на самовоспитание, самообучение, самореализацию индивида, исходя из того, что самосовершенствование человека, его развитие, рост способности и потребности самореализоваться объективно становятся главной целью человека и общества в ХХI в.
Среди многих средств разрешения глобальных проблем воспитания можно выделить концепцию целостной школы, направленную на развитие целостного человека. Ее целью выступает воспитание интеллигентного человека в духе широкой социальной коммуникабельности, ответственного отношения к самому себе, окружающим людям, природе, формирование свободной и позитивно настроенной личности. Для ее решения ставятся задачи – развитие субъекта познания, гибкости мышления; забота об укреплении духовного и физического здоровья; гармоничное развитие спортивных, ремесленных, художественных, интеллектуальных способностей; готовность к участию в создании свободного и демократического строя; гармония с природой, активность, самодеятельность.
Задачи решаются технологическим их обеспечением: учение через познание внутреннего опыта (человеческий организм обладает способностью достигать улучшения деятельности сознания, мозга); использование педагогической медитации как идеальной формы невербального воспитания; устранение из школьной жизни страха, агрессии (страх парализует как волю, так и способности человека; в целостном воспитании вводится культ радости, успеха); обеспечение возможности получения двойной квалификации (кроме общеобразования старшеклассники получают ремесленно-техническую и социально-политическую подготовку); использование форм и методов, стимулирующих жажду познания, любознательность (проектное обучение, интегрированные учебные дисциплины, сочетание активности и отдыха).
Литература:
1. Андреев В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. – Казань: Центр инновационных технологий, 2004.
2. Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие / М.М.Поташник. – М., 1996.
3. Смолин О.Н. Методология разработки системы российского образовательного законодательства: проблемы и перспективы // Педагогика. 2015. № 7. – 3-23 с.
Поделиться: