Авторcтво: Грачева Ирина Сергеевна, методист ГСКОУ для обучающихся с отклонениями в развитии школы №487 Выборгского района Санкт-Петербурга |
В нашей школе 28.12.2009г. в интерактивной форме прошел педсовет, который работал в два этапа: 1-ый – теоретический, 2-ой – практический. На первом этапе изучали теорию, на втором играли по станциям.
Все участники были разделены на педагогов-теоретиков, ответственных за изучение теории вопроса, руководителей групп, экспертов и самих участников. Педагоги в группе имели разные квалификационные категории, опыт работы, разные специальности. Критерий формирования группы был один: она должна быть рабочей.
На первом этапе педсовета ведущую роль выполняли теоретики. С ними была проведена консультация, определен план теоретической подготовки коллектива, предложена основная суть содержания. Теоретики разбирались в различных толкованиях понятия «взаимодействие», изучали возможные позиции педагогов, рассматривали виды, типы, уровни, основные характеристики взаимодействия и инструктировали свои группы.
Вторая часть педсовета была практической. Именно здесь были озвучены общие цели и задачи и порядок работы на станциях. Всего выделено 5 станций: «Ученик- Учитель», «Ученик-Ученик», «Учитель-Родитель», «Учитель-Учитель», «Учитель- Администратор».
Для каждой станции были определены кабинеты и подготовлены ситуации из жизни школы в соответствии с названием групп. Каждая группа побывала на двух станциях. Участникам группы, работая в кругу над ситуацией, надо было выделить роли, разделиться на подгруппы соответственно ролям, проанализировать ситуацию, предложить как можно больше вариантов поведения в игре, проиграть ее. При разборе игры говорили коротко и ясно, по кругу, активно слушая друг друга. Затем провели рефлексию:
- оценили степень удовлетворенности разрешением ситуации по шкале в 7 баллов, выяснили, почему такая степень удовлетворенности;
- выделили положительные и негативные тенденции во взаимодействии коллектива с помощью анализа проигранной ситуации;
- внесли предложения педсовету;
- оценили результаты деятельности по предложенным критериям.
Остановлюсь на работе одной из групп. Ситуация в группе «Учитель-Учитель»: Подросток уже несколько уроков плохо ведет себя на уроках, ничего не делает, дерзит, мешает другим ребятам, оскорбляет их. Груб он и по отношению к учителю. Терпение учителя лопнуло, он идет к классному руководителю и требует: «Да делайте же Вы с ним хоть что-нибудь!» Ваши действия?
Получив задание, педагоги разделились на подгруппы, одна играла роль классного руководителя, а другая – учителя. Атмосфера игры зависела от взаимоотношений участников. Подгруппа «Учитель» показала, что проблемами трудного подростка мы недостаточно интересуемся. Группа старалась, но участники не увидели глубину причин, из-за которых подросток проявляет подобное поведение. Прозвучало предложение быть более внимательными, человечными, профессиональными. Учителю-профессионалу необходимо владеть процессами самопознания, самопроектирования, самоанализа, умением оценивать объективно свои действия, как бы со стороны, то есть обладать рефлексией. От умения личности рефлексировать зависит конструктивность ее отношений с окружающими людьми.
Другая группа педагогов показала, что часто нам не хватает выдержки, профессионализма, психолого-педагогических знаний. Иногда сказывается элементарная усталость, не хватает сил, чтобы сразу во всем разобраться. Прозвучало, что это может быть проявлением черствости, которая у некоторых образуется как «ледяная корка» за длительные годы работы с детьми. Группа предложила варианты выхода из ситуации, например, оставить ребенка после урока и ненавязчиво обсудить вместе примеры из своей жизни, чтобы этот ребенок увидел, что мы – учителя тоже родом из детства, и мы могли находиться в таком же положении. Другие предложили отправить его для беседы к психологу или социальному педагогу. Третье предложение: пусть занимается им классный руководитель, ведь он за это получает деньги.
В растущем человеке следует поддерживать и развивать субъектность, т.е., способность личности к преобразованию отношений к собственной жизнедеятельности. Необходимо поддерживать также индивидуальность как неповторимость, особенность человека, которая выделяет его из всех других и тем самым позволяет оставаться самим собой. При таком подходе содержание педагогической поддержки шире, чем «работа с проблемой человека», не всякая проблема связана с процессом индивидуализации.
Особой педагогической поддержки, такта и терпения требуют к себе так называемые трудные подростки. В структуре личности трудного подростка могут наблюдаться задержки в развитии, негативные качества личности, недостатки в поведении, конфликтность в сфере общения, недоверчивость и даже враждебность к учителю. Диапазон поступков, на основании которых подростков считают трудными, весьма велик: от устойчивых проявлений отдельных отрицательных качеств и черт до наличия явно асоциальных форм поведения и поступков. Игнорирование той или иной возрастной особенности приводит к возникновению нескольких личностных недостатков или отрицательных качеств. Если возрастные особенности накладываются на типичные недостатки и ошибки в воспитании, неизбежно искажаются и личностные качества и возрастные особенности детей, поэтому необходимо учитывать физиологические и психоэмоциональные особенности. Часто подростки провоцирует запреты, специально «принуждая» учителей к их наложению, чтобы получить возможность проверить свои силы в преодолении этих запретов. Именно в ходе этого столкновения подросток узнает себя, свои возможности, поэтому учитель должен взаимодействовать в коллективе с разными специалистами, учителями-предметниками, администрацией, а не перекладывать на других свои проблемы или неудачи при взаимодействии с учениками.
В современных условиях не вызывает сомнения необходимость саморазвития личности педагога. Современный педагог – это педагог, способный к саморефлексии. Только рефлексия порождает потребность к саморазвитию. Рефлексивные процессы должны проявляться во всей деятельности педагога – в ситуациях взаимодействия с различными субъектами образования (учащиеся, коллеги, родители, администрация, специалисты, медицинские работники и т.д.). Человек, находящийся в школе, вступает в непосредственное взаимодействие с целой совокупностью социальных систем, важнейшая из которых – общешкольный коллектив. Таким образом, под педагогическим взаимодействием понимаем связь субъектов образовательной деятельности, приводящая к количественным и качественным изменениям в учебно-воспитательном процессе и в личностных характеристиках взаимодействующих сторон. И если нам, профессионалам-педагогам, не хватает выдержки, взаимопонимания, профессионализма, то о каком сотрудничестве с детьми мы можем говорить?
Группа, работающая на станции «Учитель-учитель», отметила важность теоретической подготовки по проблеме педагогического взаимодействия, вышла на необходимость командной работы педагогов: специалистов, учителей-предметников, воспитателей, классных руководителей, администрации, медработников. Оправдывает себя введение наставничества для начинающих педагогическую деятельность учителей, в опоре на имеющийся опыт в стенах школы. Классные руководители и учителя себя в воспитательной системе не видят.
В конце правомерно поставить вопрос о роли педсоветов в активизации сознания и формировании творческой, познавательной и исследовательской работы учителей. Она проста и сложна одновременно. Эта роль подвигает не только на создание условий для развития мышления, творчества, но и на защиту учителя от неуверенности. Всегда иметь идею «про запас», видеть перспективу развития и стараться включить педагогическую инициативу в общую систему поиска. Постоянно анализировать и уметь вовремя остановиться, чтобы выбрать лучший вариант.
Успех учителя, его профессиональной деятельности зависит, прежде всего, от осознания им своей профессиональной роли, служебного статуса, от глубины понимания целей и задач своей деятельности, значимости своей личной ответственности за результаты труда. Педсовет в развивающейся школе – это своего рода лаборатория, где идет постоянный поиск других подходов, технологий к личности ребенка и коллектива в целом. Педсовет «Педагогическое взаимодействие – условие эффективности образовательного процесса в коррекционной школе» обнажил проблемы, над которыми мы – учителя должны не только задуматься, но и работать, используя рекомендации специалистов в области педагогики и психологии, развивать творческое направление, обогащать знания, а если надо – менять свои взгляды, убеждения, нравственные качества, а главное, уметь рефлексировать. Это и будет способствовать дальнейшему профессиональному росту педагогов.
Поделиться: