Авторcтво: Емельянова Елена Викторовна, учитель СБО ГСКОУ для обучающихся с отклонениями в развитии школы №487 Выборгского района Санкт-Петербурга |
«Человек образованный — тот,
кто знает, где найти то,
чего он не знает»
Георг Зиммель
XXI век называют «веком электронного общества» и «веком информационной цивилизации». Новые составляющие информационной компетентности связаны с появлением компьютерных технологий информационного обмена. Формирование информационной компетентности в работе с предметной виртуальной информационной средой – новая проблема дидактики.
Самостоятельная деятельность в поиске и отборе информации является сегодня важным средством мотивации и условием развития личности ребенка.
В Федеральном компоненте государственного образования отмечается, что «впервые на всех ступенях обучения выделены общеучебные умения, навыки и способы деятельности, что содействует как целостному представлению содержания школьного образования, так и деятельностному его освоению».
Одна из компетенций, которой должен обладать выпускник школы, это умение «осуществлять самостоятельный поиск информации, содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем)».
Проблема: Использование ИКТ при формировании компетенции самостоятельного поиска информации учащимися коррекционных школ 8 вида в старших классах на уроках СБО.
Решение проблемы видится в вооружении педагогов научно обоснованным алгоритмом деятельности по формированию компетенции учащихся самостоятельного поиска информации с применением ИКТ.
Практическими предпосылками и нормативным полем решения данной проблемы являются: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, личностная ориентация содержания образования, формирование ключевых компетенций и обеспечение всеобщей компьютерной грамотности.
Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества образовательного процесса.
Современное информационное общество ставит задачи качественных изменений в деятельности всей школы, придавая особое значение формированию способности ученика к самостоятельному поиску информации. От нашего понимания значимости этих умений и готовности к формированию соответствующих навыков у учащихся зависит не только успех детей в познавательной и практической деятельности, но, в определенной мере, и вероятность их социальной адаптации, а иногда — и физического выживания в условиях современного информационного общества.
Новые задачи в обучении предполагают: изменения в требованиях к уровню владения информацией, самостоятельному поиску и обработке информации; изменение содержания и организации материала; использование адекватных современных технологий. Известно, что использование ИКТ легко адаптирует и модернизирует традиционные виды учебной деятельности к применению информационных носителей и мультимедийных проектов. Одной из возможных моделей реализации на практике личностно-ориентированного подхода, формированию такой ключевой компетенции учащихся как самостоятельный поиск информации, является использование информационных и Интернет технологий в обучении СБО.
Все это обусловливает необходимость применения в образовательном пространстве школы ИКТ как средств, организующих учебную деятельность ученика на уроках СБО и не только.
Активной позиция ученика может быть только при наличии интереса. Эффективность обучения зависит от уровня мотивации учения, поэтому необходимо поддерживать интерес к урокам социально-бытовой ориентировки, используя разнообразные пути и методы стимулирования учебной деятельности учащихся.
Основу самостоятельной деятельности составляют умения самостоятельно приобретать новые знания, владение которыми позволяет формировать ключевые компетенции учащихся как интегральные качества личности.
В соответствии с этим строится идеология личностно-ориентированного подхода в образовании и взаимодействии «ученик — учитель».
Применяя ИКТ:
- учащиеся приобретают навыки самостоятельного поиска информации;
- оптимально используют персональный компьютер как обучающее средство;
- развивают познавательный интерес;
- формируют убеждение, что достижения современной техники не отделимы от предмета социально-бытовая ориентировка.
Теоретическая база опыта
Переход к постиндустриальному обществу сопряжен с увеличением доли использования информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности. Как отмечается в Концепции структуры и содержании общего среднего образования «Освоение школьниками навыков работы с глобальными информационными массивами является обеспечением конкурентоспособной подготовки детей с ограниченными возможностями к жизни в современном открытом обществе. Перед будущей отечественной школой стоит задача закрепить и усилить эти тенденции, обеспечить их дальнейшую реализацию на практике».
Проблема работы школьников с глобальными информационными массивами рассматривалась в течение многих лет: Е. С. Полат, А. А. Гин, Зотова Н. К., Куксин А. В., В. М. Шейман, А. М. Хайт, Сиденко А. С., Зиммель., Бухаркина М. Ю., Ястребцева Е. Н., Батюкова З. И, А. В. Худякова, В. Г. Разумовский, В. Ф. Шаталов, Гомулина Н. Н., Кавтрев А., Ф. С. Зайцев, Боревский Л. Я., Дик Ю. И., Хуторской А. В., Собенина Е. С., Кожухова М. Ю. Работы данных исследователей явились методологической основой предлагаемого опыта.
Основой практического применения школьного опыта является программа Intel «Обучение для будущего», которая синтезирует преимущества и возможности компьютерных технологий, готовит учителей к организации эффективной учебной работы по использованию учащимися информационно-коммуникативных технологий. Многие модели мультимедиа-курсов использую на уроках СБО.
Новизна данного опыта заключается в том, что был разработан и теоретически обоснован алгоритм работы учителя по формированию компетенции самостоятельного поиска информации учащимися, в комплексном применении компьютера во взаимодействии«учитель — ученик» на уроках СБО. А также в усовершенствовании, модернизации и адаптации к конкретным условиям уже известных методов и средств обучения.
В основу опыта положены принципы педагогической техники, предложенные А. А. Гином:
- принцип деятельности – освоение учеником компетенций преимущественно в форме деятельности;
- принцип свободы выбора – в любом обучающем или управляющем действии, где возможно, предоставлять ученику право выбора, которое всегда должно уравновешиваться осознанной ответственностью;
- принцип открытости – не только давать знания, но и показывать их границы, ставить ученика перед проблемами, решение которых лежит за пределами изучаемого курса;
- принцип обратной связи – регулярно дает информацию о протекании педагогического процесса.
Ведущая педагогическая идея
Глобальные изменения социального масштаба, происходящие в настоящее время, компьютеризация и информатизация всех сфер (информационной, коммуникационной, профессиональной) современного общества вызывает необходимость применения в образовательном пространстве школы ИКТ как средств, организующих учебную деятельность ученика, способного адаптироваться в сегодняшней жизни.
Одной из ведущих педагогических целей применения ИКТ на уроках СБО является овладение учащимися новыми способами деятельности по осуществлению самостоятельного поиска и обработки информации научного содержания.
В настоящее время образовательные электронные издания и ресурсы сети Интернет предоставляют возможности для самостоятельного изучения некоторых тем по предмету СБО. Очевидно, однако, что самостоятельное бессистемное и непродуманное использование школьником информационных ресурсов для изучения некоторых тем не может быть результативным. Эффективность применения информационных технологий в деятельность учащихся коррекционных школ значительно определяется помощью учителя в организации их самостоятельной работы.
В процессе обучения на базе новых информационных технологий в условиях повышения степени активности и уровня мотивации учащихся роль учителя изменяется, но его деятельность не становится при этом менее значительной. Самостоятельная работа школьников на всех основных этапах координируются мной посредством выбора способов организации среды обучения, создания виртуального рабочего места учащегося. В этом контексте перед учителем встают следующие основные задачи: отбор информационных ресурсов, формирование блока заданий на основе используемых информационных ресурсов, выбор критериев оценки самостоятельной деятельности учащихся, создание тренирующего и тестирующего блоков.
Технология опыта
Бесспорно, что использование компьютера, разнообразных мультимедийных средства, сети Интернета на уроках оправдано, прежде всего, в тех случаях, в которых это обеспечивает существенное преимущество по сравнению с традиционными формами обучения.
Модели мультимедийных программ легко вписываются в традиционный урок и позволяют организовывать, модернизировать и адаптировать традиционные методы, формы, виды обучения и воспитания согласно требованиям времени.
Работа учащихся с компьютерными моделями и виртуальными лабораториями полезна, так как они могут ставить многочисленные эксперименты и проводить исследования. Использование ИКТ открывает перед учащимися огромные возможности формирования компетенции самостоятельного поиска информации, превращает выполнение многих заданий в микроисследования, стимулирует развитие творческого мышления учащихся, развивает способность решать различные ситуации в реальной жизни, повышает интерес к урокам социально-бытовой ориентировки.
Предлагаемый опыт реализуется в 8-12 классах в течение трех лет по модифицированной программе, преподавание ведется по учебнику Т. А. Девятковой, за основу планирования взята программа В.В.Воронковой. Внесены изменения в календарно-тематическое планирование. Так тема «Бюджет семьи» перенесена в конец года. Расчетные задачи по данной теме достаточно сложные, трудоемкие для восприятия, поэтому решаются тогда, когда сформированы умения работать с формулами. Проводятся расчеты расходов на удовлетворение культурных потребностей членов семьи, (например, поход в театр, кино, экскурсии, музеи). Расходы подсчитываются с опорой на вычислительные навыки, а также начальные элементы функциональной грамотности в части самостоятельного поиска информации.
В 8 классе при изучении СБО возможно формирование предметной информационной компетентности на элементарном уровне:
- самостоятельно изучать материал по учебнику или конспектам программ с использованием анимации процессов (например, правила поведения в общественном транспорте);
- составлять вопросы к рисункам, схемам, (например, по теме «Торговля»);
- отвечать домашнее задание, используя анимации (например, составление меню на день; оборудование детской комнаты);
- используя алгоритм, решать задачи и проверять решение в электронных таблицах, по условиям на бумажных носителях;
- готовить сообщения, мини-исследования по материалам Интернета (например, «Приготовление блинов» урок-исследование);
- осуществлять информационный поиск (например, составлять монографию детской зоны или зоны отдыха по теме «Жилище»);
- делать тематическую подборку в Интернете рисунков (например, по темам «Личная гигиена, Медицинская помощь, Жилище, Одежда и обувь, Служба быта, Средства связи, Транспорт, Бюджет, Торговля, Питание»).
В процессе преподавания с использованием мультимедийных уроков собран большой дидактический материал по применению ИКТ на уроках СБО:
· * тестовые задания в электронных таблицах Excel по промежуточному и итоговому контролю;
· алгоритмы решения простых задач с применением программы Excel;
· система комбинированных и обобщающих уроков, направленных на формирование целостной картины окружающего мира / урок-лекция с элементами беседы по темам: «Транспорт», «Простые способы приготовления каши», «Все об одежде»;
· нестандартные уроки — презентации (например, «Крупяные блюда», «Действия при пожаре», «Жилище», «Мореплавание и воздухоплавание», «Исследования по приготовлению блинов»);
· индивидуальные карточки-задания в бумажном и электронном виде (например: Как определить температурный режим газовой печи? Рассказать правила взвешивания продуктов питания на весах);
- карточки помощи пошагового выполнения виртуальных лабораторно-практических работ (например: определить, сколько существует способов нарезки картофеля геометрической формы, проверить справедливость закона геометрии);
- индивидуальные задания к интерактивным моделям, виртуальным лабораторно-практическим работам (например: Какой принцип лежит в основе оформления документов о принятии на работу? Какие команды должен выполнить ученик в случае изображенном на рисунке?).
С чего начать освоение ИКТ учителем?
- Начать надо с самого простого: освоить компьютер на уровне оператора ПК, так, что бы свободно владеть программами Microsoft Office: Word, Excel, Publisher, PowerPoint, образовательными программами.
- Изучить один — два диска из образовательной коллекции, обязательно проработать все методические материалы программы.
- Выбрать класс, отобрать материал, соответствующий программе и учебнику, сопоставить со своими возможностями и видением изучения данной темы, спланировать тему, блок или раздел.
- Обязательно выяснить, кто и на каком уровне из учеников владеет компьютером, умеет пользоваться Интернетом.
Алгоритм работы учителя на базе новых ИКТ для формирования компетенции учащихся осуществления самостоятельного поиска информации.
- Учителю необходимо заранее подготовить план работы с выбранной для изучения компьютерной моделью, сформулировать вопросы и задачи, согласованные с функциональными возможностями модели.
- Обязательно отработать все вопросы на модели, решить задания, даже если они кажутся вам простыми и ответы очевидными.
- Четко определить с какой целью и в какое время урока будете использовать компьютер, Интернет или материал дистанционного урока.
- Легче начинать с эпизодического применения компьютера на уроке в течении нескольких минут для объяснения какого-то явления или устройства при изучении нового материала или создания проблемной ситуации, например, использовать видеофильм или анимацию.
- Для проведения первых уроков не надо «изобретать велосипед». Проще использовать уроки образовательных программ, например «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки этикета». Позднее можно комбинировать материал согласно своему видению темы.
- Сложными уроками являются уроки-практикумы, уроки-лабораторные. Для успешного проведения их желательно отпечатать для учащихся карточки-помощницы с индивидуальными заданиями.
- Много времени и большая продуманность каждого этапа, элемента урока требуется для подготовки и проведения урока-презентации. Компьютер используется весь урок, параллельно с другими видами работ.
- Все индивидуальные задания нужно раздавать учащимся перед уроком. Учащиеся должны быть заранее предупреждены о том, что урок будет проходить в кабинете информатике или в лекционном кабинете (там, где есть компьютер и медиапроектор).
Учитывая психологические особенности развития учащихся с интеллектуальной недостаточностью, в учебном процессе необходимо отводить больше времени игровым формам: кроссворды, задачи со сказочным содержанием, «волшебные слова», уроки-игры.
Ниже приведена таблица, показывающая, какие формы и методы организации урока использованы и какие действия совершают учащиеся при самостоятельном поиске информации. Приведен далеко не исчерпывающий список возможных форм и методов, но мы привели те, которые успешно используются в нашем опыте.
Таблица 1. Использование компьютера при формировании компетенции самостоятельного поиска информации учащимися. (рис.1)
Вид урока
|
Форма урока, методы (как способы организации процесса познания)
|
Действия учащихся по самостоятельному поиску информации
|
Урок изучения нового материала
|
-урок использования компьютерных моделей в демонстрационном варианте;
-урок-демонстрация (используются мультимедийные серии)
|
-найти информацию в Интернете по конкретной теме: биография ученого, другие его открытия, описание способов приготовления салатов;
-составить свои вопросы или ответить на вопросы параграфа, анализируя мультимедийные анимации, поэтапное их объяснение,
- указать практическое применение модели,
- изучить конспект по электронному учебнику и сопоставить с соответствующим материалом учебника,
- (работа в парах) по заданию на бумажных носителях исследовать способы, зависимость, используя материал,
-сделать обобщение, вывод при помощи учителя
|
-Урок комплексного применения ЗУН
|
-виртуальная лабораторно-практическая работа;
-урок-практикум решения задач
|
-изучить конспект темы по электронному содержанию,
-наметить путь выполнения самостоятельной работы,
-выполнить работу согласно плана, предложенному учителем,
-проверить результат на реальность,
-самостоятельно решить задачу-расчет на бумажном носителе,
-ввести данные и проверить решение по алгоритму в электронных таблицах,
-решить задачу по анимации, изменяя указанную величину,
-сделать соответствующее обобщение при помощи учителя
|
Урок обобщения и систематизации знаний
|
-урок-презентация
-урок- защита проектов
-урок-игра
-форма проведения индивидуальная, парная, групповая
|
-подобрать материал на заданную тему в Интернете при помощи учителя,
-составить биографию ученого,
-сделать подборку материала по изучаемой теме,
-создать мини проект,
-подобрать виртуальные рисунки - схемы, продемонстрировать и объяснить их, возможно, с помощью учителя,
-выполнение правил групповой работы; установление контактов в парах; распределение обязанностей.
|
Урок контроля ЗУН
|
-компьютерное тестирование (итоговое или промежуточное);
-урок-игра
|
-выполнить:
тестирование в компьютерном классе;
тестирование индивидуальное, выборочное;
индивидуальное тестирование с последующей проверкой по алгоритму на компьютере,
- (по желанию), свой результат можно вывести на экран.
|
Урок закрепления знаний
|
-решение жизненных задач
-экспериментальные задачи по предмету СБО
|
-решить задачи на бумажных носителях с последующей компьютерной проверкой,
-вводить данные, вычислять, используя алгоритм (например, сколько потребуется стирального порошка для ручной стирки белья),
-результаты эксперимента проверять,
используя алгоритм,
-решать задачи, используя примеры решения задач мультимедийных программ
|
Комбинированный урок
|
-фрагментарное использование компьютера
|
- комбинации всех ранее указанных видов деятельности учащихся,
-давать устные и письменные ответы;
отвечать домашнее задание, используя рисунки, схемы, задания аналогичные традиционному учебнику
|
Дидактические материалы, созданные в процессе работы с мультимедийными объектами:
А) раздаточный материал по всем темам курса;
Б) тесты в электронных таблицах;
В) карточки-задания, составленные по экспериментальным заданиям «Занимательные и жизненные уроки СБО»;
Г) план выполнения виртуальных лабораторно-практических работ;
Д) методические разработки и дополнительный материал, к урокам используя, Интернет ресурсы;
Г) задания, разработанные учащимися;
Преимущества предлагаемого опыта — способствует развитию личности ребенка:
- Формирует устойчивое умение осуществлять самостоятельный поиск информации, обработку ее, используя различные источники.
- Активизирует познавательный интерес к урокам СБО и компьютеру в, частности, стимулирует использование знаний на практике.
- Способствует развитию эмоциональной сферы школьников.
- Увеличивает объем самостоятельной работы;
- Повышает эффективность восприятия информации за счет наглядности;
- Дает возможность самостоятельного многократного повторения.
Дает возможность учителю:
- редактировать объекты, согласно методическим задачам;
- создавать и хранить собственные презентации, дидактические материалы на электронных носителях;
- многократно повторять, не затрачивая дополнительных усилий и времени;
- осуществлять пошаговую демонстрацию;
- использовать Интернет-ресурсы;
- видеть структуру и план работы по данной тематике;
- видеть принцип действия различных механизмов в ходе работы;
- демонстрировать опыты работы, не воспроизводимые в школьных условиях;
- видеть схему протекания задания при объяснении сложных моментов теории, при решении практических задач.
- увеличить эффективность использования проектной методики;
- расширить разнообразие видов деятельности на уроке;
- учитывать индивидуальные особенности учащихся.
Результативность (устойчивые положительные результаты деятельности)
Результаты работы по данной проблеме прослеживаются в прилагаемом мониторинге, который подтверждает эффективность данного опыта.
Одним из показателей сформированности компетенции самостоятельной деятельности по поиску и отбору информации является умение учащихся проводить исследование. Например, работа ученика 8 класса Цветкова Артура «Масленица. Печем блины» заняла призовое место в Выборгском районе на конкурсе «Исследовательская работа по технологии».
Высокую эффективность предлагаемого опыта подтверждают результаты муниципальных олимпиад. Так учащиеся 8-го класса заняли I и III место на муниципальной олимпиаде по технологии в 2009 году.
Мониторинг качества образования по СБО показывает рост СОУ за период 2006-2009гг.
Степень обученности по предмету СБО(рис 2)
Это подтверждается в период промежуточной аттестации учащихся и дальнейшем обучении в училищах и лицеях, а также благодарственными письмами за качественную подготовку учащихся. Получено 6 таких писем.
Адресная направленность опыта.
Опыт по формированию навыков самостоятельной работы с информацией по предмету СБО, содержания с использованием различных источников может применяться интегрировано при изучении различных учебных предметов, а также использоваться во внеурочной работе в коррекционных школах.
Его можно применять в основной и старшей школе всех уровней. Он будет интересен учителям разных специальностей и квалификационных категорий.
При каких условиях, используя ИКТ, можно получить положительные результаты.
Необходимыследующие условия:
- Мотивационные (способствующие устойчивым положительным мотивам обучения: интерес, новизна, доступность);
- Кадровые условия (прохождения курсов по программе Intel «Обучение для будущего», по использованию Интернет технологий, учебных электронных программ, информационных и педагогических технологий);
- Материально-технические условия (свободный доступ в компьютерный класс, наличие компьютера, Интернета и желательно множительной техники;
- Научно-методические условия (свободный доступ в Интернет, наличие учебно-методического комплекса по предмету на электронных носителях);
Обязательным условием получения устойчивых результатов является проведение мониторинга образовательных и информационных компетенций учащихся. В качестве примера приводим карту определения сформированности социально-бытовых навыков и мотивации учащихся к дальнейшему развитию. Карта 1 . Формирование навыков по уходу за помещением (см. приложение 1).
Результативность применения опыта в учебном процессе можно оценить не только с помощью отметок, но и положений педагогики развития, создающей для ученика особое образовательное пространство: открытия себя, своих возможностей, интересов, формирования навыков самостоятельного поиска информации. Нами создан мониторинг развития ребенка, который включает в себя:
1. Контроль результатов выполнения программы в отметках по классу и каждому ребенку;
2. Диагностика процесса деятельности, выявление тенденций динамики развития;
3. Сформированности культурно-гигиенических навыков учащихся;
4. Развитие навыков трудового воспитания.
Теоретические положения, которые предлагают критерии развития ребенка, разработаны к. п. н. Н.Н.Яковлевой, их можно найти в источниках:
А). Диагностика коммуникативных умений учащихся 4-5 классов с трудностями в обучении // Логопедические технологии в коррекционно-развивающем образовании: сб. научно-методических трудов с международным участием. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – С. 250-256.
Б). Здоровьесберегающие технологии в коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью// Материалы Международной научно-практической конференции (12-14 сентября 2007 г.) «Современная полифункциональная и интерактивная коррекционно-развивающая среда». – Астрахань: ОГОУ ДПО «АИПКП», 2007. – С. 69-73.
В). Использование технологии «Педагогическая мастерская» для диагностики и коррекции коммуникативной функции речи у учащихся с нарушением интеллекта // Модернизация специального образования лиц с отклонениями в развитии: сб. научно-методических трудов. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.
Г). Формирование коммуникативных умений учащихся с интеллектуальной недостаточностью. – СПб. АППО, 2009.
а) наличие положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации;
б) наличие положительных изменений в эмоционально-волевой сфере;
в) переживание учеником субъективного открытия;
г) отношение к новому знанию как к личностной ценности.
Также для нас важно выделить критерии развития не только учащихся, но и учителя. Здесь важную роль играет его рефлективная позиция, умение посмотреть на себя со стороны глазами ребенка. В этом могут помочь следующие критерии:
*Анализ занятий по следующим положениям:
- правильность и обоснованность цели занятия;
- структура и организация;
- содержание;
- деятельность учеников;
- правильность отбора методов, приемов и средств обучения, их разнообразие;
- оценка санитарно-гигиенических условий;
*Создание условий для самостоятельной деятельности учеников.
Предлагаемый опыт получил свое распространение через следующие формы: участие в семинарах, доклады на районных МО, открытые уроки, доклады на школьных МО, на районных методических конференциях, участие в городских семинарах и конференциях коррекционных школ.
Приложение «Карта 1 определения сформированности социально-бытовых навыков и мотивации к дальнейшему развитию «Формирование навыков по уходу за помещением»
Поделиться: