Авторcтво: Журавлева Елена Володаровна, учитель начальных классов ГБОУ № 444 Фрунзенского района Санкт-Петербурга |
К сожалению, современные дети все меньше и меньше читают. Особое значение чтение имеет для России, ведь до недавнего времени наша страна считалась самой читающей в мире. Сотрудник Российской государственной детской библиотеки (РГДБ) В.П. Чудинова пишет, что существует «уходящая модель» детского чтения: это и «любовь к чтению», увлечение книгами, а не журналами, разнообразие жанров чтения, существование домашней библиотеки. Такие данные приводит Чудинова В.П. в своей работе:
«• Любят читать: младшие школьники 43%, старшие — 17%;
• Не любят читать: младшие школьники 8%, старшие — 17%;
• Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников;
• Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся».[1]
В 2000 году Россия впервые приняла участие в международном исследовании знаний учащихся: по навыкам чтения наши школьники оказались на 28 месте среди 32 индустриально развитых стран.[2]
Человечество не знает иного пути эффективного приобретения знаний, кроме чтения, поэтому все годы школьной жизни ребенка – это чтение книг. Приобщая к чтению, мы питаем ум и сердце ребенка, побуждаем к самосознанию, учим как найти себя в современном мире, содействуем творческой самореализации личности. Не секрет, что чтение – необходимое условие для становления человека культуры. С.А. Кислинская сравнивает художественную литературу со вкладом в банки. «Сначала,– пишет она, –кладем на депозит деньги, а потом снимаем с процентами».[3] Действительно, схожая картина: свою начитанность мы используем в различных жизненных ситуациях.
Каждый раз, начиная работу с первоклассниками, я задумывалась о том, что можно изменить в своей работе, чтобы учащиеся к концу 4 класса имели оптимальную скорость чтения, которая является необходимым условием хорошей учебы в средней школе.
Несколько лет назад мне повезло услышать о работе педагога дополнительного образования школы-лаборатории №:689 Невского района Глебовой Светланы
Анатольевны. В рамках литературного кружка «Книжный остров» Светлана Анатольевна и ее коллеги претворяли в жизнь опыт доктора педагогических наук, профессора Казаковой Елены Ивановны и кандидата педагогических наук, доцента Галактионовой Татьяны Гелиевны. Они – авторы литературных проектов «Успешное чтение» и «Хорошее время читать».
Я заинтересовалась работой этих педагогов, приняла идею, попыталась адаптировать ее для своего класса.
Для начала мы с родителями встретились за круглым столом, поговорили о том, что происходит, если падает техника чтения, не пополняется словарный запас, пропадает любовь к книге или она отсутствует вовсе. Все взрослые прекрасно понимали, что это рано или поздно скажется на результатах обучения. Ведь в современной жизни необходимо читать бегло. А замедление процесса чтения, падение интереса к нему приводит и к замедлению развития человека. На подготовительном этапе проводилось анкетирование детей и их родителей: выявлялись читательские интересы детей, отношение родителей к чтению и т.д. Итоги анкетирования озвучивались на родительском собрании, посвященном роли чтения в жизни ребенка.
Итак, всем детям предлагаю «Читательский портфель». В нем – список книг на полгода. (Участники могут подключаться к игре в любое время). Список книг составляю из лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы.
Принципы отбора:
- соответствие возрастным возможностям и интересам;
- проверенность многими поколениями читателей;
- отсутствие в обязательной программе по литературе (или ее опережение).
После прочтения книги ребенок получает задания.
Перед вами – образец заданий для второклассников:
ТВОРЧЕСТВО Е.ЧАРУШИНА
(«Как Никита мне помог», «Никита-охотник», «Воробей», «Томкины сны», «Рябчонок»)
Ответь на вопросы, реши кроссворд, отгадай зашифрованное слово:
1.Что хотел написать папа Никиты для ребят?
2.Он мычит по-коровьи.
3.Кого напугался охотник Никита?
4.Чему научил Никита воробья?
5. Через что смог сначала перелететь воробей?
6. Его увидел Томка во сне.
7. Рябчиха – удивительная, пестренькая …
ТВОРЧЕСТВО А.Л. БАРТО
1. Выучи наизусть одно стихотворение А.Л.Барто.
2. Подготовь выразительнейшее чтение любого стихотворения по книге.
3. Нарисуй иллюстрацию к понравившемуся стихотворению:
В 1 классе дети решали кроссворды, создавали иллюстрации к понравившимся произведениям; во 2 классе – решали «зашифрованные» кроссворды, рисовали иллюстрации, работали над выразительным чтением стихов наизусть и понравившихся отрывков; в 3 классе появились задания другого типа – узнай интересный эпизод из жизни автора, «путевые заметки», «волшебное дерево», «бортовой журнал», «карта текста».
В обмен на выполненное задание по прочитанной книге участник получал «бук»-приз. В конце полугодия, после сбора всех «Читательских портфелей» с выполненными заданиями, проводится суперигра, в которой все участники-победители, награждаются грамотами и призами. В процессе игры для поддержания интереса я привлекаю внимание к успеху одноклассников, выставляю готовые «Читательские портфели», на уроках литературного чтения слушаем выступления детей.
Ребята с увлечением играют, а мы с родителями «пожинаем плоды» – это и заинтересованность детей в чтении (количество участников: 1 класс – 53%, 2 класс -63%, 3 класс – 57%, 4 класс – 65%), это и увеличение скорости чтения ребят: (Рис.1):
Рис.1 Влияние работы с читательским портфелем на скорость чтения:
Какие же еще итоги такой кропотливой, отнимающей много сил и времени, работы, спросите вы? Это и увеличение времени общения родителей и детей (общая тема – обсуждение заданий), и привлечение малочитающих детей, и шанс получения приза для каждого участника. Приятно поделиться некоторыми достижениями наших ребят:
1) Школьный конкурс стихов «Есть в осени первоначальной..» - 1 место, октябрь, 2010г.
2) Школьный конкурс стихов о блокаде - 1 и 2 место, январь, 2010г.
3) Районный конкурс «Фестиваль сказок» - лауреаты, участвовал весь класс, 2008г.
4) Районный конкурс «Фестиваль сказок» - участвует весь класс, 2011.
Данная система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности. Также позволяет развить речь учащихся, повышает учебную мотивацию детей и, главное, воспитывает грамотного читателя.
Отношение моих учеников к книге, к чтению проявляется и в их творчестве. Предлагаю вашему вниманию синквейны, которые очень любят сочинять ребята:
Чтение – Чтение –
Интересное, познавательное. Поучительное, смешное.
Увлекает, учит, захватывает. Учит, развлекает, помогает.
Попадаю в мир удивительных приключений. Когда читаешь – это интересно!
Сказка! Классно!
Веселов Саша Шевченко Артем
Чтение -
Интересное, захватывающее.
Радует, интересует, увлекает.
Можно узнать много нового.
Прекрасно!
Чугулова Кристина
Литература
1. В.П.Чудинова, журнал "Школьная библиотека", 2003, №8
2. Данные PISA- международного педагогического исследования оценивания знаний учащихся, http://teacher.fio.ru/news
3. С.А. Кислинская «Семейное чтение глазами детей и родителей»
Поделиться: