Поиск по сайту

Метод проектов в школьном географическом краеведении


Авторcтво: Захаров Алексей Геннадьевич, учитель географии ГБОУ №62 Выборгского района Санкт-Петербурга


Краеведением занимаются историки, естествоиспытатели, филологи, архитекторы, поэтому краеведение может быть различным: историческим, литературным, этнографическим, экологическим и т.п. вплоть до археологического. Однако ни в какой другой науке оно не находит для себя столь пригодных методов исследования, как в географии. А.С. Барков считал, что «объект и методы изучения географии и краеведения совпадают. Последнее можно и должно рассматривать как «малую географию», точнее как малое страноведение». Л.С.Берг называл краеведение географией родного края.

Сущность школьного географического краеведения заключается во всестороннем физико- и экономико-географическом познании учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края с помощью разных источников и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством учителя.

Составными частями школьного географического краеведения являются учебное (программное) краеведение, его содержание и характер определяются учебной программой, и внепрограммное (внеклассное) краеведение, задачи и содержание которого строятся в соответствии с планом учебно-воспитательной работы школы. По своему существу, педагогическому значению и целевым установкам оба эти направления тесно связаны между собой, взаимообусловлены и дополняют друг друга.

Одной из главных особенностей школьного географического краеведения является то, что оно создает условия для работ исследовательского характера, способствующих формированию у учащихся опыта творческой деятельности – одного из важнейших компонентов содержания образования.

Исследовательская работа по географическому краеведению может быть организована через различные формы организации деятельности учащихся, в том числе с применением метода проектного обучения.

Данный метод не является принципиально новым в мировой педагогике. Считается, что он был разработан американским философом и педагогом Джоном Дьюи. Теоретической основой метода проектов стали его педагогические концепции, в которых большое значение придавалось обучению через деятельность.

В нашей стране идеи проектного обучения связаны с именем выдающегося русского педагога П.Ф. Каптерева, который считал, что проектное обучение направлено на всестороннее упражнение ума и развитие мышления. Проектное обучение в России развивалось параллельно с разработками американских ученых и связано с именами П.П. Блонского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, М.В. Крупениной, Е.Г. Кагарова.

В настоящее время в связи с реформированием образовательной системы России и модернизацией географического образования, в частности, к проектному обучению возник интерес у ведущих ученых-методистов (В.В.Николина, О.В. Крылова, А.А. Лобжанидзе, Н.Н. Петрова и др.), учителей географии. Возрождающийся интерес к проектному методу обучения не случаен. Необходимость изменения роли ученика в учебном процессе и превращения его в активного участника этого процесса признана всеми.

Основная цель использования метода проектов в географическом краеведении – самостоятельное постижение учащимися краеведческих проблем, имеющих для них жизненный смысл.

У учебного проектирования масса достоинств, одно из которых – осязаемый результат творческой деятельности учащихся.

Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельно принимаемое учащимися развернутое решение проблемы в виде разработок, макетов, карт, схем, а также конкретной деятельности по благоустройству местной окружающей среды, изучению и описанию объектов и процессов природы. Дидактической единицей в методе проектов становится взятая из реальной жизни и лично значимая для учащихся краеведческая (экологическая, историческая, социально-экономическая) проблема.

При выборе тем краеведческого проекта для выполнения учащимися в ходе изучения курса географии учитель руководствуется следующими критериями:

- значимость данной информации для учащихся;

- социальная значимость проекта;

- наличие в проекте воспитательного потенциала;

- связь с изучаемыми темами школьного курса географии;

- возможность постановки проблемы;

- время, отводимое на изучение данного раздела и темы (нередко учитывается время года, поскольку использование ряда методик требует определенного состояния природных объектов);

- возможность реализации межпредметных связей;

- соотношение имеющихся знаний и личного опыта учащихся в пользу первых.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубления знаний учеников по предмету, дифференциации процесса обучения. Однако чаще всего темы проектов относятся к какому-либо практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний учащихся не только по географии, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом достигается вполне естественная интеграция знаний.

Например, остро стоящая проблема Санкт-Петербурга – загрязнение окружающей среды бытовыми отходами. Проблема: как добиться полной переработки всех отходов? Тут и география, и экология, и химия, и биология, и социология, и физика.

Важная организационная задача участников проекта - выбор формы продукта проектной деятельности. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

Перечень возможных выходов проектной деятельности учащихся:

· Web-сайт;

· Анализ данных социологического опроса;

· Атлас;

· Бизнес-план;

· Видеофильм;

· Видеоклип;

· Выставка;

· Газета;

· Журнал;

· Игра;

· Карта;

· Коллекция;

· Макет;

· Модель;

· Мультимедийный продукт;

· Оформление кабинета географии;

· Создание краеведческого уголка (музея);

· Праздник;

· Прогноз;

· Публикация;

· Путеводитель;

· Справочник;

· Сравнительно-сопоставительный анализ;

· Сценарий;

· Учебное пособие;

· Чертеж;

· Экскурсия и т.д.

Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.д.).

Виды презентации краеведческих проектов могут быть различными, например:

· Деловая игра;

· Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий;

· Защита на Учебном Совете;

· Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий;

· Инсценировка реального события;

· Научная конференция;

· Научный доклад;

· Отчет исследовательской экспедиции;

· Пресс-конференция;

· Реклама;

· Ролевая игра;

· Соревнования;

· Телепередача и др.

Краеведческие проекты занимают особое место в школьном курсе географии.

Содержание школьной географии обладает богатыми возможностями в плане применения метода проектов, что подтверждается и требованиями к уровню подготовки школьников. Эти требования предполагают, что учащиеся должны уметь прогнозировать, например, тенденции изменения природных и социально-экономических объектов и природного комплекса в целом в результате хозяйственной деятельности человека. В планируемых результатах обучения в программах по географии для общеобразовательных учреждений ставятся задачи обучения школьников оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные изменения природных объектов под воздействием человека на примере рек, озер, болот, подземных вод, рост населения, развитие хозяйства своего региона и своей местности.

Приведем примеры возможных проектов краеведческого содержания.

При изучении географии России имеется возможность организовать проектно-исследовательскую работу учащихся по изучению одного из природных комплексов ближайшего окружения. Главная цель исследования – оценить влияние человека на компоненты природного комплекса, влияние данного природного комплекса на человека, спрогнозировать изменения в природном комплексе под воздействием человеческой деятельности и предложить меры по его охране.

Изучение природного комплекса проводится по следующему плану:

1. Географическое положение.

2. Климатические условия.

3. Почвы.

4. Растительный и животный мир.

5. Изменение компонентов природного комплекса под воздействием человека.

6. Охрана компонентов природного комплекса.

В рамках проекта учащиеся имеют возможность провести исследование природного комплекса одного из лесопарков Санкт-Петербурга. При организации экскурсии, являющейся одним из обязательных этапов проекта, учащиеся выполняют следующие задания:

· составляют схему маршрута экскурсии;

· составляют описание рельефа;

· составляют описание внутренних вод (пруд, озеро, болото), оценивают их экологическое состояние, берут пробы воды для лабораторных исследований (метод биоиндикации);

· делают рисунки растений, заготовки для гербария;

· изучают виды лишайников для качественной оценки загрязнения воздуха (метод лихеноиндикации);

· составляют список представителей животного мира лесопарка, изучают следы их жизнедеятельности;

· оценивают последствия изменения компонентов комплекса в результате человеческой деятельности.

Собранные во время экскурсии материалы учащиеся систематизируют, обобщают, оформляют и представляют на краеведческой конференции «Наш лесопарк - …».

Краеведческий проект «Разработка маршрута экскурсии по своему населенному пункту» можно предложить учащимся разных возрастных групп с 6 – 11 класс.

Проектное задание: «Представьте, что Вы являетесь сотрудником туристической фирмы. Ваша задача – разработать и презентовать маршрут пешеходной экскурсии по своему населенному пункту.

Прежде всего, необходимо выбрать объекты, которые Вы хотите показать в процессе экскурсии, определить начальный и конечный пункты маршрута, обосновать свой выбор. Затем следует определить порядок прохождения отобранных объектов.

Используя план своего населенного пункта, необходимо определить направления и расстояния между пунктами маршрута. После этого необходимо представить маршрут графически: нанести на бумагу маршрут, соблюдая направления и расстояния между пунктами. Объекты экскурсии необходимо показать с помощью условных знаков. Подготовьте описание маршрута.

Продумайте, как можно презентовать Ваш маршрут. Возможно, Вы подготовите рекламный буклет, в котором будет содержаться необходимая информация об объектах экскурсии, описание маршрута и его схематическое изображение. Вполне возможно, что Вы сможете представить свой проект иначе – ведь от того, насколько интересно и необычно Вы презентуете свой маршрут, зависит успех Вашей работы!»

Большой интерес у старшеклассников вызывает работа над проектом «Дамба – зло или благо?». Данная проблема актуальна для Санкт-Петербурга. Сторонники комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений считают, что с полным вводом ее в строй решатся как минимум три экологические проблемы: во-первых, создается преграда на пути мощных наводнений; во-вторых, по защитным сооружениям пройдет кольцевая автодорога, которая очистит воздух в городе на 35-40%; в-третьих, регулирование водопропускными затворами защитных сооружений даст возможность управлять гидрологическим состоянием Невской губы. Вместе с тем проблемы загрязнения Невской губы остались. Учащиеся, выступая в роли экспертов, обсуждают проблему, аргументируют положительные и отрицательные последствия создания дамбы.

Направления работы групп:

1. «Географы» - комплексная физико-географическая характеристика Финского залива по типовому плану (географическое положение, рельеф дна, свойства вод, течения, волнения и т.д.).

2. «Историки» - история наводнений в Санкт-Петербурге.

3. «Экологи» - положительные и отрицательные последствия строительства комплекса защитных сооружений, необходимые мероприятия для улучшения качества воды в Невской губе.

4. «Биологи» - особенности растительного и животного мира Финского залива, влияние наводнений на флору и фауну.

5. «Экономисты» - экономические аспекты строительства дамбы.

6. «Журналисты» - изучение общественного мнения о КЗС, создание газеты и видеофильма.

В ходе работы над проектом учащиеся посещают «Музей воды (ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга») и Санкт-Петербургскую дамбу.

Результаты исследования с подготовленными видеоматериалами представляются на заключительной конференции.

Возможности метода проектов в школьном географическом краеведении многообразны, но в то же время организация проектной деятельности учащихся требует от учителя серьезной подготовки и творческого подхода.

Учителя географии, использующие метод проектов в процессе обучения, отмечают у учащихся стабильный рост самостоятельности и уровня навыков работы с различными источниками информации. Приобретая эти навыки, привычку работать самостоятельно, использовать дополнительную литературу, искать решение проблем, дети стараются переносить их на традиционные уроки.



Поделиться: