Авторcтво: Захаров Алексей Геннадьевич, учитель географии ГБОУ №62 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Краеведением занимаются историки, естествоиспытатели, филологи, архитекторы, поэтому краеведение может быть различным: историческим, литературным, этнографическим, экологическим и т.п. вплоть до археологического. Однако ни в какой другой науке оно не находит для себя столь пригодных методов исследования, как в географии. А.С. Барков считал, что «объект и методы изучения географии и краеведения совпадают. Последнее можно и должно рассматривать как «малую географию», точнее как малое страноведение». Л.С.Берг называл краеведение географией родного края.
Сущность школьного географического краеведения заключается во всестороннем физико- и экономико-географическом познании учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края с помощью разных источников и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством учителя.
Составными частями школьного географического краеведения являются учебное (программное) краеведение, его содержание и характер определяются учебной программой, и внепрограммное (внеклассное) краеведение, задачи и содержание которого строятся в соответствии с планом учебно-воспитательной работы школы. По своему существу, педагогическому значению и целевым установкам оба эти направления тесно связаны между собой, взаимообусловлены и дополняют друг друга.
Одной из главных особенностей школьного географического краеведения является то, что оно создает условия для работ исследовательского характера, способствующих формированию у учащихся опыта творческой деятельности – одного из важнейших компонентов содержания образования.
Исследовательская работа по географическому краеведению может быть организована через различные формы организации деятельности учащихся, в том числе с применением метода проектного обучения.
Данный метод не является принципиально новым в мировой педагогике. Считается, что он был разработан американским философом и педагогом Джоном Дьюи. Теоретической основой метода проектов стали его педагогические концепции, в которых большое значение придавалось обучению через деятельность.
В нашей стране идеи проектного обучения связаны с именем выдающегося русского педагога П.Ф. Каптерева, который считал, что проектное обучение направлено на всестороннее упражнение ума и развитие мышления. Проектное обучение в России развивалось параллельно с разработками американских ученых и связано с именами П.П. Блонского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, М.В. Крупениной, Е.Г. Кагарова.
В настоящее время в связи с реформированием образовательной системы России и модернизацией географического образования, в частности, к проектному обучению возник интерес у ведущих ученых-методистов (В.В.Николина, О.В. Крылова, А.А. Лобжанидзе, Н.Н. Петрова и др.), учителей географии. Возрождающийся интерес к проектному методу обучения не случаен. Необходимость изменения роли ученика в учебном процессе и превращения его в активного участника этого процесса признана всеми.
Основная цель использования метода проектов в географическом краеведении – самостоятельное постижение учащимися краеведческих проблем, имеющих для них жизненный смысл.
У учебного проектирования масса достоинств, одно из которых – осязаемый результат творческой деятельности учащихся.
Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельно принимаемое учащимися развернутое решение проблемы в виде разработок, макетов, карт, схем, а также конкретной деятельности по благоустройству местной окружающей среды, изучению и описанию объектов и процессов природы. Дидактической единицей в методе проектов становится взятая из реальной жизни и лично значимая для учащихся краеведческая (экологическая, историческая, социально-экономическая) проблема.
При выборе тем краеведческого проекта для выполнения учащимися в ходе изучения курса географии учитель руководствуется следующими критериями:
- значимость данной информации для учащихся;
- социальная значимость проекта;
- наличие в проекте воспитательного потенциала;
- связь с изучаемыми темами школьного курса географии;
- возможность постановки проблемы;
- время, отводимое на изучение данного раздела и темы (нередко учитывается время года, поскольку использование ряда методик требует определенного состояния природных объектов);
- возможность реализации межпредметных связей;
- соотношение имеющихся знаний и личного опыта учащихся в пользу первых.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубления знаний учеников по предмету, дифференциации процесса обучения. Однако чаще всего темы проектов относятся к какому-либо практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний учащихся не только по географии, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом достигается вполне естественная интеграция знаний.
Например, остро стоящая проблема Санкт-Петербурга – загрязнение окружающей среды бытовыми отходами. Проблема: как добиться полной переработки всех отходов? Тут и география, и экология, и химия, и биология, и социология, и физика.
Важная организационная задача участников проекта - выбор формы продукта проектной деятельности. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.
Перечень возможных выходов проектной деятельности учащихся:
· Web-сайт;
· Анализ данных социологического опроса;
· Атлас;
· Бизнес-план;
· Видеофильм;
· Видеоклип;
· Выставка;
· Газета;
· Журнал;
· Игра;
· Карта;
· Коллекция;
· Макет;
· Модель;
· Мультимедийный продукт;
· Оформление кабинета географии;
· Создание краеведческого уголка (музея);
· Праздник;
· Прогноз;
· Публикация;
· Путеводитель;
· Справочник;
· Сравнительно-сопоставительный анализ;
· Сценарий;
· Учебное пособие;
· Чертеж;
· Экскурсия и т.д.
Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.д.).
Виды презентации краеведческих проектов могут быть различными, например:
· Деловая игра;
· Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий;
· Защита на Учебном Совете;
· Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий;
· Инсценировка реального события;
· Научная конференция;
· Научный доклад;
· Отчет исследовательской экспедиции;
· Пресс-конференция;
· Реклама;
· Ролевая игра;
· Соревнования;
· Телепередача и др.
Краеведческие проекты занимают особое место в школьном курсе географии.
Содержание школьной географии обладает богатыми возможностями в плане применения метода проектов, что подтверждается и требованиями к уровню подготовки школьников. Эти требования предполагают, что учащиеся должны уметь прогнозировать, например, тенденции изменения природных и социально-экономических объектов и природного комплекса в целом в результате хозяйственной деятельности человека. В планируемых результатах обучения в программах по географии для общеобразовательных учреждений ставятся задачи обучения школьников оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные изменения природных объектов под воздействием человека на примере рек, озер, болот, подземных вод, рост населения, развитие хозяйства своего региона и своей местности.
Приведем примеры возможных проектов краеведческого содержания.
При изучении географии России имеется возможность организовать проектно-исследовательскую работу учащихся по изучению одного из природных комплексов ближайшего окружения. Главная цель исследования – оценить влияние человека на компоненты природного комплекса, влияние данного природного комплекса на человека, спрогнозировать изменения в природном комплексе под воздействием человеческой деятельности и предложить меры по его охране.
Изучение природного комплекса проводится по следующему плану:
1. Географическое положение.
2. Климатические условия.
3. Почвы.
4. Растительный и животный мир.
5. Изменение компонентов природного комплекса под воздействием человека.
6. Охрана компонентов природного комплекса.
В рамках проекта учащиеся имеют возможность провести исследование природного комплекса одного из лесопарков Санкт-Петербурга. При организации экскурсии, являющейся одним из обязательных этапов проекта, учащиеся выполняют следующие задания:
· составляют схему маршрута экскурсии;
· составляют описание рельефа;
· составляют описание внутренних вод (пруд, озеро, болото), оценивают их экологическое состояние, берут пробы воды для лабораторных исследований (метод биоиндикации);
· делают рисунки растений, заготовки для гербария;
· изучают виды лишайников для качественной оценки загрязнения воздуха (метод лихеноиндикации);
· составляют список представителей животного мира лесопарка, изучают следы их жизнедеятельности;
· оценивают последствия изменения компонентов комплекса в результате человеческой деятельности.
Собранные во время экскурсии материалы учащиеся систематизируют, обобщают, оформляют и представляют на краеведческой конференции «Наш лесопарк - …».
Краеведческий проект «Разработка маршрута экскурсии по своему населенному пункту» можно предложить учащимся разных возрастных групп с 6 – 11 класс.
Проектное задание: «Представьте, что Вы являетесь сотрудником туристической фирмы. Ваша задача – разработать и презентовать маршрут пешеходной экскурсии по своему населенному пункту.
Прежде всего, необходимо выбрать объекты, которые Вы хотите показать в процессе экскурсии, определить начальный и конечный пункты маршрута, обосновать свой выбор. Затем следует определить порядок прохождения отобранных объектов.
Используя план своего населенного пункта, необходимо определить направления и расстояния между пунктами маршрута. После этого необходимо представить маршрут графически: нанести на бумагу маршрут, соблюдая направления и расстояния между пунктами. Объекты экскурсии необходимо показать с помощью условных знаков. Подготовьте описание маршрута.
Продумайте, как можно презентовать Ваш маршрут. Возможно, Вы подготовите рекламный буклет, в котором будет содержаться необходимая информация об объектах экскурсии, описание маршрута и его схематическое изображение. Вполне возможно, что Вы сможете представить свой проект иначе – ведь от того, насколько интересно и необычно Вы презентуете свой маршрут, зависит успех Вашей работы!»
Большой интерес у старшеклассников вызывает работа над проектом «Дамба – зло или благо?». Данная проблема актуальна для Санкт-Петербурга. Сторонники комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений считают, что с полным вводом ее в строй решатся как минимум три экологические проблемы: во-первых, создается преграда на пути мощных наводнений; во-вторых, по защитным сооружениям пройдет кольцевая автодорога, которая очистит воздух в городе на 35-40%; в-третьих, регулирование водопропускными затворами защитных сооружений даст возможность управлять гидрологическим состоянием Невской губы. Вместе с тем проблемы загрязнения Невской губы остались. Учащиеся, выступая в роли экспертов, обсуждают проблему, аргументируют положительные и отрицательные последствия создания дамбы.
Направления работы групп:
1. «Географы» - комплексная физико-географическая характеристика Финского залива по типовому плану (географическое положение, рельеф дна, свойства вод, течения, волнения и т.д.).
2. «Историки» - история наводнений в Санкт-Петербурге.
3. «Экологи» - положительные и отрицательные последствия строительства комплекса защитных сооружений, необходимые мероприятия для улучшения качества воды в Невской губе.
4. «Биологи» - особенности растительного и животного мира Финского залива, влияние наводнений на флору и фауну.
5. «Экономисты» - экономические аспекты строительства дамбы.
6. «Журналисты» - изучение общественного мнения о КЗС, создание газеты и видеофильма.
В ходе работы над проектом учащиеся посещают «Музей воды (ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга») и Санкт-Петербургскую дамбу.
Результаты исследования с подготовленными видеоматериалами представляются на заключительной конференции.
Возможности метода проектов в школьном географическом краеведении многообразны, но в то же время организация проектной деятельности учащихся требует от учителя серьезной подготовки и творческого подхода.
Учителя географии, использующие метод проектов в процессе обучения, отмечают у учащихся стабильный рост самостоятельности и уровня навыков работы с различными источниками информации. Приобретая эти навыки, привычку работать самостоятельно, использовать дополнительную литературу, искать решение проблем, дети стараются переносить их на традиционные уроки.
Поделиться: