Авторcтво: Боброва Ирина Юрьевна, старший воспитатель ГДОУ детского сада №115 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга |
Педагогический совет в ДОУ как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом решает конкретные задачи в учреждении. «Совет» в словаре Даля толкуется как мнение, высказанное кому-нибудь по поводу того, как ему поступить, что сделать; наставление, указание. Сегодня образование во всем изменяется, обновляется и перестраивается. Новая социально-экономическая ситуация предъявила к нам и новые требования. Педагогический совет, как орган коллективно-коллегиального управления, призван менять старые педагогические представления и ориентиры. На наш взгляд, именно это является сущностью и основой того, что заставляет современного руководителя искать новые подходы в подготовке и проведении педагогических советов. А ведь это действительно искусство, потому что, даже очень талантливым руководителям прийти к педагогическому совету, где педагоги действительно советуются, а не просто заседают, к совету, который приносит педагогическому коллективу радость и удовлетворение, уверенность и вдохновение удается не сразу. Положительная сторона педсовета, как и всякого непосредственного общения, состоит в психологическом восприятии проблем: на человека влияют нравственно-психологическая атмосфера коллективного обсуждения, эмоциональное поведение участников, подтекст высказываний.
Критерии педагогической технологии: Рис.1
Немаловажное значение имеет организация проведения педагогического совета. Формы проведения могут быть разнообразными. В каждом учреждении сложились свои традиции, свои требования к организации проведению педсовета. Но как показывает многолетний опыт работы, традиционный вариант педсовета: доклад – содоклад, выступления – сообщения, принятие решения – не эффективен, да и неинтересен большинству педагогов. Нередко можно наблюдать как на таких, традиционных педсоветах, многие с нетерпеньем ждут окончания “говорильни”. Чтобы разбудить творческую мысль, вызвать у них потребность в деловой дискуссии нужно использовать нестандартные, современные формы проведения.
Формы педагогического совета: рис.2
В работе педагогических советов выделяются следующие методы:
- Словесные (вербальные): лекция, доклад, беседа, дискуссия, работа с книгой;
- наглядные: презентации (графики, схемы, таблицы, диаграммы и т.п.); демонстрация фото-, видео-, киноматериалов информационно коммуникативными средствами;
- практические: моделирование педагогических ситуации, проигрывание игр, обучение практическим умениям;
- объяснительно – иллюстративные, репродуктивные и продуктивные, проблемные, поисковые, исследовательские, творческие, анализ детских работ (высказываний).
Подробная повестка дня с вопросами для обсуждения должна быть вывешена не позднее чем за две-три недели до проведения педагогического совета. В методическом кабинете оформляется выставка, например, "Готовимся к педсовету". В течение двух месяцев идет подготовка к педсовету, на это время рекомендуется создать рабочую группу, которая и будет осуществлять его организацию.
Алгоритм подготовки педсовета:
- определение целей и задач;
-формирование малой творческой группы (мозгового центра) педсовета;
- отбор литературы по рассматриваемому вопросу и подготовка первичного материала силами малой творческой группы;
- составление плана подготовки и проведения педсовета (вопросы педсовета, план проведения, графики анкетирования и открытых просмотров вывешиваются (минимум) за месяц до проведения педсовета, тема педсовета и литература по заявленной теме – за 2 месяца);
-разработка анкет и проведение анкетирования;
-посещение открытых просмотров педагогического процесса;
-обсуждение, обработка цифрового материала силами малой творческой группы;
- систематизация и подготовка окончательного материала;
- семинарские занятия по теме педсовета;
- проведение творческих мастерских опытными педагогами;
- подготовка вопросов для обсуждения на педсовете;
- контроль по теме педсовета;
- включение в работу психологической службы: осуществляет опрос родителей, ведет подготовку к работе в малых творческих группах;
- подготовка проекта решения педсовета;
-оформление копилки с материалами педсовета.
Немаловажную роль при проведении педагогического совета играет и эмоциональное состояние сотрудников: внутреннее спокойствие, удовлетворенность своей деятельностью, удовлетворенность оценкой его личности и деятельности со стороны коллектива и руководителей. Для исследования этого вопроса в ходе работы педсовета можно использовать следующие игры:
Игра “Цветопись”:
Данная игра позволяет определить психологическое состояние педагогов до начала работы педсовета и после его окончания. Перед началам работы педагогического совета предлагается выбрать один из семи предложенных цветов (это могут быть кружки одинакового размера) и после завершения работы сделать тоже самое. Далее можно сделать панно в виде двух цветков с разными лепестками, которые и дадут возможность понять их настроение и психологическое самочувствие.
Игра «Веселый мяч»:
Педагоги встают в круг. Ведущий передает мяч за спиной по кругу в правую сторону. Через какое-то время по кругу в левую сторону предается другой мяч.
Игра «Волейбол» с воздушными шарами.
«Передай хлопок»:
Ведущий предлагает, оставаясь в креслах, передать хлопок, например, влево. Не дожидаясь вернувшегося хлопка, участники передают его еще раз (это могут быть два хлопка) в другую сторону.
Упражнение:
«Снежный ком»
Ведущий называет какое-либо слово – образ, следующий участник произносит это слово и добавляет к нему свое слово и т.д. по кругу. Для этого упражнения лучше разделиться на команды.
Педагогический совет можно начать с афоризма великих людей или с притчи, после прочтения ее, спросите участников педсовета: «Почему я зачитала вам эту притчу (цитату)?» – или сразу сообщите, что перед ними сегодня стоит важная задача – и вы надеетесь, что коллегиально принятые решения будут охотнее выполняться, чем спущенные сверху директивы.
Так как коллектив сада у нас большой (47 педагогов) мы стараемся комбинировать разными методами и формами для активизации и динамики проведения педсовета. Если вы красивы, на Вас обратят внимание, если вы умны, Вас будут уважать, но если вы обаятельны, вас будут долго вспоминать.
Социально-психологическая культура воспитателя предполагает наличие у него определенных педагогических взглядов и убеждений, установки на эмоционально-положительное отношение к ребенку, не зависимо от его личностных качеств, и целый комплекс коммуникативных навыков и умений, необходимых педагогу. Поэтому в подготовке и проведении педсоветов в нашем детском саду принимает активное участие педагог-психолог. Педагог должен иметь не только систему профессиональных знаний, но и знания о закономерностях общения и взаимоотношений в коллективе, в группе с детьми, в работе с родителями. Низкий уровень развития коммуникативных качеств воспитателя не позволяет ему найти оптимальных вариантов педагогического общения и этим снижает его успешность. На семинарах и тренингах мы знакомим педагогов с новейшими достижениями в этой области. Ведь каждый день для педагога возникают ситуации, которые испытывают его на сдержанность, терпение, умение владеть собой. Надо помнить: «Крик – это самый верный признак отсутствия культуры человеческих отношений» (В.А.Сухомлинский).
В заключение педагогического совета необходимо обобщить результаты. Целесообразно резюмировать выступления участников педсовета не только после обсуждения каждой подтемы и в конце заседания, но и в ходе самого обсуждения. Это позволяет добиться уверенности в том, что все педагоги отчетливо понимают, о чем идет речь на педсовете, и у них складывается убеждение, что в ходе дискуссии достигнут определенный прогресс и время прошло не напрасно.
Предлагаем вашему вниманию конспект педагогического совета, надеемся он поможет в вашей работе.
Тема педагогического совета: «Роль ДОУ в сохранении физического и психического здоровья детей»
Составитель: старший воспитатель ГДОУ детского сада № 115 Выборгского района СПб Боброва И.Ю.
Присутствовали: ______ человек
Отсутствовали: _______ человек
(Лист регистрации прилагается)
Протокол на ( ) листах.
Подготовка к педсовету:
1. Проведение семинара: «Ребенок и здоровье».
2. Оперативный контроль: «Организация питания в группе», «Организация и проведения прогулки».
3. Проведение недели здоровья.
4. Проведение открытого занятия для молодых специалистов «Путешествие в страну здоровья».
5. Фотогазеты «Спорт в жизни семьи».
Цель: Поиск эффективных мер по сохранению здоровья дошкольников, совершенствования профессиональных знаний по вопросам пропаганды здорового образа жизни..
План педагогического совета:
1.Аналитическое обоснование темы: «Роль ДОУ в сохранении физического и психического здоровья детей» (выступление заведующей).
2. Состояние здоровья детей в ДОУ. Анализ заболеваемости (выступление врача).
3. Отчет по прохождению адаптации в 1 младшей группе, группе кратковременного пребывания, в группах младшего возраста. Разбор педагогических ситуаций.
4. Развитие эмоциональной саморегуляции ребенка через совместную деятельность с педагогом (выступление педагога-психолога).
5. Использование малых форм фольклора во время проведения утренней гимнастики.
6. Развитие эмоциональной сферы в разных видах музыкальной деятельности.
7. Формирование основ здорового образа жизни.
8. Нетрадиционные методы работы с детьми: «Детские презентации»
Ход педагогического совета:
1.Аналитическое обоснование темы: «Роль ДОУ в сохранении физического и психического здоровья детей»
Идеал воспитания – это
сочетание ума мудреца
с силой и здоровьем атлета
Ж.Ж.Руссо
В последние годы правительство уделяет большое внимание реализацию социально ориентированных национальных проектов в здравоохранении, образовании, строительстве жилья. Все это способствует повышению статуса семьи. Недаром 2008 год объявлен годом семьи. «Только крепкая здоровая семья является символом сильной России» (Д.А.Медведев).
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Педагогов детского сада много лет поражает грустная статистика частоты заболевания детей дошкольного возраста. Каждый третий имеет отклонения в физическом развитии. Конечно причин тому множество: и экологических, и социальных, и генетических, и медицинских. Одна из них – невнимание взрослых к здоровью детей. Иначе говоря, мы любим свое дитя, усердно лечим, когда оно заболевает, а в повседневности не используем весь арсенал средств и методов для предупреждения заболевания. По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50-55% зависит от собственного образа жизни, на 20-25% - от окружающей среды, на 16-20% - от наследственности и на 10-15% - от уровня развития здравоохранения в стране. Нельзя улучшить свою наследственность. И лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек избирает, целиком зависит от него самого.
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. В настоящее время большое внимание уделяется повышению статуса учителя физкультуры, созданию необходимых условий для занятий физкультурой: строительство стадионов, спортивных залов, манежей, бассейнов, туристических баз. Это способствует формированию будущих спортсменов.
Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье дошкольника и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.
В ходе совместной деятельности с детьми, педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.
Роль родителей в сбережении здоровья ребенка, при поддержке ДОУ, состоит в конструировании природо- и культуросообразной модели поведения, в готовности принимать помощь и поддержку от специалистов ДОУ в вопросах сохранения и укрепления здоровья ребенка, активном участии в создании культурных традиций детского сада (совместные спортивные праздники, развлечения, конкурсы, соревнования, занятия и гимнастики в парах и т.д.).
Противоречия
1. Недостаточной разработанности системы взаимодействия педагогов, родителей в сохранении здоровья ребенка.
2. Несоответствующим принципам ЗОЖ отношением педагогов и родителей к собственному здоровью.
ДОУ необходимо:
Создание системы здоровьесбережения ребенка в комплексе взаимодействия здоровый педагог- здоровый родитель -здоровый ребенок.
2. Состояние здоровья детей в ДОУ. Анализ заболеваемости. Закаливание в условиях ДОУ (выступление врача).
Как сказал Гиппократ: «Свое здоровье надо беречь собственными усилиями. Если ты не готов изменить свою жизнь, тебе невозможно помочь».
Основная причина заболеваний в детском возрасте – респираторные инфекции на их долю, особенно в осеннее-зимний период, приходится более 90% всех обращений за поликлинической помощью. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения часто болеющими считаются дети, перенесшие более пяти эпизодов ОРЗ за год. При этом уровень заболеваемости определенной группы детей превышает уровень заболеваемости их сверстников. Таких детей условно называют «часто болеющими детьми» (ЧБД) и выделяют в особую группу диспансерного наблюдения. Отечественные педиатры относят детей в группу ЧБД на основании критериев, предложенных в 1986 году В.Ю.Альбицким и А.А.Барановым:
- для детей от 1 года до 3 лет – 6 и более острых заболеваний в год;
- от 3 до 5 лет – 5 и более острых заболеваний в год;
- старше 5 лет – 4 и более острых заболеваний в год.
В индустриально развитых странах, а также крупных промышленных центрах – мегаполисах – часто болеющими можно считать каждого четвертого – пятого ребенка. ЧБД – это не только медицинская, но и серьезная социальная проблема.
Основными причинами повышенной восприимчивости детей к инфекциям дыхательных путей являются:
- неблагополучное течение внутриутробного периода (инфекции, перенесенные матерью во время беременности);
- раннее искусственное вскармливание;
- наличие очагов хронической инфекции в носоглотке (тонзиллиты, аденоидиты);
- несбалансированное питание;
- частые стрессовые ситуации;
- «пассивное» курение;
- нерациональный режим дня (недостаточное пребывание на свежем воздухе);
- проживание в экологически неблагоприятных условиях.
Частые ОРЗ способствуют возникновению хронических бронхолегочных заболеваний, предрасполагают к формированию аллергической патологии и ЗПР. Повторные инфекции проводят к хроническому течению воспалительных процессов, а на фоне этих процессов повторные ОРЗ развиваются значительно чаще и протекают тяжелее.
Специалисты выделяют три группы ЧБД:
- у детей 1 группы возникновение ОРЗ во многом определяется социально – бытовыми условиями и связанно с началом посещения ДОУ;
- у детей 2 группы повторные ОРЗ фиксируются чаще с первого полугодия жизни и не зависит от условий среды;
- у детей 3 группы повторные ОРЗ начинаются после первого года жизни, с учащением к 2-3 годам. Дети болеют не зависимо от посещения ДОУ.
Система оздоровления ЧБД требует планомерного проведения комплекса медико-социальных мероприятий. Еще в 18 веке знаменитый врач Максимович-Амбодик предупреждал, что никогда не следует лечить лекарствами то, что можно излечить простыми средствами. Исцелению могут способствовать элементарные средства – здоровый образ жизни, рациональный режим дня и другие мероприятия, полезные для всех ЧБД независимо от причин их заболеваний. Целесообразно таким детям увеличить продолжительность ночного сна на 1-1,5 часа, прогулки на свежем воздухе перед сном.
На часто болеющих детей оказывает отрицательное влияние:
- соотношение запретов и разрешений (в течение дня должно составлять1:3);
- недостаточное общение со взрослым, менее 1/3 времени его бодрствования;
- чрезмерно длительное бодрствование;
- неправильная организация деятельности (превалирование возбуждающих игр);
- неблагоприятные физические факторы (шум);
- непосильная умственная и физическая нагрузка (раннее обучение чтению, иностранным языкам, дополнительные услуги).
Важное место в системе оздоровления ЧБД отводится полноценному питанию. При респираторных заболеваниях следует увеличивать долю растительных белков. Дети, отстающие в физическом развитии, калорийность питания должна быть повышена на 10-15 %. При бронхолегочной патологии содержание белка в рационе увеличивается на 10-15%, диета должна быть обогащена кальцием. Детям с пониженным аппетитом показаны продукты, возбуждающие секрецию пищеварительных ферментов – крепкие бульоны, кислые соки и морсы.
В этом году в нашем ДОУ с первой группой здоровья 12,4% детей (на 4,8% больше, чем в прошлом году), со второй группой здоровья 70,8% (на 13,2% меньше, чем в прошлом году) и с третьей группой здоровья 16,8% (на 8,45 больше, чем в пролом году).
3. Отчет по прохождению адаптации в 1 младшей группе, группе кратковременного пребывания, в группах младшего возраста. Разбор педагогических ситуаций
Детский сад – это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требованиями в семье, а могут и отличаться. Очень важное умение, которое осваивает ребенок, адаптируясь к детскому саду, - это умение различать ситуации и анализировать, что можно и что нельзя с теми или другими людьми, в тех или иных случаях.
Теперь не только мама и папа, но и очень много разных людей (и взрослых, и сверстников) и разных обстоятельств (режим, расписание занятий, правила поведения и даже меню) влияют на малыша. Ему нужно научиться отстаивать свое мнение – но уважать правила, защищать себя – но не обижать других, быть личностью – но ценить коллектив, иметь свои постоянные вкусы – но допускать и что-то новое.
Это не просто. Новые обстоятельства потребуют времени для адаптации ребенка к новым условиям.
Кдвум годам жизни у ребенка складывается свой мир, в котором он чувствует себя уверенно и защищено. Изменение социальных стереотипов нарушает состояние малыша, требует напряжения адаптационных механизмов. Типичной картиной состояния, когда ребенок остается один на один в изменившихся условиях, является его приход в дошкольное учреждение. При первом посещении ДОУ малыши обычно проявляют выраженную негативную реакцию, затем часто замыкаются в себе, становятся пассивными. Педагогам следует обратить внимание на то, что после плача и сопротивления во время разлуки с мамой, ребенок успокаивается и ведет себя в группе адекватно, однако это спокойствие обманчиво. Оно достигается большим эмоциональным напряжением, и по возвращению домой малыш либо плаксив и капризен, либо безудержно расторможен. Длительное стрессовое напряжение не проходит для ребенка бесследно: он или заболевает ОРЗ в первые 10 дней пребывания в ДОУ, или демонстрирует невротические реакции (перестает идти на контакт, не играет с другими детьми). Адаптация может протекать в виде отклонений в поведении или с повторными острыми заболеваниями. Причем в течение первых четырех месяцев дети могут переносить от одного до семи ОРЗ. В острый период привыкания или период дезадаптации, когда имеется более или менее ярко выраженное рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой микросоциальной среды, у ребенка наблюдаются сдвиги в поведении: во взаимоотношениях со взрослыми и детьми, в речевой активности, игре. Педагог должен замечать нарушения в поведении ребенка во время режимных моментов, а так же расспрашивать родителей о поведенческих реакциях воспитанников в домашних условиях. В первую очередь это нарушение сна (длительное засыпание, укороченный, беспокойный и поверхностный сон), нарушение аппетита (избирательность, отказ от приема пищи, анорексия вплоть до невротической рвоты). У ребенка может измениться настроение и характер (безразличие, негативизм, неустойчивость и пассивность поведения, болезненная потребность в защите у любого взрослого, снижается двигательная активность, внутреннее напряжение и скованность, страдальческое выражение лица, постоянные слезы). Педагогу необходимо наблюдать на реакцию ребенка при расставании с родителями (бурная, безразличная, постоянное хныкание). У небольшой группы детей со второго-четвертого дня на протяжении всего периода адаптации может отмечаться снижение мышечного тонуса. Педагог может наблюдать вегето-сосудистые нарушения:
- бледность и мраморность кожного покрова;
- бледность и синева под глазами;
- симптом холодных конечностей, который отмечается со второго дня у детей с тяжелым течением адаптации.
Затем проходит собственно адаптация, когда ребенок осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения. В это время постепенно уменьшаются отклонения в различных системах организма. Анализируя проявления клинических симптомов, можно отметить, что 8, 64 и 128 дни пребывания ребенка в ДОУ являются пиковыми в нарастании негативной симптоматики. Эти дни считаются критическими, и ребенок требует пристального внимания со стороны медиков и родителей. И наконец, в период компенсации жизнедеятельность организма нормализуется, достигая исходного уровня. Дети двух лет, как правило, переживают адаптацию средней или тяжелой тяжести. Дети трех лет обычно более устойчивы к стрессовым факторам. У них больше самостоятельности в поведении, опыта общения со взрослыми и сверстниками.
В период адаптации очень важно:
- проявить максимум терпимости ко всем просьбам и даже капризам ребенка и заслужить его доверия;
- сохранять постоянство обстановки в группе и порядка следования разных событий жизни, обозначая переходы от одного события к другому так, чтобы ребенок успел на него настроится;
- найти возможность индивидуального общения с каждым ребенком, не форсировать начало «групповой» жизни;
- индивидуальный подход к ребенку, т.к. большая степень утомления организма и тем труднее вырабатываются приспособительные реакции
Об прохождении адаптации в группах расскажут педагоги.
Деловая игра «Попробуй, объясни…»:
1. ДОМА – КАПРИЗЫ, В САДИКЕ – УСПЕХИ. “Удивительно, но мой сын в садике совершенно не такой, как дома. Мне даже обидно, ведь я дома так стараюсь, а он там гораздо лучше себя ведет, чем со мной. Во-первых, он там ЕСТ. Причем воспитательница говорит, что старается съесть первый и поднимает тарелку похвастаться! А дома я за ним бегаю с ложкой! Во-вторых, он сам ОДЕВАЕТСЯ! Дома может часами ходить в одном носке! Такое впечатление, что всеми плодами моего воспитания и моих усилий пользуются воспитатели в садике: я с ним дома борюсь, а там - “Какой у вас самостоятельный, развитый ребенок!”.
Дело в том, что в садике ребенок часто видит именно то место, где его готовы воспринять таким, каким он себя ПОКАЖЕТ. Он пока не может постоянно БЫТЬ таким самостоятельным, целеустремленным и “взрослым”, он набирается сил и выражает все свои тревоги и сомнения дома, маме, в виде капризов и непослушания, а в садик он приносит ту форму поведения, которая, как он считает, больше всего ценится в обществе. Он хочет общественного уважения! Скорее всего, скоро он сможет так же “достойно” себя вести и в других местах, а дома будет иногда безобразничать, отдыхая от тяжелой социальной роли “хорошего ребенка”. Конечно, родителям, особенно мамам, бывает обидно, что ребенок хорошо себя ведет с другими, а с ними капризничает! Однако важно понимать, что это непослушание ребенка именно с близкими людьми означает, что он старается приспособиться к обществу и тратит на это много сил. Понимая теперь, как велик мир и как много в нем разных людей, только самым близким он может полностью и безоглядно доверить свои тревоги, эмоции и переживания.
2. ДОМА - “ХОРОШИЙ”, В САДИКЕ - “УЖАСНЫЙ”. “По-моему, воспитательница предвзято относится к моему сыну. Каждый день она рассказывает мне, как он безобразно себя ведет, дерется, забирает у детей игрушки и т. д. Но этого не может быть: он очень послушный, вежливый мальчик! Мы всегда проводили с ним очень много времени, пока я не вышла на работу, я всегда объясняла ему, что можно и что нельзя. Он всегда спрашивает у меня разрешения, если хочет что-то взять! Я просто не понимаю, разве может так быть, что я вижу одно, а без меня происходит совсем другое?..”
Да, такое вполне может быть, и даже часто так и бывает. И воспитательница, скорее всего, абсолютно не преувеличивает. Дело в том, что если родители очень много внимания уделяют правильному воспитанию, слишком контролируют ребенка, оберегают от принятия неверных решений, то ребенок трех-четырех лет, оставшись в садике без них, просто теряется. Он как бы остается без своей СОВЕСТИ, как говорит пословица - “без царя в голове”, ведь его способность к самоконтролю еще не развилась, а дома его совестью и контролем были мама и папа.
Оставшись один, ребенок пытается найти взрослого, который смог бы, как мама, помогать ему быть “правильным”. Именно для этого он ведет себя вызывающе, этот вызов говорит: “Пожалуйста, обуздайте меня, укажите мне мои границы, ВЫДЕРЖИТЕ меня!” Чаще всего доброжелательность окружающих взрослых помогает в скором времени ребенку поверить, что для того чтобы быть достаточно хорошим, вовсе не обязателен постоянный контроль взрослых. “Я МОГУ САМ СЕБЯ КОНТРОЛИРОВАТЬ!” - вдруг говорит себе ребенок, если видит, что его проделки – вовсе не катастрофа для окружающего мира, а взрослые, в общем-то, любят совершенно разных малышей – и тихих, и шустрых. Успокоившись по поводу отсутствия постоянного постороннего контроля за собой, ребенок начинает чувствовать себя увереннее и лучше общаться как со взрослыми, так и со своими сверстниками.
3. «Утром – не хочу, вечером – не пойду “Меня моя дочь удивляет: утром она устраивает сцены, что не хочет идти в садик, а вечером, когда я прихожу ее забирать домой, она меня просто не замечает. Продолжает играть, болтает со своими девочками! Я ее зову, жду, разговариваю с воспитателем - в общем, минут сорок проходит, пока мы выйдем на улицу. А утром опять: “Не хочу!”
« Быстрей домой!» “Мне кажется, что моего сына в садике обижают. Нет, он об этом не говорит. Даже идет утром в садик с удовольствием, игрушки какие-то собирает, меня торопит, чтобы не опоздать, а то “Лена Николаевна ругается” - в общем, все как бы хорошо. Но ведь когда я прихожу за ним вечером, он сразу за меня хватается, тянет уходить, не дает ни с кем поговорить, иногда даже плачет, если я хочу задержаться, о чем-то спросить воспитателя. Я его спрашиваю: “Тебя кто-то обидел?” - он говорит “нет”, у воспитательницы спрашиваю, что случилось, она говорит, что все было нормально… Но ведь ЧТО-ТО происходит?!”
Встреча ребенка с мамой после разлуки о многом может рассказать. Действительно, и родители, и воспитатели, и психологи давно заметили, что дети делятся условно на три группы. Встреча одних с мамой очень похожа на первую ситуацию, встреча других – на вторую. А вот третьи, увидев, что за ними пришла мама, подбегают к ней, здороваются, потом бегут попрощаться со всеми или положить на место игрушки, возвращаются к маме, одеваются и т. д.
Конечно, третья ситуация гораздо удобнее и приятнее для родителей. Такое развитие событий говорит о том, что ребенок уже вполне адаптировался к садику, новым друзьям и порядкам. Еще это показывает, что ребенок уверен в том, что мама тоже неплохо проводит свой день и за нее не нужно волноваться.
А еще это говорит о том, что режим дня в семье устоялся, что малыш достаточно хорошо ориентируется во времени, примерно знает, когда нужно заканчивать игру и идти домой, когда мама закончит работу, в каком настроении придет и какие дела предстоят ей и ему потом. Как правило, все дети приходят к такому пониманию расставания с родителями на целый день. Но не сразу. Дело в том, что готовность малыша к расставанию с мамой заключается не только в его понимании, что вокруг будут добрые люди и интересные игрушки. Главное в этой готовности – это сохранение представления о маме в своей душе, ведь именно на ее мнение маленький ребенок ориентируется в разных ситуациях.
Вы замечали, как годовалый ребенок перед тем, как что-то взять, бросает быстрый взгляд на маму, как бы спрашивая: “Можно? Все в порядке?” Трехлетний ребенок уже не всегда смотрит на маму, но он всегда старается “свериться” в своих мыслях: “А мама не заругает? А маме это понравится?”
Такая “сверка” легче дается ребенку, мама которого достаточно предсказуемый и постоянный человек, и ребенок хорошо знает, за что она ругает, за что хвалит, когда какое настроение у нее может быть. Если же ребенок не очень хорошо понимает маму, ему нужно ее присутствие, чтобы “изучить” ее и понять, в каком она настроении, как у нее дела, и вообще “все ли в порядке в мире”.
Если мама – очень импульсивная натура и у нее часто меняется настроение или она слишком часто и непредсказуемо для ребенка уходит и приходит с разными, непонятными ему впечатлениями и эмоциями, ребенок может встречать ее так, как описано в первой ситуации.
Ребенок не “не замечает” маму, он хорошо знает, что она пришла. Но он не знает, какое у нее настроение, как прошел ее день, рада она ему или чем-то озабочена и не думает о нем…
Вот чем занимается малыш, когда “не хочет” уходить из садика! Он знакомится с мамой! Ему просто нужно время, чтобы с ней встретиться, почувствовать ее, вернуться к ней и пойти с мамой, понятной и родной.
Если мама много работает, устает, волнуется из-за работы или других “взрослых” дел и ее озабоченность и переживания часто видит малыш, он может встречать ее так, как описывается во второй ситуации. Его никто не обидел в садике! Просто он очень переживает, не обидел ли кто-то маму, пока ЕГО не было рядом с ней! Именно поэтому, увидев маму, он крепко-крепко держит ее, как бы говоря: “Никому тебя не отдам!”
В такой ситуации ребенок действительно может спокойно утром собираться в садик (ведь он хочет помочь маме!), но к вечеру его волнение за нее становится слишком сильным, и маленький защитник (или защитница) просто не справляется со своими эмоциями.
4.Развитие эмоциональной саморегуляции ребенка через совместную деятельность с педагогом (выступление педагога-психолога)
Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.
Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.
Психическая саморегуляция – самостоятельное целенаправленное и сознательное изменение субъектом регуляторных механизмов своей психики на основе использования ресурсов бессознательного уровня.
В психологическом словаре А.В Петровского и М.Г. .Ярошевского саморегуляция характеризуется как, (от лат. regulare – приводить в порядок, налаживать) – целесообразное функционирование живых уровней организации и сложности. Психическая саморегуляция является одним из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии субъекта.
Общие закономерности саморегуляции реализуются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий, а также от характеристик нервной деятельности, от личностных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий, что формируется в процессе воспитания.
Как показывают исследования Л.С. Выготского, уже на первом году жизни начинают формироваться произвольные движения. В период от двух до трех лет закладываются основы регулирующей функции речи. С 4 лет развивается контроль за своими действиями, а нарушение правил поведения другими замечается уже с 3 лет. Уже в дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. Все эти изменения служат предпосылками и создают условия для развития основ произвольной саморегуляции.
У ребенка, как и у взрослого, по мере роста его личности, повышаются способности к произвольной психической регуляции и самоконтролю.
В детском возрасте способность подчинять свою психическую жизнь ярким живым образам фантазии совершенно естественна, во-первых, потому что основной тип регуляции психики у детей как раз непроизвольный, во-вторых, потому что слово у ребенка очень близко к конкретному образу. Слова легко оживляют у детей яркие впечатления и реальные ощущения, способные запустить естественные механизмы саморегуляции.
Требования детского сада, а затем школы создают необходимость формирования произвольной памяти и мышления, дальнейшего развития произвольной саморегуляции эмоциональных проявлений, внимания и восприятия как главного резерва их способностей, творческих возможностей, жизненных сил и интересов. Понимание психологами и воспитателями общих механизмов психофизической регуляции организма дает инструмент воздействия изнутри на развитие детской психики и ее произвольной регуляции.
Способность регулировать различные сферы психической жизни состоит из конкретных контролирующих умений
-в двигательной сфере,
-эмоциональной сферах,
-сфере общения и поведения.
Ребенок должен овладеть умениями в каждой из сфер.
5. Использование малых форм фольклора во время проведения утренней гимнастики.
Основная задача утренней гимнастики — перевести ребенка в бодрое состояние, активизировать и содействовать переходу к более интенсивной деятельности. Благодаря утренней гимнастике усиливаются все физиологические процессы — дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается питание всех органов и систем, что создает условия для увеличения работоспособности. Двигательная активность приводит в деятельное состояние различные анализаторы.
Включение и ежедневное проведение упражнений для всех групп мышц способствует их укреплению. Утренняя гимнастика создает организованное начало, ровное, бодрое настроение у занимающихся: сильно возбужденных детей успокаивают действия в заданном темпе, а малокровные дети втягиваются в определенный ритм работы. Поэтому после утренней гимнастики дошкольники более уравновешенны, лица их довольны и радостны. Повышая жизненный тонус организма, утренняя гимнастика создает благоприятные условия для дальнейшей деятельности, благотворно влияет на развитие организованности, дисциплинированности, выдержки.
Значение утренней гимнастики, прежде всего, определяется повышением жизнедеятельности всего организма. Работа мышечной системы активизирует сердечно-сосудистую, дыхательную системы, растормаживает нервную систему, создает условия для хорошей умственной работоспособности, для перехода к деятельному состоянию всего организма.
Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что замечено народом, что народом сохранено.
Фольклор – это народная мудрость, это душа искусства, это сама жизнь и создан он для жизни.
Детский фольклор – благодатная почва для интеллектуального, социального, эмоционального и личностного развития детей.
Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослым.
Простота и мелодичность звучания, незатейливость текста, возможность обыграть и заразить своим весельем, дают возможность активно использовать устное народное творчество в работе с детьми. Выступление руководителя физического воспитания.
6.Развитие эмоциональной сферы в разных видах музыкальной деятельности.
Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка.
Музыкальное искусство является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.
Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления» (Радынова О.П.).
Как уже было сказано, музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Опыт работы музыкального руководителя.
7.Формирование основ здорового образа жизни.
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» (В.А. Сухомлинский).
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом
Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни. Доклад педагога.
8. Нетрадиционные методы работы с детьми: «Детские презентации» (бактерии: вред и польза)
Почему так сложно понять мотивы поведения дошкольника? Почему современные дети 3-4 лет овладевают компьютером быстрее, чем взрослые? Почему поведение внуков вызывает тревогу и непонимание, так как те методы и приемы воспитания, которые они применяли для своих детей, сейчас «не работают»?
Проблема исследования особенностей развития детей-дошкольников состоит в том, что традиционные методы и методики диагностики устарели и не отражают «актуального уровня развития» детей. Сегодня многие задания, которые раньше использовались для тестирования детей старшего возраста выполняют дети 2-3 лет (увлеченно собирают пазлы из 12 элементов). Изменилось сознание дошкольников, так же, как изменилось само общество. Проводя психогенетические исследования, ученые обнаружили, что у современных детей уровень интеллекта выше. Особенности современных детей: фиксированный взгляд при рождении, физически более развиты, повышенный тонус организма (повышенная возбудимость, гиперактивность), рано отказываются от грудного молока; повышенная чувствительность и эмоциональность, высокая потребность в восприятии информации, объем долговременной памяти больше, а проходимость оперативной выше, повышение тревожности и агрессия. Они настойчивы и требовательны, имеют завышенную самооценку, не терпят насилия, не слышат указаний и приказов взрослого. У них собственная философия жизни.
В современном ребенке заложена деятельная натура, но проявится она в дальнейшей жизни – будет зависеть от условий воспитание и обучения. Первый вопрос, волнующий малыша: «Зачем?» - пришел на смену вопроса «Почему?» («Сначала надо умыться, а потом мы будем завтракать». «Зачем?» - спрашивает малыш.) Раньше у ребенка был хорошо развит подражательный рефлекс и он старался повторять действия за взрослым, то у современных детей преобладает рефлекс свободы – они сами выстраивают стратегию своего поведения. Если ребенок понимает и принимает смысл поступка или действия, который должен совершить, то он будет его выполнять. Если нет, то откажется, выражая протест вплоть до агрессии. У современных детей система отношений доминирует над системой знаний. Смысловая сфера личности управляет развитием четырех сфер: тела (физическое развитие), разума (ментальное развитие), души (эмоциональное развитие), духа (развитие воли). Все сферы личности должны развиваться гармонично с момента рождения.
Развитие сферы тела зависит от питания, сна и двигательной активности. Ребенок сам старается регулировать энергетический баланс в организме с учетом своей двигательной активности. В связи с повышенной возбудимостью и гиперактивностью современный ребенок очень восприимчив к внешним раздражителям (температурному режиму, запахам, ярким цветам и краскам). Причем дети избирательно относятся к этим раздражителям: одни – вызывают восторг и восхищение, другие – тревогу, испуг, плач. Задача воспитания современных детей должно состоять в создании условий для снижения гиперактивности, развития сосредоточенности и концентрации внимания, двигательного опыта и физического здоровья.
У современных детей повышенная потребность к восприятию информации. С момента рождения, в отличие от детей прошлого века, начинает функционировать смысловое восприятие, основанное на образах, которые при общении со взрослым интуитивно-телепатическим путем возникают в правом полушарии головного мозга. Повышенная потребность ребенка к восприятию информации заставляет его постоянно искать возможности его удовлетворения. Если он не получает ее, то начинает проявлять недовольство и агрессию. Это объясняется тем, что дети рано начинают смотреть телевизор. Особенно их привлекает реклама (динамичная и сжатая информация). У современного ребенка объем долговременной памяти намного больше, а проходимость оперативной памяти выше, что позволяет ему воспринимать и перерабатывать большое количество информации за короткий промежуток времени. Эта способность дана современным детям для того, чтобы в век высоких технологий они успевали ориентироваться в информационном потоке. Мыслительные операции у них развиваются комплексно: они мыслят блоками, модулями, квантами. Эти дети воспринимают мир целостно, интуитивно выстраивая отношения между объектами и явлениями.
У современных детей повышенная тревога и агрессия, потому что они чувствуют эмоциональное состояние иначе, чем взрослые: они «как бы» видят цветовую гамму души, словно радугу. Теплые цвета согревают его душу, и он испытывает комфорт, холодные цвета вызывают дискомфортное состояние. Чтобы снять ощущение страха и тревоги, некоторые дети любят спать с игрушкой. Чувство тревоги и страха дополняются агрессией, которая так часто проявляется у современных детей. Этому способствует недостаток общения (неполучение тепла и информации). Обладая смысловой сферой, ребенок требует от взрослого разъяснения, и если он их не получает, то агрессия усиливается. Для снятия страхов и снижение агрессии взрослому надо организовать эмоционально-личностное общение и совместную деятельность с ребенком, что будет оптимизировать процесс познания окружающего мира. Педагогу необходимо преобразовывать тревожность и агрессию в положительную (созидательную энергию).
Современные дети настойчивы и требовательные – это врожденное чувство самореализации, к проявлению своей деятельной натуры. На руках у взрослого ребенок видит мир его глазами. Но все хорошо в меру. Необходимо вовлекать ребенка в двустороннюю систему отношений, когда ребенок равноправный партнер по общению и совместной деятельности. При этих условиях у ребенка развивается ощущение успешности и уверенности в собственных силах. Задачей воспитания современных детей должна заключаться в создании условий для развития волевых качеств: целеустремленность, настойчивость, ответственность и уверенность в себе. Современные дети требуют современного подхода в воспитании и образовании.
Бурное развитие информационных компьютерных технологий и внедрение их в образовательный процесс ДОУ, наложили определенный отпечаток на деятельность современного педагога. Сама жизнь поставила воспитателей перед необходимостью использования компьютерных технологий в образовательном процессе детского сада. Компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить образовательный процесс. Информационные технологии в современном мире позволяет большинству педагогов проявить творчество, побуждают искать новые нетрадиционные формы и методы.
Компьютер существенно облегчает процесс подготовки к организованной образовательной деятельности. Он позволяет быстро изготовить необходимые дидактические пособия, раздаточный материал, предметные и сюжетные картинки, маски, медальоны для подвижных игр, театральной деятельности и многое другое. В своей работе педагоги используют детские презентации. Об этом нам расскажет воспитатель.
Решение педагогического совета:
- Разработать систему здоровьесбережения ребенка в комплексе взаимодействия здоровый педагог – здоровый родитель – здоровый ребенок.
- Регулярно предоставлять отчет о заболеваемости по группам, результаты отчета доводить до сведения воспитателей.
- Систематизировать работу по адаптации, формировать у детей чувство защищенности и доверия к окружающему миру.
- Изготовить картотеки с играми по саморегуляции, включать их в работу с детьми для формирования навыков саморегуляции поведения ребенка.
- Проводить утренние гимнастики, используя малые фольклорные формы, объединяя единым сюжетом.
- Воспитателям пополнить развивающую среду по музыкальному воспитанию дидактическими играми.
- Способствовать формированию ЗОЖ и основ валеологической культуры ребенка: развитию валеологического сознания, осознанного отношения к здоровью и формирование элементарных базовых знаний по гигиене, анатомии человека, валеологии и привычки здорового поведения.
- Внедрять в работу с детьми информационно коммуникативные технологии: «Детские презентации»
Председатель: заведующая ____________ ( )
Секретарь: воспитатель _______________ ( )
Литература:
1.«Организация методической работы в дошкольном учреждении» В.П.Дуброва Москва 1995 г «Новая школа»
2. Журнал "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения", №9 2008
3. Журнал «Обруч», 31 2009 г. «Продвинутый дошкольник»
4. «Система работы по формированию ЗОЖ» О.И.Бочкарева Волгоград2008 «Корифей»
5. Журнал "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения", №12 2009 «ИКТ и компетентность педагогов»
6. Журнал «Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ» №3 2010 г «Адаптация ребенка к условиям ДОУ»
Поделиться: