Поиск по сайту

Методическая разработка уроков (2 учебных часа) по теме « Жизнь и творчество Николая Рериха» в курсе МХК в 8 классе


Авторcтво: Старикова Юлия Анатольевна, учитель МХК ГОУ гимназии № 24 Василеостровского района Санкт-Петербурга


Цели урока:

· познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н.К.Рериха, дать представление о философском мировосприятии Н.К.Рериха;

· формировать умение анализировать текст, систематизировать учебный материала о Н.К.Рерихе

· развивать речевую культуру, монологическую речь учащихся;

· продолжать развивать умение исследовать картины Рериха, формировать эстетическое чувство у детей;

Оборудование: репродукции картин Н.К.Рериха; фрагменты поэтических и публицистических произведений Н.К.Рериха; музыкальные фрагменты (по усмотрению преподавателя).

Вступление.

На доске (экране) Знамя Мира Н.К. Рериха

rer1.jpg

Учитель: Здравствуйте, ребята. Посмотрите на доску (экран). Как вы думаете, что это? Символом чего может являться это изображение?

Варианты ответа учащихся

Ученик: это знамя Мира, его создал Николай Константинович Рерих. Этот знак стал символом Пакта мира, который совместно с Г.Г. Шклявером составил и продвинул на мировое обсуждение Рерих.

Пакт мира (Пакт Рериха)или Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников или Вашингтонский Пакт (англ. WashingtonPact) — первый в истории международный договор о защите культурного наследия, установивший преимущество защиты культурных ценностей перед военной необходимостью, подписанный в Вашингтоне представителями двадцати одной американской республики 15 апреля 1935 года в 12 часов дня.

rer2.jpg

Н.К.Рерих, Е.Н.Блаватская, Юрий и Святослав Рерихи

Учитель: Да, только самые высокие слова можно сказать о человеке, который разработал первый в истории международный договор о защите культурного наследия.

Николай Константинович Рерих объяснил символику Знамени Мира следущими словами:

«Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно — одни говорят, что это прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце культуры».

Н.К. Рерих

Учитель. Давайте познакомимся с вехами жизненного пути этого удивительного человека, с его трудами, и попробуем увидеть триединство искусства, религии, знания в нём самом, чтобы через его полотна прикоснуться к культурному, культовому образу Н.К. Рериха.

Учитель:

Можно ли назвать Николая Константиновича Рериха человеком мира, гражданином мира?Почему?

Учитель. Пожалуй, ни один из современных художников не создал на своих полотнах такого загадочного и таинственного мира, какой мы видим на полотнах Николая Константиновича Рериха.
Много лет тому назад русский писатель Леонид Андреев писал:

«Рерихом нельзя не восхищаться, мимо его драгоценных полотен нельзя пройти без волнения. Ибо богатство его красок беспредельно, а с ним беспредельна и щедрость, всегда радующая глаза и душу. Мир Рериха – это мир правды.»

Именно он назвал русский цикл художника «Державой Рериха».

Эта «держава» породила затем другую, загадочную, сказочную, яркую, сотворенную Рерихом уже не на нашей, а на Индийской земле.
Великий художник. Выдающийся ученый. Путешественник. Уникальный мыслитель. Многогранное дарование Рериха можно сравнить пожалуй только с титанами эпохи Возрождения. Более семи тысяч картин, бесчисленные книги, очерки, статьи, дневники все это –Держава Рериха, малую часть которой мы сегодня постараемся познать.

Чтец.

Знающий ищет. Познавший –
Находит. Нашедший изумляется
Легкости овладения. Овладевший
Поет песнь радости.
Радуйся! Радуйся! Радуйся!
Ловец, трижды позванный.

Учитель: Перед вами на столах лежат таблицы, которые по ходу урока вам предстоит заполнять. Ваши одноклассники будут рассказывать материал, а ваша задача сделать запись в соответствующей графе.

Биография

Ученик: Н.К. Рерих родился в 1874 году, в Петербурге, в семье крупного юриста.

По окончании гимназии Карла Мая в 1893 г. Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета (закончил в 1898 г.) и в Императорскую Академию художеств.

Дипломной работой Рериха в Академии художеств стало полотно с выразительным названием «Гонец». Картина была приобретена известным собирателем произведений русского искусства П.М. Третьяковым.

· Репродукция картины «Гонец»(2) rer3.jpg

· Краткий анализ картины.

С 1895 года занимается в студии знаменитого Архипа Ивановича Куинджи. . Он стал для юного воспитанника не только учителем живописи, но и учителем жизни. Недаром, на склоне лет, вспоминая о Куинджи, Рерих соединяет с его именем священное индийское понятие Гуру – великий учитель, духовный наставник.

В это время он тесно общается с известными деятелями культуры того времени – В.В. Стасовым, И.Е. Репиным, Н.А. Римским-Корсаковым, Д.В. Григоровичем, С.П. Дягилевым.

Уже в 24 года Николай Константинович становится помощником директора Музея Императорского Общества Поощрения Художеств и одновременно помощником редактора художественного журнала «Мир искусства».
Учитель: Сюжет взят из древнерусской истории. Гонец в ладье спешит к отдаленному поселению с тревожной вестью, что восстал род на род.

Картина принесла Рериху известность. П.М.Третьяков сразу же приобрел её для своей галереи.

Ученик: В 1899 году он знакомится с Еленой Ивановной Шапошниковой, правнучкой фельдмаршала Кутузова, выдающейся женщиной 20-го столетия, ставшей для него верной спутницей и духовной соратницей на всю последующую жизнь. Единство взглядов и глубокая взаимная симпатия очень быстро переросли в сильные и трепетные чувства, и в октябре 1901 года молодые люди поженились. Всю свою жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. Елена Ивановна разделит все устремления и начинания Николая Константиновича. В 1902 г. у них родится сын Юрий, будущий ученый-востоковед, а в 1904 г. – Святослав, который изберет ту же стезю, что и отец.

«Спутницей, другиней и вдохновительницей» называет Рерих свою жену. Это была удивительная семья. Николай Константинович и Елена Ивановна любили и уважали друг друга, считались с мнением другого. У них не было не только разногласия или упрека, но даже тени непонимания за 46 лет брака.

· Фото семьи Рерихов(1)

«Русь Святая»

Учитель: В начале 20 века Рерих вырастает в крупнейшего художника России. В 1909 году он становится академиком. Рерих совершает вместе с женой поездку по древнему пути «из варяг в греки». Они посетили более сорока городов России. Внимательно исследуя шедевры древнерусского зодчества, открывая для себя красоту работ неизвестных мастеров прошлого.

В очерке «По старине» он пишет:
«Даже самые слепые, даже самые тупые скоро поймут великое значение русской иконописи. Поймут и завопят и заохают. И пускай завопят!...Скоро пышнее расцветет культура искусства».

Сейчас, когда русские иконы украшают музеи всего мира, это кажется азбучной истиной. Но тогда, в начале 20 века, это было неслыханной дерзостью. Предсказания художника воспринимались на уровне курьеза. Он ведет настоящее сражение с эстетствующими критиками, вкусы которых целиком ориентированы на Запад: они –то и считали иконы серым примитивом.

· Начало колокольного перезвона(3)

Рерих пишет Святую Русь. Святая Русь – подобного определения не имеет ни одна страна мира. rer4.jpg

На картине художника «Земля Славянская» из арочного проема очень высокой колокольни или, может быть, с крепостной стены, мы видим вдали эту исконную и вечно живую Русь, которую через тысячи веков сумел разглядеть и донести до нас Рерих.

· Репродукция картины «Святая Русь»(4) Краткий анализ картины.

Колокол, как символ единения, вновь созывает народ.
Учитель: Все творчество Рериха густо насыщенно символикой. В канун первой мировой войны Рерих пишет аллегорическое полотно «Град обреченных». rer5.jpg

· Репродукция картины(5) Краткий анализ картины.

Огнедышащий дракон окружил телом своим город, наглухо закрыл все выходы из него. Именно эта картина дала повод М.Горькому назвать художника «величайшим интуитивистом современности».
В 1916 году Рерих пишет призывные строки в стихотворении «Подвиг»

Чтец:

«Волнением весь расцвеченный, Мальчик принес весть благую.
О том, что пойдут все на гору, о сдвиге народа велели сказать.
Добрая весть, но, мой милый Маленький вестник Слово одно измени.
Когда ты дальше пойдешь, ты назовешь твою светлую новость
не сдвигом, но скажешь ты: подвиг!

Великий Индийский маршрут

Ученик: В 1916 году из-за тяжелой болезни легких (Его мучают постоянные пневмонии и бронхиты.) Н.К. Рерих по настоянию врачей вместе с семьей переезжает в Финляндию (Сердоболь), на побережье Ладожского озера. Здоровье то улучшается, то ухудшается. В мае семнадцатого положение дел принимает такой тяжелый оборот, что художник вынужден составить завещание. Лишь летом 1918 года затяжная полоса болезней остается позади.

Близость к Петрограду позволяла время от времени выезжать в город на Неве и заниматься делами Школы Общества Поощрения Художеств. Однако после революционных событий 1917 года Финляндия закрыла границы с Россией и Н.К. Рерих с семьей оказался отрезанным от Родины.

Теперь Рерих наконец-то приблизился к главной своей мечте – путешествиям. Рерих отправляется в Копенгаген, затем в Англию.

В 1920 году Н.К. Рериху приходит предложение от директора Чикагского института искусств организовать большое выставочное турне по 30 городам США. Николай Константинович принимает это приглашение и вместе с семьей покидает Лондон. В США, где он проживёт три года. Там он готовится к научно-художественной экспедиции в глубины азиатского континента.

· Начинает звучать музыка Шнитке «Сказка странствий».(6)

Чтец.

Я приготовился выйти в дорогу.
Все, что было моим, я оставил. Вы это возьмете друзья.
Сейчас я в последний раз обойду Дом мой. Еще один раз
Вещи я осмотрю. На изображенья Друзей я взгляну еще один раз,
В последний раз. Я уже знаю, что здесь ничто мое не осталось.
Вещи и все, что стесняло меня, Я отдаю добровольно. Без них
Мне будет свободней.

Учитель:Первая мировая война помешала планам Рериха, но не сорвала их окончательно. В 1923 году экспедиция отправляется в путь по Великому Индийскому маршруту. Индия – Китай – Алтай – Монголия – Тибет – Индия. Главная цель – проникновение в тайны философии и культуры Индии.
Рерих искал подтверждение своей гипотезы о единых корнях индийской и русской культур.

Путешествие в общей сложности длилось пять с половиной лет. Состав участников менялся, но три человека прошли весь путь от начала до конца: Николай Константинович, его сын Юрий Николаевич и жена Елена Ивановна, Лада как называл её Рерих.

Индийский период

Ученик: 2 декабря 1923 года Н.К. Рерих и его семья прибывают в Индию. Здесь начинается подготовка к самому важному путешествию в жизни великого художника – экспедиции по труднодоступным районам Центральной Азии. Эти районы давно привлекали внимание Н.К. Рериха не только как художника, но и как ученого, которого интересовал ряд проблем, связанных с мировыми миграциями древних народов и поиском общего источника славянской и индийской культур. Помимо чисто научных целей, экспедиция несла важную эволюционную задачу. Сложнейший маршрут экспедиции проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Китай (Синцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. Значение и результаты этой уникальной экспедиции до сих пор по достоинству не оценены современной географической наукой. А между тем, осуществив мечту Пржевальского и Козлова, экспедиция Николая Константиновича Рериха явилась триумфом русских исследований Центральной Азии. По уникальности маршрута и собранным материалам она по праву может претендовать на особое место среди крупнейших экспедиций ХХ века. Путешествие продолжалось с марта 1925 по май 1928 года.
По окончании экспедиции в июле 1928 г. Н.К. Рерих основывает Институт Гималайских исследований «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды». Там же, в долине Кулу, в Западных Гималаях, Николай Константинович и его семья находят свой дом. Здесь, в Индии, и пройдет последний период жизни художника.

Учитель:Образы буддийской философии и религии, восточных легенд и сказок сплетаются в сотнях картин Великого индийского пути. Главное – это горы. Этот мир был величественен и космичен. Не случайно первый космонавт земли Юрий Гагарин писал:

«Лучи просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходил во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, черному. Неописуемая цветовая гамма. Как на картинах Рериха».


И где-то там, за горами, скрытая снежными вершинами, лежала тайная заповедная страна, которую называли Шамбалой. Оттуда спешили всадники и посылали указы «Весть шамбалы», «Послание Шамбалы».

· Репродукции картин«Весть шамбалы», «Послание Шамбалы»(7)

rer6.jpg

Чтец.В экспедиционном дневнике Рериха мы читаем: «Скалы и бесконечная пустыня. Ни путников, ни животных. Оглядываем друг друга в изумлении. Неожиданно мы все почувствовали аромат, как запах лучших курений Индии. Откуда он идет? Ведь мы окружены голыми скалами. Но лама улыбается: «Чувствуете вы аромат Шамбалы?»
В 1925-1926 года Рерих пишет живописную серию «Майтрейя», которая объединяет прошлое, настоящее и будущее народов Центральной Азии.

В одной из легенд рассказывалось о Будде грядущего, которого называли Спаситель-Майтрейя. Эта серия картин о приближении Новой Эры справедливости и добра.

Непосредственным поводом для написания картин послужила тибетская танка (буддийская икона в виде живописного свитка) «Красный всадник», подаренная Рерихам в 1925 году. На окраине Ле внимание Рериха привлекли древние ступы с изображением коня счастья Эрдени Мори, несущего Сокровище Мира – волшебный камень Чинтамани, исполняющий все желания. Всюду, где появляется этот конь, он приносит людям счастье и благоденствие – гласит монгольское предание.

· Репродукции живописной серии «Майтрейя»(8)

Напряженное ожидание Чуда – прихода Будды грядущего пронизывает все картины Рериха этого цикла.

Вот перед нами картина «Будда дающий». rer7.jpg

· Репродукция картины «Будда дающий»(9)

Учитель: Рерих пытался представить его могучий облик, зовущий к переоценке ценностей, к труду и познанию.

Матери Мира. Будда говорил: «Нет чудес в делах человеческих – что человек посеял, то он и пожнет».

Рерих считал, что новая эпоха на Земле принесет возрождение женщины. Поэтому эпоха Майтрейи также называется эпохой Матери Мира.

Вот как представлял себе Рерих образ Матери Мира

· репродукция картины Мать Мира(10) rer8.jpg

На картине художника, созданной в 1924 году, мы видим этот лучезарный образ в космическом пространстве созвездий.

Слева – созвездие Ориона, справа – Большой Медведицы – покровительницы России. Сверху – Венера – Звезда Матери Мира. На фоне горы с надписью Гималаи мы видим женщин со священным ларцом и священной книгой. Чудесный лик Матери Мира покрывает плат, являющийся символом «равновесия и полноты Знания.

«В центре равноконечный крест, который означал и сердце человека – оплот духовной культуры, а культуру Рерих поэтично называл «светоносной тканью Матери Мира».

В Учении Живой Этики ( Агни Йога) сказано:

«Эпоха Матери основана на осознании сердца».

Философская основа картин Рериха отчетливо проявилась и в его философских учениях.

В Индии учителей называли Махатмами или Великими Душами, что означало высокую степень их духовного развития. Сотрудничество Рерихов с Учителями – Махатмами привело к созданию многотомного труда – знаменитой «Агни-Йоги» или «Живой этики». В книгах Агни-йоги, впервые изданных в 20-30-х годах прошлого века, древняя мудрость Азии сочетается с научными философскими достижениями Запада; этические основы поведения – со средствами углубленного самопознания, поэтические легенды – с современными советами по укреплению здоровья.

Ученик:На санскрите слово «Агни» означает «Огонь». Рерихи вкладывали в него свой смысл – духовный огонь сердца; душевная, жизненная энергия, которую следует очищать и культивировать. Вот как философию Агни Йоги выразил Рерих в художественном образе.
«Агни-йога» – высшая связь с космосом. Она дает человечеству крылья и путь к Беспредельности.
Может быть загадку этой Беспредельности таит в себе Эверест или Джомолунгма по- тибетски Владычица Белого Снега? Этой величайшей вершине мира Николай Константинович посвятил несколько десятков своих полотен. Это не случайно. Эверест называли еще и горой Матери Мира, объединяющей все сущее.

В работах Рериха очень много символов. Взгляните на его мадонну Орифламму, написанную в 1932 году.

rer9.jpg

В руках она держит полотно с одним из древнейших символов Индии – Чинтамани. Это Знак Счастья, который встречается во всем мире. Именно этот знак стал основой для Знамени Мира.

Как мы говорили он может иметь несколько толкований. Ещё раз назовите их. Ответ учащихся. Символ прошлого, настоящего и будущего, включенных в кольцо Вечности. Символ религии, науки и искусства в единой окружности Культуры.

Ученик: В 1934 – 1935 годах Николай Константинович Рерих возглавляет экспедицию в районы Внутренней Монголии, Маньчжурии и Китая, организованную Министерством земледелия США с целью изучения засухоустойчивых растений.

Зов о культуре

Ученик:В 1930-е годы, предчувствуя наступающую угрозу войны, Н.К. Рерих разрабатывает проект специального Пакта по охране культурных ценностей во время войн и гражданских междоусобиц. Пакт Рериха заключал в себе большое воспитательное значение. «Пакт для защиты культурных сокровищ нужен не только как официальный орган, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества».

Учитель: Да, действительно,главный зов художника – «Зов о культуре» Вся его жизнь шла под знаком «Мир через культуру».

Вдумайтесь в Рериховские мысли:

«Культура есть почитание света.
Культура есть любовь к человеку.
Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты.
Культура есть спасение
Культура есть сердце.

Учитель:С самых первых дней Второй мировой войны Николай Константинович Рерих использует все возможности, чтобы помочь Родине, даже находясь вдали от нее. Вместе с младшим сыном С.Н. Рерихом он устраивает выставки и продажу картин, а все вырученные деньги перечисляет в фонд Красной Армии. Пишутся многочисленные статьи в газетах, проходят выступления по радио в поддержку советского народа. Нет ни одной ноты уныния и растерянности. эти грозные для России годы художник в своем творчестве вновь обращается к теме родной земли. В этот период он создает целый ряд картин – «Князь Игорь», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа», в которых, используя образы русской истории, предрекает победу русского народа над фашизмом.

· Репродукции картин «Александр Невский», rer10.jpg «Партизаны», rer11.jpg «Победа», Князь Игорь»(11)

rer12.jpg

В этот индийский период он все чаще обращается к русским сюжетам «Богатыри просыпаются», rer13.jpg «Святогор». «Настасья Микулична».

· Репродукции картин«Богатыри просыпаются», «Святогор». rer14.jpg

· «Настасья Микулична» (12). rer15.jpg

Ученик: Его литературное наследие огромно. Только 10 томов вышло при его жизни. Публицистика Рериха – феномен своеобразный. Это – настоящие стихи в прозе, духовные воззвания.
Рериха считали мудрецом, даже пророком, знающим много сокрытого от простых людей. Он умер в 1947 году, уже решив вернуться на Россию.
В саду сложили костер из душистого сандалового дерева. На костер положили умершего. Вспыхнуло легкое пламя, объединившее древнеславянское и индийское погребение. Лицо Николая Константиновича было повернуто на север. В сторону России.

Чтец. «Вот что завещаю всем, всем. Любите Родину. Любите народ Русский. Любите все народы на всех необъятных просторах нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и все человечество.

Технологическая карта к теме урока

· Образец таблицы заполнен для учителя. Дети получают пустые таблицы.

художник

7000 картин

Работает в художественной мастерской Архипа Ивановича Куинджи

С 1910 года он возглавляет художественное объединение «Мир искусства», членами которого были А. Бенуа, Л. Бакст, И. Грабарь, В. Серов, К. Петров-Водкин, Б. Кустодиев, А. Остроумова-Лебедева, З. Серебрякова и др.

с 1906 года отмечается новый, более зрелый период в творчестве Рериха. Изменяется его подход к исторической теме: история, мифология, фольклор превращаются в источники, из которых художник черпает материал для метафорического изобразительного языка

Как художник Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декорационной живописи.

В его искусстве сочетаются реализм и символизм

философ

В его исторической концепции важнейшее значение имеет соотношение временных категорий прошлого, настоящего и будущего. Он измеряет прошлое и настоящее будущим: «…когда зовем изучать прошлое, будем это делать лишь ради будущего». «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего».

В своих философско-художественных очерках Рерих создаёт новую концепцию Культуры, основанную на идеях Живой Этики. Культура, по мнению Н. К. Рериха, тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого процесса. «Культура покоится на Красоте и Знании» — писал он.

В широкое понятие Культуры Н. К. Рерих включал синтез лучших достижений человеческого духа в области религиозного опыта, науки, искусства, образования. Николай Рерих сформулировал принципиальное отличие Культуры от цивилизации.

учёный

изучал философию Востока, труды выдающихся мыслителей ИндииРамакришны и Вивекананды, творчество Рабиндраната Тагора.

помощником директора музея при Императорском обществе поощрения художеств

В 1909 году Н. К. Рерих был избран академиком Российской Академии художеств и членом Реймской Академии во Франции.

12 июля 1928 года в Нью-Йорке был основан Институт Гималайских исследований, а затем в Западных Гималаях, в долине Кулу Н. К. Рерих основывает Институт «Урусвати»

писатель

30 литературных трудов

редактор художественного журнала «Искусство и художественная промышленность».

автор тысячи статей и очерков в различные журналы мира

археолог

в студенческие годы Рерих становится членом Русского археологического общества. Проводит многочисленные раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях. Начиная с 1904 года, совместно с князем Путятиным, обнаружил несколько неолитических стоянок на Валдае (в окрестностях озера Пирос). Неолитические находки Рериха вызвали подлинную сенсацию в России и Западной Европе

1924-1928 археологические и этнографические исследования в неизученных частях Азии, найдены редкие манускрипты, собраны лингвистические материалы, произведения фольклора, сделаны описания местных обычаев

путешественник

1903-1904 путешествие по России, посетив более 40 городов

1917-живёт за рубежом

2 декабря 1923 года Н. К. Рерих со своей семьёй прибывает из Америки в Индию. Официально экспедиция была заявлена как американская. Экспедиция продолжалась с 1924 по 1928 год. Маршрут экспедиции проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Китай (Синьцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев.

1934-1935-экспедиция в Маньчжурию и северный Китай. Было найдено около 300 видов засухоустойчивых трав, собраны лекарственные растения. В Америку было направлено 2000 посылок семян.

поэт

Книга «Цветы Мории»— единственный вышедший при его жизни сборник стихов. Он был издан в Берлине в 1921 году. Все деньги от продажи этой книги Н.К.Рерих передал в пользу голодающих России.

стихотворном цикле «Мальчику»

цикла «Священные знаки».

Стихи Рериха, как и многие его картины, являются художественным воплощением идей Учения Живой Этики – основного философского труда Рерихов.

педагог

С 1906 по 1918 год Николай Рерих является директором Школы Императорского общества поощрения художеств, одновременно занимаясь преподавательской работой.

общественный деятель

автор идеи и инициатор Пакта Рериха, основатель международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира».[

мистик

1900 года Николай Рерих участвовал в спиритических опытах

Осваивался метод «автоматического письма» (Рерих сделал в трансе серию карандашных портретов, на которых изображены восточные Учителя — Будда, Лао-цзы, Сестра Ориола, Учитель Рерихов Аллал-Минг и другие. Статья Рериха «О свободе передвижения предметов искусства» дана автоматическим письмом.

Рерих себя мистиком не считал (так же как и некоторые его сотрудники), полагая, что стремление к «познаванию тончайших энергий» является не мистицизмом, а поиском истины

Масон

Масо́нство (франкмасо́нство, фр. Franc-maзonnerie, англ. Freemasonry) — этическое движение, возникшее в XVIII веке в виде закрытой организации. Этика и философия масонства опираются на монотеистические религии. Масон буквальный перевод этого названия — вольный каменщик.

По мнению доктора истории Брачева В. С., Пакт Рериха и движение «Знамя Мира» носят масонский характер и являются дополнительным подтверждением принадлежности Н. К. Рериха к масонству.

Общепринятым символом масонского движения является треугольник, внутри которого изображается открытый глаз — «Лучезарная дельта», Само изображение глаза в треугольнике заимствовано из христианства, где этот знак является символом «Всевидящего Ока» провидения, а треугольник символизирует Троицу. Стилистически, глаз часто заменяет вписанная в треугольник окружность. В либеральном масонстве Лучезарная Дельта считается знаком просвещенности или принципа сознания.

Семьянин

46 лет брака с Еленой Ивановной Шапошниковой.

Учитель: Итак, давайте проанализируем, что у нас получилось в таблице. Мы не заполнили графы философ, мистик, масон. Учитель рассказывает, что надо записать.

Ребята, как можно ответить на главный вопрос урока?

Можно ли Николая Константиновича Рериха назвать человеком Мира, гражданином Мира?

Варианты ответов учащихся

Учитель: Да, действительно масштабы наследия этого человека планетарны, и до сих пор являются объектом не до конца изученным и понятым потомками.

Николай Константинович Рерих был русским интеллигентом в самом высоком значении этого слова. Вся его творческая деятельность была направлена на благо Родины. В силу сложившихся обстоятельств он долгое время прожил в Индии, но все что им было сделано, он завещал своему народу. И завещание сбылось. Весной 1990 года младший сын Николая Константиновича –Святослав Николаевич передал Советскому фонду Рерихов творческое наследие своих родителей.

Вспомните ещё раз Знамя Мира. Николай Константинович Рерих был носителем всех составляющих культуры: он был истинно верующим человеком, имеющим огромные знания, и создавал своими руками ИСКУССТВО.


Опережая наш век, Рерихи зовут нас в Будущее, в свой космический мир, имя которому Держава Рериха.

А как общество хранит память о Н.К. Рерихе?

Эту таблицу вы заполните дома самостоятельно при помощи интернет-ресурсов. Ссылка на Википедию.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%85,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

· Образец таблицы заполнен для учителя. Дети получают пустые таблицы.

Местонахождение

Объект

Год создания

Примечания

Ленинградская область

Музей-усадьба Н. К. Рериха

1984

Извара, Волосовский район

Москва

Центр-музей имени Н. К. Рериха Международного центра Рерихов

1993


Москва

Государственного музея Рериха

1993

Усадьба Лопухиных

Москва

Памятник Н.К. и Е.И. Рерихам

1993

Усадьба Лопухиных

Нью-Йорк

Музей Рериха

1921

при финансовой поддержке бизнесмена Л. Хорша

Санкт-Петербург

Музей-институт семьи Рерихов в

2007

Васильевский остров

Москва

Мемориальный кабинет Н. К. Рериха,

1977

Государственный музей Востока на основе коллекций, поступивших от К. Кемпбелл и С. Н. Рериха

Санкт-Петербург

Санкт-Петербургское художественное училище им. Н. К. Рериха



Санкт-Петербург

памятник Н. К. Рериху

2009

В саду «Василеостровец» на пересечении Большого проспекта с 25-й линией Васильевского острова. Скульптор В. В. Зайко и архитектор Ю. Ф. Кожин.

Санкт-Петербург

музей семьи Рерихов.


Университетская набережная,25

Алтайский край

памятник Н. К. Рериху


на территории особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь»

Солнечная система

малая планета (астероид) в и названа в честь семьи Рерихов

15 октября 1969 года

астрономами Крымской астрофизической обсерватории Николаем Степановичем и Людмилой Ивановной Черных

Латвия

Улица Н.К. Рериха


Центр Риги

Алтай

Пик и перевал имени Н. К. Рериха

15 августа 1963 года

в День независимости Индии томские альпинисты В. Сыркин, Г. Шварцман, А. Иванов, В. Петренко, Л. Спиридонов, Г. Скрябин, В. Слюсарчук, Ю. Саливон, Б. Гусев, С. Лобанов поднялись на ранее безымянную вершину и назвали её именем Н. К. Рериха

Тянь-Шань

Ледник и перевалы имени Н. К. Рериха


Назван группой альпинистов под руководством А. Посниченко.

Перевал Рериха расположен на хребте Сарыжаз. Высота перевала — 4320 метров.

Второй перевал, названный именем Н. К. Рериха, расположен в северо-западной части хребта Ак-Шийрак и соединяет среднюю часть ледника Петрова и долину реки Сары-тор. Высота перевала — 4500 метров

Ледник Николая Рериха расположен на высоте 3700 метров и берёт своё начало на Аламединской стене.

Россия

выпущены две памятные монеты, посвящённые 125-летию со дня рождения Н. К. Рериха.

1999

Банк России

СССР,Индия

СССР

Болгария

Мексика

СССР

Россия

Россия

Россия, Молдавия

Почтовые марки с изображением Н. К. Рериха и его творчества

1974

1977

1978

1986

!990

1999

2001

2008


Россия

теплоход «Художник Николай Рерих».



Россия

авиалайнер назван в честь Николая Рериха

2007

«Аэрофлот»


Поделиться: