Поиск по сайту

Использование культурологических возможностей Санкт- Петербурга на уроках химии (на примере Музея воды и Геологического музея)


Авторcтво: Сидорова Наталья Леонидовна, учитель химии ГОУ СОШ № 83, победитель конкурса ПНПО, 2007 г.


Наш город имеет трехсотлетнюю историю, которая отразилась в многочисленных музеях. Экскурсии в музеи и посещение выставок с давних пор являются одним из наиболее наглядных и эффективных методов получения достоверной информации. На современном этапе развития образования музеи можно было бы назвать организациями, дополняющими школьное образование. Формирование социокультурной компетенции современных школьников неразрывно связано с основными целями образования: практической, воспитательной и развивающей. У учащихся нашего города есть широкие возможности пополнить свой багаж знаний, посещая различные экспозиции и тематические выставки.

В данной статье мне бы хотелось рассказать о тех музейных экспозициях и материалах, которые я использую на своих уроках.

Одним из интереснейших музеев, на мой взгляд, является Музей воды. Он был открыт в 2003 году и стал самым современным и стильным музеем Санкт Петербурга. Все восемь этажей музея начинены интереснейшими вещами: от действующей модели древних китайских часов, приводимых в движение падающей водой, до современных систем мониторинга водопровода. Экскурсантов ждет виртуальное погружение в среду водного пространства. Вода в природе, ее свойства и роль в жизни Санкт Петербурга представлена интересными экспонатами, видеоматериалами и современными средствами мультимедиа.

В начале изучения курса химии учащиеся 8 класса знакомятся с понятием «чистые вещества и смеси», в этой связи уместно вспомнить, чем отличается морская вода от пресной, что означает понятие соленость воды, какова соленость Балтийского моря? Чтобы грамотно ответить на поставленные вопросы, ребята могут использовать материалы проектов «Балтийское море – наш общий дом», предоставленные организацией Водоканал, под патронажем которой находится Музей воды. Часть материала представлена в виде схем и даже комиксов, что вызывает живой интерес у аудитории.

Вода – самое распространенное вещество на Земле. Она необходима для растений, животных и человека. Вода, используемая для промышленных, хозяйственных и бытовых целей, забирается обычно из рек или водохранилищ. Прежде, чем приступить к потребителю, она должна быть очищена от содержащихся в ней вредных загрязнений. С этой целью воду пропускают через водоочистительную станцию. Стремительный рост потребления и возросшие требования к качеству воды заставляют незамедлительно решать экономические проблемы, связанные с загрязнением и истощением водоемов.

При рассмотрении темы «Очистка природной воды» в 8 классе можно использовать не абстрактную схему водоочистистительной станции, а конкретные очистные сооружения Водоканала. Условная схема была представлена в еженедельной газете «Водоканал новости». При рассмотрении материалов по теме «Значение воды. Охрана водных ресурсов», можно обсудить с учащимися такие понятия, как водопользование, водопотребление. Рассказать о хозяйственном использовании Балтийского моря, пресных водоемов и реки Невы.

Мультимедийная экспозиция «Подземный мир Санкт Петербурга», расположенная в левой пристройке водонапорной башни показывает весь путь воды: от водозабора по трубам в квартиры и обратно – на очистные сооружения. В ней органично соединяются мультимедийные технологии и эффекты, объемно-пространственные объекты и текстовые дополнения. По продуманности и использованию новейших технологий эта экспозиция не имеет аналогов не только в России, но и за рубежом. Музей не стоит на месте, в прошлом году открыта новая программа для старшеклассников «Водных дел мастера», которая несет не только научную информацию, но и информацию по профориентации для выпускников 9 и 11 классов.

Материалы Водоканала позволяют проводить не только увлекательные уроки, но и внеклассные мероприятия: «С чего начинается море», «Экологические проблемы большого города», фотовыставки: «Санкт-Петербург – город воды», «Наводнение в Санкт-Петербурге». При проведении тематических классных часов, посвященных Дню Победы, материалы Водоканала помогут подготовить выступление на тему «Балтийские воды. Последствия Второй мировой». Какую бы форму не имела внеклассная работа – ее основное значение заключается в формировании личности учащегося. Кроме того, она способствует развитию и поддержанию устойчивого интереса учащихся к химии, развитию практических навыков и умений, расширению социокультурного образования.

Масштабные экологические проекты, опубликованные в интернете, открытие детского экологического центра, публикации в журналах и газетах, делают материалы доступными для использования на уроках и привлечения учащихся к решению экологических проблем нашего региона.

Не менее интересным и одним из старейших музеев страны является геологоразведочный музей Горного института, основанный в 1773 году по Указу Екатерины II. Музей расположен в 20 залах главного корпуса Горного института и включает три экспозиции: минералогия, геология и горнозаводская техника. У учащихся есть реальная возможность познакомиться со способами и условиями образования минералов, с развитием жизни на Земле, горными породами и рудами, слагающими нашу планету. Коллекция метеоритов насчитывает около 290 экспонатов. Каменный уголь, нефть, поваренная соль в глыбе, минералы и даже настоящее золото – далеко не все экспонаты, собранные более чем за 200 лет геологами. Познакомившись с экспонатами, ребята навсегда научатся различать кристаллические и аморфные вещества, что, несомненно, пригодится им в 9 классе при изучении темы «Строение вещества. Кристаллические решетки». Они очень уверенно отвечают на вопросы этой темы, легко приводят примеры веществ, классифицируют их, безошибочно называют драгоценные и полудрагоценные камни. Значительно легче учащимися усваивается материал 9 класса по теме «Металлы. Нахождение в природе, получение», так как в музее они познакомились с различными рудами цветных и черных металлов,с историей зарождения цветной и черной металлургии, рассмотрели технологию добычи и переработки руды. Рассматривая экспозицию, учащиеся оценят не только особую роль химической науки в решении глобальных проблем, таких как добыча, переработка и использование природных богатств, но и проследят развитие электрохимии, техники и технологии в производстве металлов.

Для развития инициативности учащихся важна такая организация процесса обучения, при которой учитель имеет возможность поддерживать познавательный интерес ребенка, его познавательную активность. Направление на тематические выставки, музейные экспозиции позволит реализовать возрастающую потребность в информации, расширит круг интересов личности, возможно, позволит ему выбрать будущую профессию. Представив свой опыт, я хочу посоветовать учителям, работающим в естественнонаучном направлении, больше привлекать материалы научно практического характера, публикуемые музейными издательствами, обязательно посещать выставки, участвовать в проектах.


Поделиться: