Поиск по сайту

Преемственность в образовании в истории зарубежной и отечественной педагогики


Авторcтво: Джабирова Кристина Юрьевна, учитель-логопед МОБУ «СОШ» Агалатовский ЦО» Ленинградской области


   Основные термины: преемственность, философия, педагогика, психология


   Зарождение и развитие идеи преемственности связано с развитием общества, прогрессом научных знаний. Она выросла из проблемы преемственности человеческого рода, из потребности передачи духовного опыта одного поколения другому через обычаи, традиции, нормы поведения.

   В древней Греции появляются предпосылки педагогической теории. Сократ (469 - 399г. до н.э). рассматривал преемственность как основу построения целостной системы образования. Наиболее полно проблемы преемственности в обучении отражены в работах древнегреческого ученого Платона (427 – 347г. до н.э). Он описывает все этапы процесса обучения во взаимодействии, в определенной последовательности. Платон обращает внимание на необходимость определить чему именно, в каком объёме и когда надо обучить ребенка, каково должно быть сочетание изучаемых предметов. Он создает стройную систему образования с учетом взаимосвязей между ступенями образования.

   В работах Платона впервые за основы берется не общественная преемственность, а преемственность в развитии ребенка путем установления преемственности в образовании.        

   Римская теоретическая педагогика эпохи 1 и 2вв, представленная прежде всего работами Квинтимиана (42- около 118 гг. н.э), впитывала все полезное из античной педагогики и поставила вопрос о необходимости методологического обеспечения проблемы преемственности.

   В Средневековье начинается развитие идеи преемственности в области педагогической деятельности.

   В эпоху возрождения был рассмотрен еще один аспект преемственности – развитие самостоятельности человека, его творческой активности. Итальянский гуманист Витторио да Фельтре (1378 – 1446 гг) организовал школу, названную им «Дом радости», в которой прецесс обучения был построен так, что имела место связь предыдущего учебного мастерства с последующим , одно вытекало из другого, чтобы побуждать у учащихся интерес к изучаемому материалу, учитывать их индивидуальные особенности.

   Известный французский философ М.Монтень считал, что преемственность означает прежде всего последовательное и постепенное углубление знаний о наиболее важных и существенных предметах.

   Впервые создать целостную концепцию преемственности попытался создать чешский педагог Я.Коменнский (1592 – 1670гг). Великий педагог выступал за постепенное развитие знаний: от начала через серединное продвижение к высшему , т.е. от простейшего через составное к сложному, от индивида через виды – родам, от части через части – к целому». Новое знание как бы наращивается на старое.

   Благодаря работам Я. Коменского преемственность впервые стала рассматриваться как универсальное педагогическое явление, которое имеет отношение ко всем педагогическим проблемам.

   Дальнейшее развитие идей преемственности связано с именем швейцарского педагога Н. Песталоцци (1746 – 1827 г. г), который одним из первых стремился строить процесс обучения с учетом закономерностей психического развития детей. Таким образом, в развитии идеи преемственности появляется важная линия: из внешнего процесса, целиком зависящего от деятельности педагога, преемственность становится внутренним процессом развития, который завершается саморазвитием, самоуглублением, т.е. педагог оказывает помощь естественному стремлению человека к развитию.

   Идея преемственности в западной педагогике развивалось в четырех направлениях:

1) преемственность в усвоении знаний, умений и навыков;

2) преемственность в общем развитии ребенка;

3) преемственность в развитии общества, образования, личности в нем;

4) преемственность как непрерывность психического развития самого ребенка.          

   Преемственность в сфере образования в России, так же как и на Западе, была обусловлена проблемами общественного развития.

   В 17 – 18вв. через работы многих русских ученых красной нитью проходит идея преемственности в обучении подрастающего поколения. Это и известный русский публицист и экономист И.Т.Посошков (1652 – 1736 гг.), выдающийся деятель русской культуры В.Н.Татищев (1686 – 1750гг.). Значительный вклад в развитие педагогики и просвещения внес великий русский ученый М.В. Ломоносов (1711 – 1765 гг.), который подчеркивал, что постепенное усложнение учебного материала усиливает умственную деятельность.

   Важную роль в установлении преемственности в обучении сыграли появившиеся в 1802г. «Предварительные правила народного просвещения», в которых четыре рода учебных заведений, существующих в России, были преемственно связаны, и это впервые официально декларировалось.

   В первой половине 19 в. в развитии русской педагогической мысли выдающуюся роль сыграли В.Ф.Одоевский, революционеры – демократы В.Г. Белинский, А.И, Герцен.

   Так, В.Ф.Одоевский (1804 – 1869гг) выступал за соблюдении при обучении принципов постепенности и последовательности. Он высказывался о том, как важен постоянный контакт между преподавателями смежных дисциплин, между учителями начальных и средних школ, о необходимости предварительного изучения детей которым предстоит стать в будущем году учениками.

   Выдающийся русский ученый и общественный деятель Н.И. Пирогов (1810 – 1881гг.) предлог строить школьную систему по принципу единой школы, система народного образования, по его мнению, должна быть неразрывной.

   Великий русский педагог К.Д.Ушинский (1824 -1870 гг.) внес значительный вклад в развитие проблемы преемственности в рамках стройной педагогической системы. Он рассматривал преемственность не только как взаимодействие между типами учебных заведений, но и с позиции организации процесса обучения, методики обучения, развития самого ученика. Педагог неустанно обращает внимание учителя на важность преемственного обучения, на необходимость все новое базировать на знании предыдущего материала.

    Проблема преемственности волновала и великого русского писателя Л.Н.Толстого, революционеров – демократов Н.Г.Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, педагогов В.И.Водовозова Н.Х.Весселя; П.Ф.Каптерова и др.

   Развитие идеи преемственности в России проходило по следующим направлениям:

1) как принцип построения системы народного образования, ее функционирование и развития;

2) как условие успешного учения;

3) как последовательность и постепенность в изучении предметов;

4) как связь прошлого, настоящего и будущего в развитии истории и общества;

5) как преемственность в развитии самого ребенка с учетом его индивидуальных способностей.

   Дадим определение понятия «преемственность». Если исходить из определения преемственности, представленных в различных словарях, то можно сказать, что преемственность – это процесс, идущий в порядке последовательности, основанный на переходе чего – либо непосредственно от одного к другому.

Философский подход.

   В философии категория преемственности рассматривается как объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития, одна из наиболее существенных черт закона отрицания. Данный закон выражает преемственность на высшей стадии развития некоторых свойств низших стадий, обосновывает прогрессивный характер развития.

   Диалектическое понятие отрицания предполагает не только ликвидацию старого, но и сохранение и дальнейшее развитие того прогрессивного и рационального, что было достигнуто на предыдущих стадиях.

   Высшая система берет из предшествующей низшей определенный набор компонентов, какие – то их взаимосвязи, какие – то функции, связи со средой. Но берет не в неизменном виде, а ассимилирует, интегрирует, преобразует согласно своей собственной природе, заставляет служить, работать на новую, высшую систему.

    При этом для полного и глубокого рассмотрения проблемы преемственности развития дошкольников и младших школьников необходимо учитывать культурно – историческую концепцию детского развития Л.С.Выготского и С.А.Рубинштейна. Они доказали, что каждый этап в становлении личности ребенка подготавливает и влияет на следующий этап. В свою очередь, новый этап развития определяется предшествующим этапом, т.е. тем, что уже сложилось и что возникло к данному моменту. В этом и заключается диалектика процесса становления личности ребенка при переходе от дошкольного возраста к школьному.

Психологический подход.

   Как отмечал Л.С.Выготский, сложность переходного периода от дошкольного к школьному детству заключается в том, что у ребенка уже есть основные предпосылки учения – произвольность, способы познавательной деятельности, мотивация, коммуникативные умения и т.д.

   Известный психолог Д.Б.Эльконин указывал, что дошкольники и младшие школьники “мало чем отличаются между собой”. Поэтому считается, что дети дошкольного и младшего школьного возраста принадлежат к единому периоду – детству.

   Ученики начальных классов еще не могут окончательно отойти от игровой деятельности. По наблюдениям психологов, педагогов они овладевают учебной деятельностью как основной только к десяти годам, т.е., практически к концу начальной школы.

   Подготовка детей начинается дома и в детском саду с 5 – 6 лет. Очень часто детский сад превращается в “маленькую школу”, да так рьяно идет подготовка, что некоторые дети не хотят идти в школу и, наоборот, в некоторых школах педагоги забывают, что пред ними вчерашние дошколята.

   В связи с этим в рамках психологического подхода преемственность означает плавный и безболезненный переход ребенка из детского сада в начальную школу на основании единства требований родителей, воспитателей и учителей.

Педагогический переход.

В рамках этого перехода преемственность – двухсторонний процесс, в котором на дошкольном уровне образования сохраняется самоценность и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, те достижения, которые служат основой его успешного обучения в школе. В то же время школа как преемник дошкольного уровня учитывает достижения ребенка – дошкольника и стрит свою педагогическую деятельность, опираясь на его индивидуальный потенциал.

   Под преемственностью понимается последовательный переход от одного уровня образования к другому, выражающейся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Комплексный подход.

   Преемственность с точки зрения данного подхода имеет три аспекта: Преемственность в содержании процесса обучения;

    Стиль взаимодействия детей и взрослых, развитие коммуникативности;

   Преемственность предметной среды.

   Во многом стратегию преемственности работы детского сада и начальной школы можно упрощенно свести к формированию психологической и педагогической готовности ребенка к школе. Однако преемственность гораздо шире и богаче. Это, прежде всего, проблема физического и психического здоровья ребенка, его морально – психологического комфорта, формирования чувства защищенности и уверенности в своих силах.

   По первому аспекту не механическое дублирование ряда вопросов из начальной школы в детском саду, а разумное сочетание игровой и учебной деятельности как в детском саду, так и в первом классе школы.

   По второму аспекту это гуманно – личностный подход к сотрудничеству с детьми и детей между собой. Отношение к ребенку как равному, искренняя заинтересованность в его проблемах, воспитание у него доверия к окружающим и чувства защищенности.

   По третьему аспекту это общие нормативные требования к развивающей среде. Среда должна обеспечивать ребенку разные виды его активности, способствовать развитию самостоятельности, отвечать его социальным и духовным потребностям, обеспечивать его безопасность. Рассмотрим признаки и функции преемственности в обучении. Преемственность имеет свои признаки и выполняет определенные функции в обучении и развитии человека и общества.

   Под признаками преемственности в обучении понимается те свойства, которые позволяют определить наличие или отсутствие преемственности в протекании педагогического процесса. Это целостность, поступательность и перспективность.                                                       

   Целостность – закономерный переход от старого к новому, от простого к сложному, от низкого к высшему, т.е. строгое чередование этапов в обучении, точный порядок их расположения.

   Перспективность в преемственности предполагает дальнейшее развитие приобретенных знаний, навыков. Функция преемственности в обучении – это то назначения, та роль, которую выполняет преемственность в учебно – воспитательном процессе. Преемственность прежде всего выполняет общедидактические функции: образовательную, воспитательную и развивающую.

   Однако для преемственности характерны и специфические функции, только ей присущие.

   Одна из важнейших – социализирующая функция, с помощью которой происходит сохранение и передача социального опыта от предшествующих поколений к последующим. Важнейшей функцией преемственности является направляющая, которая нацеливает педагогический процесс на будущее. Сохранение, удержание прошлого опыта, по переосмысление невозможно без направленности на будущее.

   Интегральная функция – это взаимосвязь между разными ступнями системы образования (интеграция по вертикали), а также сближение различного рода знаний по многим учебным дисциплинам (горизонтальная интеграция).

   Эвристическая функция преемственности в обучении заключается в том, что ранее усвоенные знания в новой познавательной ситуации демонстрируют новые грани, ракурсы, ориентирующие учащихся на поиск новых методов и приемов.

   Важнейшей функцией преемственности является регулирующая, которая призвана обеспечить непрерывность педагогического процесса.

   Стимулирующая функция преемственности в обучении обеспечивает динамику мотивационного развития учащихся. Неудовлетворительное ее решение может вызвать у детей дискомфорт и привести к не желанию учиться. Оптимизация же этой функции вызывает положительные эмоции, радость за свои успехи и способствует развития интересов, побуждает к целенаправленной деятельности.

   Сущность контрольной функции в обучении состоит в том, что при всяком новом шаге в учении обязательно происходит оценка достигнутого, сопостовление его с имеющимся опытом, с заданами эталонами. Сопостовление, сравнение дает возможность скорректировать имеющиеся знания, навыки и умения. Рассмотрим основные направления и формы реализации преемственности дошкольного и начального образования. И основные задачи сотрудничества ДОУ и школы.

   Работу по преемственности детского сада со школой, по мнению специалистов, целесообразно осуществлять по трем основным направлениям:

   Методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС начального и дошкольного образования, обсуждение целевых ориентиров, поиск взаимодействия, изучение и обмен образовательных технологий ДОУ и школы, разработка программ сотрудничества и начальной школы;

   Работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, совместные мероприятия и др.);

   Работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе и др.).

   Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений участников образовательного процесса.

Рекомендуемые формы реализации преемственности детского сада и начально школы:

1) работа с детьми:

·         Экскурсии в школу;

·         Посещение школьного музея, библиотеки, школьных выстовок;

·         Знакомство дошкольников с учителями и учениками начальной щколы;

·         Встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада, а в настоящее время – учениками начальной школы;

·         Совместные праздники и спортивные мероприятия.

·         Участие в различных секциях и кружках, действующих при школе;

·         Посещение дошкольниками адаптационных курсов, организованных при школе;

2) работа с родителями:

·         Совместные родительские собрания с воспитателями ДОУ и учителями школы;

·         Консультации с педагогами ДОУ и школы;

·         Дни открытых дверей в школе;

·         Встречи родителей с будущими учителями;

·         Анкетирование родителей в широкому кругу вопросов (психологическая готовность ребенка к школе, желание пойти в школу, знание правил школьной жизни, отношение к другим детям, склонность к каким предметам и т.д.)

·         Практикумы и тренировки для родителей детей, идущих в школу;

·         Наглядные материалы (буклеты, стенды с информацией и ответами на часто задаваемые вопросы и т.д.);

·         Консультации психологов, логопедов и др. Специалистов;

3) взаимодействие педагогов ДОУ и начальной школы;

·         Совместные педагогические советы;

·         Семинары и мастер – классы;

·         Совместная диагностика по определению готовности детей к школе;

·         Взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

·         Согласование программ ДО и НОО;

·         Открытые занятия в ДОУ и открытые уроки в школе;

·         Совместная разработка программы сотрудничества.

Основными задачами сотрудничества дошкольных образовательных учреждений и школ является:

·         Установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, родителями и школой;

·         Выработка общих целей и задач по воспитанию и обучению и путей достижения этих целей;

·         Создание условий для эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса;

·         Всестороннее психолого – педагогическое просвещение родителей и оказание помощи родителям по преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;

·         Формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.


                                                                                                        Список используемой литературы


1. Авдеева Н., Князева О., Стеркина Р. Основы безопасности детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. -1997. N 4. - С. 5.

 2. Азбука нравственного воспитания /Под ред. А.И. Каирова, О.С. Богдановой. М.: Просвещение, 1975. - 318 с.

3. Афанасьева Р.И. Преемственность в обучении рисованию детей подготовительной к школе группы детского сада и учащихся первых классов общеобразовательной школы: Автореф.дис. .канд.пед.наук. М., 1979. -26 с

4. Гафурова И.М., Педагогический совет: Проблема преемственности при переходе учащихся из начальной школы в основную: Методическое пособие.- Паритет, 2003 г.

 5. Денякина Л. Н. Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования. Материалы научно-практической конференции, г. Кемерово, 8-9 июня 2006 г.- КРИПК и ПРО, 2007г.

Поделиться: