Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ПРОГРАММЕ «ЭКОЛицей 126»
Аннотация. В статье актуализируется проблема формирования экологической культуры через развитие экологического сознания и мышления у обучающихся. Описываются методы и формы формирования экологической культуры обучающихся. Приводится общая характеристика разработанной программы «ЭКОЛицей 126» на основе системы внеурочных занятий здоровьесберегающего типа и наставнических практик. Ключевые слова: экологическая культура, устойчивое развитие, интеграция, здоровьесберегающая среда, внеклассные мероприятия, исследование, проектная деятельность. На сегодняшний день экологический след человека становится всё более ощутимой угрозой для планеты, заставляя систему образования, пересмотреть методы и формы образовательной деятельности учителей, так как состояние здоровья обучающихся зависит от состояния природы и экологической культуры подрастающего поколения в условиях устойчивого развития общества. Экологическая культура обучающихся предполагает умение овладеть экологическими ценностями, грамотно использовать знания об окружающей среде и ее сохранении для будущих поколений, а также способность к саморазвитию и самосовершенствованию обучающихся в области экологии, то есть к развитию экологического мышления. На современном этапе у обучающихся очень низок уровень экологической культуры. Формированием культуры, в том числе и экологической, должна заниматься школа, так как приобретенные знания и умения в период обучения в школе, могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Обучающиеся, получившие определенные экологические представления, будут бережно относиться не только к своему здоровью и окружающей среде, но и задумываться о здоровье будущих поколений и сохранение природы для будущих поколений. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки не только в Калининском районе, но и в Санкт-Петербурге, и в стране в целом. Формирование экологической культуры выступает как сложный педагогический процесс. Экологическое образование и воспитание обучающихся должно: v учить понимать взаимосвязи в природе; понимать, что природа – это непреходящая ценность, среда обитания и дом человека; v развивать потребность общаться с природой, наслаждаться ее красотой и величием; v овладевать практическими знаниями и умениями, позволяющими правильно строить свои взаимоотношения с природой; v развивать ответственность за судьбу планеты; v осознавать, что человек – ценность всего смысла познания; v понимать жизнь как высшую ценность. Человек – неотъемлемая часть природы. Эта мысль должна прослеживаться во всех учебных предметах. Каждый учебный предмет вносит определенный вклад в формирование экологической культуры обучающихся Продумав функции отдельных предметов в экологическом образовании и воспитании учащихся, осуществляю целенаправленное руководство учебным процессом. На уроке формируются: · нравственные качества, отражающие отношение человека к окружающим, которые проявляются через гуманность, товарищество, доброту, деликатность, вежливость, скромность, дисциплинированность, ответственность, честность; · отношение к самому себе, которые проявляются в таких качествах как гордость, скромность, требовательность к себе, чувство собственного достоинства, аккуратность, добросовестность; · отношение обучающегося к обществу и коллективу, которое проявляется в таких качествах, как чувство долга, ответственность, трудолюбие, честность, озабоченность неудачами товарищей, радость сопереживания их успехам; В проекте «ЭКОЛицей 126» под экологической культурой мы понимаем совокупность научных знаний об исторически сложившемся в различных культурных эпохах опыте взаимодействия человека и природы, гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды, уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценку своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Экологическая культура — высокий уровень восприятия обучающимися природы, окружающего мира, осознание жизненной необходимости сохранения общей для всего человечества среды жизни. Важно рассмотреть особенности разработки новой парадигмы экологического воспитания молодежи. Считаем, что одной из составляющих экологической культуры являются собственно экологические и связанные, взаимодействующие с ними знания, которые выступают базисом, фундаментом адекватного отношения человека к экологическим проблемам. Другой фундаментальной содержательной составляющей частью экологической культуры, формирующей нравственно-эстетическое отношение к действительности, является эмоционально-эстетическая культура. И наконец, экологическая культура личности немыслима вне ее деятельностно-практического отношения к действительности. В рамках проекта «ЭКОЛицей 126» нами разработана программа, включающая 4 этапа: 1. Определение концептуальной линии программы внеурочных занятий, формирование научно-методической базы внеурочных занятий здоровьесберегающего типа; 2. Практическая реализация внеурочных занятий по созиданию здоровьесберегающей среды через систему наставничества; 3. Обобщение передового опыта команд обучающихся и учителей; 4. Распространение гибкой системы проведения внеурочных занятий в рамках Наставничества в районе и за его пределами. 4 составляющих каждого этапа: 1) Учимся и исследуем; 2) Делаем и практикуем; 3) Творим; 4) Оцениваем себя. Следует отметить, что данная программа имеет динамический характер, позволяя наполнить ее содержанием, исходя из учебников, используемых преподавателем, возрастных и индивидуальных особенностей, способностей обучающихся, экологической ситуации в Калининском районе. Обучающиеся на всю жизнь получают экологическую прививку: ответственное отношение к окружающей среде становится для них естественным. Кроме того, уделяется большое внимание интеграции. Учитель закладывает и развивает основы для формирования нравственных отношений, которые углубляются в общении ребенка с окружающим миром с помощью интегрированных уроков и мероприятий. Прогрессивные педагоги разных эпох – Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и другие – подчеркивали необходимость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целостной картины природы «в голове ученика», для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания. Воспитание на таких уроках и мероприятиях направлено на формирование экологически целесообразных потребностей общения с окружающей средой, сбережения ее от загрязнения и разрушения. Интегрирование природоведческих знаний в общеобразовательные дисциплины позволяет обучающимся усвоить ведущие мировоззренческие идеи: единство неживой и живой природы, их взаимосвязи; человек как часть природы; формы развития материи; тела и их движение и т.д. Интеграция в образовательном процессе – это междисциплинарная форма учебного процесса, который базируется, главным образом, на теории познания и понимания того, что поиск знания является лучшим способом междисциплинарного исследования. Наряду с урочной системой немаловажную роль в формировании экологической культуры, познавательных, эмоциональных и практических отношений к природному окружению, интенсивного накопления знаний об окружающем мире играет внеклассная работа. Результат проведения внеклассных мероприятий по формированию экологической культуры обучающегося: в социальном плане – он коммуникабелен, общителен; в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности включающие в себя положительное отношение к экологической культуре; в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться; в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость. Внедрение внеклассных мероприятий по экологической культуре через систему наставничества ведёт к увеличению интереса обучающихся к здоровому образу жизни (ЗОЖ), а также способствует формированию индивидуального стиля здорового образа жизни всех участников образовательного процесса и распространению идей ЗОЖ через формирование экологической культуры, что положительно влияет как на здоровьесберегающую, так и на здоровьесозидающую образовательную среду всех участников образовательного процесса. Одной из наиболее эффективной формой работы по формированию экологической культуры является организация исследовательской деятельности обучающихся. Она является ведущей формой работы с обучающимся через систему наставничества во внеурочное время. Вся работа ведется поэтапно. Наставники знакомят обучающихся с проектами по экологии, а также знакомят с требованиями, оформлением и примерной тематикой исследовательских работ. Наставники работают со своими наставляемыми, которые самостоятельно выбирают темы исследований. Исследовательская работа через наставничество способствует формированию нового типа обучающихся, обладающих набором умений и навыков самостоятельной работы в области экологии, готовых к сотрудничеству, взаимодействию, наделённых экологическим сознанием и экологическим формированием активной позиции в сохранении природы нашей планеты. Формирование экологической культуры обучающихся развивает социальные качества учащихся – умение повести за собой, убедить людей бороться за чистоту мыслей, природы, окружающего мира. Уделяя большое внимание в образовательной деятельности здоровью обучающихся, выявлена необходимость применения здоровьесберегающих технологий в организации образовательного процесса, и поставлена задача разработать систему внеурочных занятий через систему наставничества, способствующую созданию оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса. В качестве основы нашей программы «ЭКОЛицей 126» мы определили заботу о сохранении здоровья не только обучающихся, но и учителей. Охрана здоровья учителя является важным фактором укрепления здоровья обучающегося. Учитель обязан ответственно относиться к своему здоровью, быть примером для обучающегося, вести здоровый образ жизни. Поэтому в практику внедряется выступление и проведение мастеров классов обучающимися – наставниками по здоровью на внеурочных занятиях.
Литература 1. Ермизина, Ю. А. Пути развития познавательного интереса у подростков / Ю. А. Ермизина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1107-1113. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29369/ (дата обращения: 25.03.2024). 2. Наставничество в образовании: современная практика: сборник материалов международной (заочной) научно-практической конференции. 20 ноября 2019 года // государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий». – Курган, 2019. – 188 с. 3. Психологическое здоровье школьников подросткового возраста: теория и практика / В.М. Голянич, А.Ф. Бондарук, О.В. Ходаковская, М.В. Загашева, К.Ю. Сухова / Под научной редакцией В.М. Голянича. – СПб.: НИЦ АРТ, 2018. – 172 с. 4. Ценностные аспекты отношения подростков к здоровью / А.Ф. Бондарук, В.М. Голянич, М.В. Загашева, К.Ю. Сухова // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2016. – Т. 11. – № 1. – С. 186-187.
Поделиться: |