Поиск по сайту

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОГРАММЫ PowerPoint ДЛЯ СОЗДАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ


Авторcтво: Светлова Екатерина Васильевна, учитель биологии, Куновская Ксения Владимировна, учитель географии ГБОУ школа № 482 Выборгского района Санкт-Петербурга


Аннотация. Использование современных технологий необходимо для актуализации географических знаний и формирования целостного представления об окружающем мире, формирования экологического мышления. Представлена пошаговая методика создания интерактивных экологических карт, что может стать успешным инструментом для решения эколого- образовательных задач.

Ключевые слова: интерактивные карты, современные технологии, развитие экологического мышления, совместная работа детей и учителя.

География является одним из основных школьных предметов, закладывающих целостное представление о мире. География дает представление не только о пространственной картине мира, но и формирует понимание взаимосвязи между компонентами среды, характеризует взаимодействие природы и общества, значение природных условий для жизни людей, изменение природы под воздействием деятельности человека. Географические знания – необходимый и постоянный компонент для реализации экологического воспитания подрастающего поколения. При этом на уроках географии экологические проблемы можно рассматривать на глобальном, региональном и локальном уровнях, формируя не только общие представления об охране среды, но и модель экологических ценностей ребенка.

Обучение географии невозможно представить без иллюстрационного материала – рисунков, фотографий, схем и карт. Большинство учителей географии для подготовки к урокам регулярно использует программу PowerPoint. Презентации позволяют использовать качественный иллюстрационный материал, но, помимо очевидного плюса использования профессиональных фотографий, множества дополнительных картосхем и графиков, есть несомненный минус – учащийся практически полностью исключается из поиска информации по теме урока, становится безучастным потребителем, что заметно снижает уровень усвоения учебного материала.

В последние несколько лет в литературе все чаще обсуждается появление так называемого «цифрового слабоумия». Суть проблемы заключается в том, что, получив доступ к различным цифровым устройствам, с одной стороны человек постоянно воспринимает большое количество информации, с другой стороны – совершенно ее не запоминает и фактически не обрабатывает. Он просто ее «пролистывает» [1]. Отмечено, что проблема более характерна для детей. Безусловно, формировать культуру и осуществлять контроль использования ребенком смартфонов, планшетов и других устройств в первую очередь должны родители, но и в школе существует множество возможностей предотвращения когнитивных нарушений, вызванных цифровой зависимостью. В статье Л. Стрельниковой «Цифровое слабоумие» приводится множество примеров исследований школьников и студентов из разных стран, у которых отмечено не только снижение функций памяти и мышления, но и креативных способностей, что, несомненно, вызывает трудности в обучении [2].

На уроках географии есть уникальная возможность использования современных технологий для одновременного поддержания креативных способностей ребенка и развития его экологического мышления – это создание интерактивных карт. Такие карты являются результатом совместной работы группы детей и учителя, при этом учащиеся оказываются вовлечены в процесс создания карты, непосредственно наполняя ее содержанием, а также могут пользоваться уже готовой картой. Этапы работы включают в себя выбор темы карты, определение формы и содержания элементов карты, индивидуальную работу учащихся по отбору материала для создания собственного элемента карты, презентацию индивидуальной работы и создание общей карты в цифровом формате.

Выбор актуальной темы и объем информации для создания экологической карты зависит от возраста учащихся.

Для начала работы можно предложить темы, дающие представления о многообразии экосистем и охраняемых объектах:

·                   Живой мир материков (Природные зоны мира/России);

·                   Заповедники России;

·                   Дикорастущие лекарственные растения родного края.

Более сложными для выполнения будут карты, составленные по проведенным в своем районе наблюдениям:

·                   Карта гнездования птиц и размещения кормушек для птиц в соседнем парке;

·                   Экологические нарушения пришкольного микрорайона и т.п.

Выбор должен быть обоснован интересом учащихся, многообразием и доступностью поиска материала, его актуальностью для подготовки к итоговой аттестации, направлен на расширение кругозора школьника.

При создании любой интерактивной карты ее основой становится карта изучаемого географического региона, на которую накладываются особые тематические элементы. Каждый такой элемент является индивидуальным заданием ученика, принимающего участие в создании карты. Создание типового элемента карты – самый долгий и трудный этап работы. Элементы карты и сроки выполнения работы должны быть четко продуманы и четко обговорены учителем.

Для создания иллюстрационной карты хорошо подойдет создание эмблемы описываемого объекта, его изображение в определенном формате. Важно понимать, что созданный учеником элемент должен стать частью общей карты, значит, должен вписываться в ее формат наравне с элементами других учащихся.

Например, для создания карты «Лекарственные растения Ленинградской обрасти» учащимся предлагалось выбрать одно из растений области и нарисовать его в цвете на круглой эмблеме диаметром 15 см. Для создания информационной части карты составлялось описание растения по плану:

1.                 вид растения, семейство, класс, отдел;

2.                 ареал распространения;

3.                 экологические условия произрастания;

4.                 применение в медицине.

Как видно из задания, создание элемента потребует от учащегося не только выбора объекта и поиска информации, но и актуализации межпредметных связей. Работы учащихся можно не только собрать для оценивания, но и представить на уроке короткими выступлениями, уделив внимание развитию коммуникативных навыков учащихся.

После сбора индивидуальных элементов настает самый сложный с технической точки зрения этап – оцифровка и создание интерактивной карты. Карту можно создать вместе с учениками, пользуясь пошаговой инструкцией.

Шаг 1. Оформление фона

Действия:

1.                 Открываем вкладку ВСТАВКА

2.                 Правой клавишей мыши нажимаем на экран и выбираем «формат фона».

3.                 В окне справа «формат фона» выбираем «рисунок или текстура», далее ниже нажимаем «вставить» и выбираем карту из вашего источника.

Шаг 2. Оформление эмблем на карте

Действия:

1.                 На вкладке ВСТАВКА окно «фигуры» и выбираем нужный формат эмблемы, в данном случае круг.

2.                 Устанавливаем фигуру на карту, далее «заливка фигуры - рисунок» и выбираем рисунок с необходимой эмблемой.

3.                 Итоговый результат должен получиться таким. Для дальнейшей работы с эмблемами необходимо продублировать слайд, для этого мы нажимаем правой клавишей мыши на наш слайд в общем списке слайдов, а далее выбираем «дублировать», таким образом создаем 5 одинаковых слайдов.

    

Шаг 3. Создание интерактивных элементов

Действия:

1.                 После нажатия на необходимую эмблему на вкладке ВСТАВКА выбираем окно «действие».

2.                 Далее выбираем из предложенных вкладок «щелчок мышью» (можно выбрать «поместите указатель мыши на…», но на практике «щелчок мышью» будет удобнее)- «перейти по гиперссылке»- «слайд».

3.                 Выбираем необходимый номер слайда, в котором будет информация о данном лекарственном растении.

Обратите внимание: для каждой эмблемы должен быть отдельный слайд.

Шаг 4. Создание слайда с лекарственным растением, анимация

Действия:

1.                 На слайде №3, к которому мы прикрепили нужную эмблему (см. шаг 3), увеличиваем изображение растения и прикрепляем необходимый текст (текст оформляем как фигуру (см. шаг 2), далее на вкладке ВСТАВКА нажимаем «надпись»).

2.                 Для создания анимации нам понадобится выделить фигуру, выбрать вкладку АНИМАЦИЯ - «масштабирование» (выбирайте клавишу «масштабирование» зеленого цвета, а не красного).

3.                 Чтобы наша эмблема красиво появлялась на слайде после перехода по гиперссылке, нам необходимо выбрать параметры анимации, справа (над текстом) мы видим характеристику «запуск», выбираем «с предыдущим», «длительность» и «задержку» вы можете оформить на свой вкус.

4.                 Текст также можно оформить с анимацией. Для этого вам необходимо нажать на текст, далее на клавиатуре нажать кнопку Ctrl и не отпуская нажать на фигуру, на которой расположен текст. После, когда и текст, и фигура будут выделены, нажимаем левой клавишей мыши и выбираем «группировать». Все готово, вы можете приступать к анимации текста (см. предыдущие действие, но в характеристике «запуск» вы уже выбираете «после предыдущего», а «длительность» и «задержка» все также остаются на ваш вкус).

5.                 Чтобы закончить работу со слайдом внизу экрана устанавливаем крестик с помощью фигур (см. шаг 2), далее делаем переход с помощью гиперссылки (см. шаг 3) на слайд с картой, в нашем случае это слайд №2.

Обратите внимание: данный крестик можно скопировать на все слайды с информацией о достопримечательностях, так как он будет отправлять вас снова на общую карту.

    

Сохраните файл с созданной картой. Вы сможете вернуться к работе в любое время, дополняя карту новыми сведениями. Но не следует забывать об одном из самых важных принципов картографии – генерализации информации. Если среди индивидуальных элементов есть повторные, на общую карту можно добавить один из них, ориентируясь на качество выполнения задания, или избежать повторов, заранее распределив между учащимися список объектов карты. Готовая карта может быть размещена в облачном хранилище для совместного доступа. Хочется отметить, что в создании интерактивной карты могут принимать участие не только учащиеся одного года обучения – насыщать карту информацией можно год за годом, выбирая самые интересные работы учащихся и увеличивая число элементов карты.

Невозможно остановить технический прогресс, нельзя запретить ребенку использовать смартфоны и Интернет, но сделать их инструментом обучения и средством развития по-настоящему необходимо. Объединяя в себе познание, творчество и общение, создание интерактивной экологической карты может стать эффективным средством экологического воспитания детей.

 

Литература

1. Нестерова И.А. Цифровое слабоумие // Энциклопедия Нестеровых - URL: https://odiplom.ru/lab/cifrovoe-slaboumie.html (Дата обращения: 16.04.2024).

2. Стрельникова Л. Цифровое слабоумие // Химия и жизнь - URL: https://hij.ru/read/5210/ (Дата обращения: 10.04.2024).


Поделиться: