Авторcтво: Маслова Юлия Александровна, старший воспитатель, ГБДОУ детский сад № 17 Кировского района Санкт-Петербурга |
Аннотация. Использование художественной литературы с уклоном в природоведение считается ключевым методом в педагогике для воспитания у старших дошкольников эко-ориентированных взглядов на окружающую среду. В данной публикации рассматриваются основные аспекты формирования экологической культуры через чтение литературных произведений, которое является эффективным инструментом для развития первоначального понимания природы и способствует формированию экологической грамотности у старших дошкольников.
Ключевые слова: экологическое воспитание, природоведческая литература, дошкольное образование, природа, окружающий мир.
Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Необходимо, с дошкольного возраста закладывать представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие ее особенности, которые взрослый человек и не заметит [10, с.19].
Для решения задач экологического воспитания большая роль отводится чтению художественной литературы. Маленький ребенок, слушая художественное произведение, живет вместе с его героями, сочувствует одним и по-детски осуждает других. У него вырабатывается определенное отношение к явлениям окружающей действительности, к поступкам людей [6, с. 16].
В художественной литературе о природе сочетаются научное содержание и художественное слово. Она, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней; с другой – обогащает их представления, учит выделять закономерности природных явлений [7, с. 128].
Одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного образования является формирование основ экологической культуры с помощью чтения художественной литературы, которая позволяет не просто понять целостность картины мира, а вызвать положительные эмоции в душе ребенка. При этом, жанры экологических литературных произведений, как правило, бывают различными. В основном они должны раскрыть перед ребенком красоту природы [2, с. 5].
С точки зрения И. Мавриной, в художественной литературе о природе смешиваются научное содержание и художественное слово. Литература, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней; с иной, обогащает их понимание, учит выделять закономерные природные явления. Привлекательность явлений природы вызывает желание больше узнавать их; в процессе познания ребёнок осознает, что же необходимо всему живому на земле, появляется чувство ответственности за жизнь растительного и животного мира. Так развиваются основные закономерности экологического сознания, осмысление связей и отношений, существующих в природе, потребность охранять её [4, с. 38].
С.Н. Николаева, Н.Н. Кондратьева, Е.Ф. Терентьева, Н.А. Рыжова и другие исследователи подчеркивают важность усвоения детьми взаимосвязей в природном мире как научную основу экологического воспитания дошкольников. Чтение природоведческой книги – особое чтение. Природоведческая литература формирует мировосприятие ребёнка, обогащает детей конкретными биологическими знаниями, показывает многосторонние связи, учит делать выводы: воспитывает любовь к природе, даёт зачатки материалистического понимания окружающего. Авторская неповторимость, индивидуальность выступает в природоведческой книге особенно ярко. Одинаково сильно любящие природу писатели по-разному говорят о ней [11, с. 48].
Применительно к подрастающему поколению С.Н. Николаева указывает, что «экологические знания — это сведения о взаимодействии растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней, о человеке как части природы, об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды» [8, с.15]. Экологическая направленность определения нацеливает педагогов на развитие у детей элементарных, и в то же время вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях.
Познание окружающего мира у малыша начинается еще до того, как он произнесет свои первые слова, научится самостоятельно передвигаться и откроет перед собой страницы первой детской книги. Его игрушки издают звуки животных, на его посуде и одежде изображены зайцы и цыплята. Малыш наблюдает, что первые живые существа, отличающиеся от родителей, – это кошки, собаки, птицы, рыбки. В этом мире, который ему кажется самым близким и доступным, начинается его первый шаг в экспедиции по познанию мира.
Природа открывает перед дошкольником двери к познанию мира, наполняя его воображение и размышления. Всё разнообразие, красоту и величие природных феноменов всегда открыты для его взгляда. Уже в раннем детстве формируется осознанное восприятие окружающего мира, где накапливаются яркие и эмоционально насыщенные воспоминания, которые останутся с ребенком на долгие годы. В рамках экологического образования эти факты должны быть максимально использованы. Учась изучать природу через наблюдение и приобретение первых исследовательских умений, ребенок научится анализировать, сопоставлять, выявлять связи и зависимости между различными элементами природы, а также делать логические выводы.
Одним из методов воспитания в дошкольном образовании является развитие экологической культуры через чтение художественных произведений, способных не только помочь понять мир в целом, но и вызвать эмоциональный отклик у детей старшего дошкольного возраста. При этом разнообразие жанров природоведческой литературы может быть огромным.
Главное они должны раскрыть перед ребенком мир природы, его многообразие и красоту. А.В. Сухомлинский писал: «Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир». Хотелось бы отметить, что при подборе литературных произведений, нужно ориентироваться не на энциклопедические источники, так как в них много непонятных ребенку слов и сведений, а на произведения, сочетающие в себе приключение, фантазию и научные сведения. В процессе чтения природоведческой литературы мир природы должен стать миром чудес, о котором они даже не подозревали.
В нашем детском саду в подготовительной к школе группе был создан книжный уголок «С книжками учатся добру», в который собраны произведения таких детских писателей, как: В. Бианки, В.В. Зотова, Н.В. Танасийчука, Н. Сладкова, А. Пришвина, Г. Снегирёва, Н.А. Рыжёвой, Г. Скрябицкого, М. Попова, А.Н. Толстого, В. Зотова. Для закрепления материала, изученного в литературных произведениях с детьми, важно обсуждать текст, объяснять сложные слова, задавать вопросы. На следующем занятии творчества можно предложить детям нарисовать или сделать из пластилина персонажей по рассказам. Можно предложить детям вместе с родителями придумать свой рассказ, сделать книжку с рисунками по произведению.
В этом году 11 февраля 2024 года исполнилось 130 лет со дня рождения Виталия Валентиновича Бианки, которого считают одним из основателей детской природоведческой литературы. Писатель создал более 300 произведений для детей, из них более трех десятков сказок. Его произведения просты и понятны детям, помогают им узнать законы природы. Главные герои — не волшебники и феи, а рыбы, птицы, звери и насекомые. Рассказы писателя Бианки индивидуальны, неповторимы, насыщены научными фактами. Ведь он был биологом по образованию, сыном известного ученого орнитолога.
Эти сказки расширяют кругозор ребенка, знакомят его с законами живой природы, подводят детей к осмыслению, сопоставлению, обобщению различных фактов и явлений. Все же, как и в любой сказке, в этих произведениях таится волшебство и чудо. Животные общаются, размышляют и ведут себя, как люди. Стиль произведений В.В. Бианки отдает народными русскими сказками. Язык, использованный в его творчестве, прост и понятен для всех. Родители, читая со своими детьми сказки этого замечательного писателя, пополняют детский словарный запас новыми словами, образными выражениями, эпитетами и сравнениями. Сказочные истории Бианки несут в себе огромную педагогическую ценность для детей всех возрастов. Они научат детей смотреть на окружающую их природу, наслаждаться ее великолепием и разнообразием, а также пробудят в них заботу о всем живом на планете.
Для развития экологического сознания детей дошкольного возраста используется метод интеграции образовательных областей, которые взаимосвязаны и способствуют развитию речи, памяти, внимания, интеллекта и воображения. Художественные произведения дополняют, уточняют и закрепляют знания малышей, открывая им мир чувств: радость, сострадание, восхищение. Все это вместе помогает формировать у детей осознание своей связи с природным миром и необходимость его охраны.
Изучение литературных произведений способствует развитию у детей интереса к познанию, наблюдательности и помогает понять общую картину экологии мира. Книга по природоведению помогает детям понять суть экологических проблем, их причины, а также позволяет детям осознать окружающий мир и взаимосвязь всех живых существ.
Через доступный и увлекательный формат дети осваивают основы экологической культуры, осознают важность взаимодействия человека с природой и учатся к ответственному отношению к окружающей среде. Чтение рассказов, стихов и сказок о природе глубоко влияет на эмоции детей. Яркие образы животных-персонажей остаются в их памяти на долгое время. Книга, прочитанная в детстве, может произвести настолько сильное впечатление, что сохранится в памяти на всю жизнь.
Литература
1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. — М.: Т.Ц. Сфера, 2011.
2. Герасимова Л.А., Маринина Н.В., Богатырева А.В. и др. Художественная литература как средство экологического воспитания дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. – 2020. – № 1. – С. 4-7.
3. Лопатина А.А. Сказки матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания. — М.: Амрита-Русь, 2008.
4. Маврина И. Художественная литература о природе [Текст] / И. Маврина// Дошкольное воспитание. – 2002. – № 5. – С. 36-42.
5. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. — М.: «Новая школа», 1993.
6. Николаева С.Н. Типовая модель экологического воспитания [Текст] / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4. – C.14-20.
7. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / С.Н. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 336 с.
8. Николаева С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Текст] / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 5. – С. 14-18.
9. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика: дисс… докт. пед. наук: 13.00.01 / Н.А. Рыжова. — М., 2000.
10. Рыжова Н.О проекте «Стратегия экологического образования в Российской Федерации [Текст] / Н.О. Рыжова // Дошкольное воспитание. -2001. – № 6. – С.18-20.
11. Терентьева Л.И. Роль детской литературы в экологическом образовании и воспитании дошкольников [Текст] / Л.И Терентьева // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2015. – № 1. – С. 46-55.
Поделиться: