Поиск по сайту

ЭКОЛОГИЯ ПРИРОДЫ И СОЗНАНИЯ


Авторcтво: Маркова Ольга Владимировна, ГБОУ школа № 219 Красносельского района Санкт-Петербурга


Аннотация. Проблема формирования экологической культуры становится одним из приоритетных направлений воспитания экологической ответственности обучающихся. Образовательный процесс предусматривает формирование у обучающихся экологической культуры через отношение к природе как ценностной жизненной категории на сознательном уровне.

Ключевые слова: экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, экологическое поведение, нравственно-экологическая личность. 

Многогранная роль в современном обществе принадлежит экологической культуре и отношению людей к окружающей среде. Важно отметить, что неоспоримое значение экологической культуры заключается в сохранении природы и снижении загрязнения окружающей среды. Целостность окружающего мира представляется нам как взаимозависимость и взаимодействие его элементов. Важно рассматривать процесс формирования нравственно-экологической личности по отношению ко всему нас окружающему, в том числе природной и социальной среде.

Экология, зародившаяся в недрах биологической науки, в настоящее время стала интегративной, комплексной наукой, имеющей значимый гуманитарный контекст развития человеческого качества в человеке [1].

Основные экологические знания в силу возрастных особенностей человека и ведущего вида деятельности должны формироваться в период обучения в школе. Первоочередной задачей экологического образования является снижение жизненных рисков для людей и обеспечение их безопасности, а также формирование экологического мышления каждого человека, с целью выработки практических действий в повседневной жизни [2]. В образовательный процесс необходимо активно внедрять экологические идеи, формирующие у обучающихся экологическую культуру, а именно отношение к природе как ценностной жизненной категории. На уроках и во внеурочной деятельности уделяется особое внимание обучающихся на окружающую среду и на отношение человека к этой среде.

Обратимся к аллегорической повести – сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». В своей повести Сент-Экзюпери затрагивает много проблем, в том числе и формирование экологической культуры. Философская сказка «Маленький принц» посвящена самому важному: жизни на планете Земля, все чаще такой многострадальной, но бесценной и единственной. Одной из значимых заповедей сказки являются слова: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». Принц, любующийся закатом, красотой пустыни, звездного неба, чувствует ответственность за тех, кого приручил.

Мудрость сказки учит нас ценить и охранять прекрасное в мире природы, потому что планета – это наш дом, а человек не может жить без дома. Маленький принц заставляет нас прислушаться к планете, голосам зверей, птиц, цветов, деревьев. Он призывает услышать и понять природу сердцем. Как предостережение звучит притча о баобабах: не будем беречь свою планету, ухаживать за ней, то все негативные явления разорвут нашу планету на части.

Мы понимаем, что экологическое поведение складывается из отдельных поступков и отношения человека к поступкам. Маленький принц учит заниматься экологией планеты, что подразумевает и экологию сознания. Автор «Маленького принца» заставляет задуматься о своих поступках, которые способны губительно влиять на состояние планеты. Выполняя правила Маленького принца, мы сможем сохранить Землю для нас самих и для будущих поколений. «Мы – жители одной планеты, пассажиры одного корабля», - писал Экзюпери. Он мечтал о спасении всего человечества, он был готов спасти каждого на этой земле, он жил ради нее.

Экологическая культура – это не только ответственность перед природой, но и стремление к стабильному будущему. У нас есть возможность повлиять на судьбу нашей планеты. Поэтому развитие экологической культуры – это приоритетное направление к более устойчивому миру. Экологическое образование и деятельность каждого человека являются источником гармонии с природой и созданию благоприятной окружающей среды не только для нас, живущих сейчас, но и для будущих поколений.

 

Литература

1.   Алексеев С. В. Гуманитарное измерение экологической культуры человека: экогуманитарный подход // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gumanitarnoe-izmerenie-ekologicheskoy-kultury-cheloveka-ekogumanitarnyy-podhod (дата обращения: 15.04.2024).

2.   Канунникова К. И. Формирование экологической культуры населения Санкт-Петербурга // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. – № 11-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ekologicheskoy-kultury-naseleniya-sankt-peterburga (дата обращения: 15.04.2024).

3.   Сент-Экзюпери А. Маленький принц. – Эксмодетство. – 2019. – С. 108.

 


Поделиться: