Поиск по сайту

ИНТЕГРАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ НА ПУТИ К ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДОШКОЛЬНИКОВ


Авторcтво: Майорова Наталья Николаевна, воспитатель, Набока Дарья Сергеевна, воспитатель ГБДОУ ЦРР – детский сад № 33 Красносельского района Санкт – Петербурга


Аннотация. В статье анализируются различные аспекты формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте формируются ценности, понимание взаимосвязей в природе, прививаются экологические привычки. Занятия по экологическому воспитанию «Мир вокруг нас» включают естественно-научные и гуманитарные аспекты, способствуют психологическому благополучию детей.

Ключевые слова: экологическое образование дошкольников, естественно-научные знания, гуманитарная составляющая, интегрированные занятия.

В современном мире вопросы экологии становятся все более актуальными и важными. Сохранение природы, бережное отношение к окружающей среде, устойчивое развитие – все это требует комплексного подхода и внимания к экологическим проблемам. Особенно важно формирование экологической культуры среди молодого поколения, в том числе среди дошкольников. Интеграция естественно-научных и гуманитарных знаний играет ключевую роль в этом процессе.

Почему с раннего возраста стоит объяснять детям, что нужно беречь природу? Объяснение детям необходимости бережного отношения к природе с раннего возраста имеет ряд важных причин:

·                   Формирование ценностей: раннее воспитание детей в духе заботы о природе помогает им развить ценности уважения к окружающей среде, ответственности за сохранение природы и понимания важности бережного отношения к ней.

·                   Привитие привычек: чем раньше дети начнут учиться заботиться о природе, тем больше вероятность, что эти привычки и навыки станут для них естественными и они будут продолжать беречь природу и во взрослом возрасте.

·                   Понимание взаимосвязей: объяснение детям важности бережного отношения к природе помогает им понять взаимосвязь между человеком и окружающей средой, осознать, что все живое на планете взаимосвязано и взаимозависимо.

·                   Экологическое образование: раннее включение экологической тематики в образовательный процесс помогает детям узнать больше о природе, экосистемах, животных и растениях, а также о проблемах, связанных с загрязнением и истощением ресурсов.

·                   Сохранение будущего: бережное отношение к природе необходимо для сохранения экосистем, биоразнообразия и ресурсов нашей планеты для будущих поколений. Обучение детей заботе о природе поможет создать экологически грамотное и ответственное поколение.

Таким образом, объяснение детям необходимости бережного отношения к природе с раннего возраста является важным шагом в формировании экологической культуры и ценностей у детей, которые будут способствовать сохранению природы и обеспечению устойчивого развития общества в целом.

Естественно-научные знания о природе, экосистемах, животных и растениях позволяют детям понять мир вокруг себя, осознать взаимосвязи между различными видами жизни, понять важность биоразнообразия и ресурсов нашей планеты. Все эти знания дети получают на занятиях по экологическому воспитанию «Мир вокруг нас» в нашем саду и на «Маршрутах выходного дня» с родителями при выездах на Дудергофские высоты. При этом гуманитарные знания о человеческих ценностях, культуре, истории, этике помогают детям развивать уважение к природе, ответственность перед окружающим миром, эмпатию и заботу о других живых существах.

Однако, для полноценного понимания экологической проблематики необходимо также учитывать гуманитарные аспекты. Гуманитарные науки, такие как философия, социология, психология, помогают понять влияние человеческого фактора на окружающую среду. Они помогают понять ценности, убеждения и поведенческие паттерны, которые могут влиять на экологическое поведение человека.

Философия играет важную роль в формировании и развитии экологической науки и практики. Философия помогает разработать основы экологической этики, определяющей правила и принципы взаимодействия человека с природой, помогает понять природу сущности окружающего мира и место человека в нем. Экологическая философия изучает философские аспекты отношений между человеком и природой. Она исследует понятия природы, экосистемы, устойчивого развития, а также рассматривает вопросы о ценностях, целях и смысле человеческого взаимодействия с окружающей средой.

В учении В.И. Вернадского и его последователей главным фактором, гармонизирующим отношения между обществом и природой, выделена разумная деятельность общественного человека, способная придать естественной среде его проживания стабильность и разумные формы бытия и развития.

Эти и другие аспекты философии оказывают значительное влияние на развитие экологической науки, практики и образования. Философские идеи и концепции помогают понять глубинные причины экологических проблем, разработать стратегии и решения для сохранения природы и обеспечения устойчивого развития человечества.

Также детская психология играет важную роль в формировании и развитии экологической науки и практики. Влияние психологии на экологию проявляется различных аспектах.

·                   Психологические исследования показывают, что дети, которые с детства учатся бережно относиться к окружающей среде, взрослеют с более ответственным отношением к экологии. Образовательные программы, которые включают в себя экологическое воспитание, помогают формировать у детей осознанное отношение к природе.

·                   Психологическое благополучие детей тесно связано с окружающей средой. Исследования показывают, что наличие зеленых зон, чистого воздуха и природы влияет на эмоциональное состояние детей, снижая стресс и улучшая настроение. Поэтому забота о экологии способствует улучшению психологического благополучия детей.

·                   Взаимодействие с природой учит детей социальным навыкам, таким как сотрудничество, забота о других и ответственность. Работа в команде над детскими и детско-родительскими проектами по сохранению окружающей среды помогает развивать у детей навыки сотрудничества и эмпатии.

·                   Психология потребления играет важную роль в экологии. Формирование у детей устойчивых потребительских привычек, основанных на заботе о природе и выборе экологически чистых товаров, помогает снижать негативное воздействие человека на окружающую среду.

Организация интегрированных занятий в детском саду, включающих в себя элементы естественных наук (наблюдения, эксперименты, исследования) и гуманитарных наук (рассказы, игры, творческие задания), позволяет детям учиться не только понимать природу, но и ценить ее, заботиться о ней и принимать активное участие в ее сохранении. Например, дети могут изучать разнообразие растений и животных на участках детского сада, проводить эксперименты с растениями, изучать исторические и культурные аспекты природы, создавать проекты по охране окружающей среды. В нашем саду дети подготавливают мини-огород к посадкам и в дальнейшем наблюдают и ухаживают за овощами, растущими на нашем огороде.

Важно, чтобы образовательные программы для дошкольников включали в себя как естественно-научные, так и гуманитарные компоненты, чтобы дети могли развивать все аспекты своего интеллекта, эмоций и ценностей. Такой подход поможет сформировать у детей глубокое понимание взаимосвязей между природой и человеком, развить у них экологическую культуру и ответственное отношение к окружающей среде.

Интеграция естественно-научных и гуманитарных знаний на пути к формированию экологической культуры дошкольников играет важную роль в развитии устойчивого образа мышления, ценностей и поведения у детей. Формирование у детей ценностей бережного отношения к природе и взаимодействию с ней способствует созданию экологически грамотного поколения, способного принимать осознанные решения в пользу сохранения нашей планеты для будущих поколений.

 

Литература

1.     Каримов А.В., Пчельникова Т.И. Учение В.И. Вернадского об эволюции биосферы как повышении уровня свободы // Вестник ТГУ. – 2013. – Т. 18. – Вып. 3. – С. 1059-1062. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchenie-v-i-vernadskogo-ob-evolyutsii-biosfery-kak-povyshenii-urovnya-svobody/viewer ( дата обращения: 10.04.2024).

2.                 МакКаллум, Уилл. Как отказаться от пластика: руководство по спасению мира. – Москва: Эксмо, 2019. – 256 с.

3.                 Фи, Натали / перевод А.В. Усачева. ЭКОsapiens. Простые правила осознанной жизни. – М.: Домбора, 2020.

 


Поделиться: