Поиск по сайту

Роль творческих заданий в развитии культуры мышления учащихся


Авторcтво: Уфимцева Наталья Геннадьевна, учитель математики МОУ СОШ № 132, г. Екатеринбург


      Культуру мышления человека можно рассматривать как философское понятие с определёнными формами и законами развития. Процесс развития культуры мышления идёт поэтапно, через мотивированное овладение системой умений и навыков, которые позволяют личности осуществлять осознанный профессиональный выбор, наделяют качествами социальной компетентности. Культуру исторически определяет уровень развития общества. А мышление указывает на высокую степень человеческого познания, на способность постижения действительности.

Общество ставит перед учителем задачу: воспитать личность, способную выделять «главное – существенное» в любой момент своей жизнедеятельности.

Создавая знаниевую модель, необходимо опираться на научно обоснованную картину мира. Ученики зачастую не умеют выстраивать логические схемы рассуждений, доказательств. Детское восприятие действительности базируется на образном мышлении, имеющем, как правило, большой нереализованный потенциал. Поэтому велика роль форм организации процесса обучения, которые были бы направлены на развитие логического мышления учащихся и опирались на ведущие виды возрастной деятельности. Уровень качества образования повышается, если учебный процесс дифференцирован, индивидуализирован, функционирует система диагностики и коррекции знаний.

Творческое задание можно рассматривать как педагогическую форму организации самостоятельной деятельности учащихся, базирующейся на предварительном создании проблемной ситуации.

Систему творческих заданий необходимо выстраивать в соответствии с содержательным компонентом изучаемого материала и с учётом доминирующих видов возрастной деятельности ребёнка: в 7–13 лет – развивать образное мышление; в 13–17 лет – логическое мышление. Развитию логического мышления содействуют такие формы деятельности, как реферирование, исследование и проектирование.

В постановке проблемы, с одной стороны, должен содержаться существенный научный материал, позволяющий стать опорой в процессе выполнения творческого задания; с другой стороны, в ней необходимо отметить форму или жанр работы.

Важно указать сроки выполнения и критерии оценивания работы; при оценивании работ необходимо придерживаться положительных, стимулирующих оценок. Проекты можно оценивать коллективно, предварительно разработав рейтинговые показатели.

Творческие задания как элементы системы могут быть структурированы по трём типам:

•     на основе базового материала;

•     на основе дополнительного материала; •       на основе специального научного материала.

Опираясь на возрастную доминанту развития ребёнка, можно выделить следующие виды заданий:

1.   Для 5–7-х классов – задания, выполнение которых базируется на художественно-эстетических знаниях и умениях, например, рисунки-комиксы, сюжетные композиции, сказки («Из жизни плоскатиков», «На островах натуральных чисел», «Десятичные дроби в супермаркете» и т. д.), ребусы, кроссворды, софизмы. Наибольшим успехом пользуются игровые уроки (КВН, Брейн-ринг, морской бой, творческий марафон «Я автор задания по данной главе» и т. д.). При просмотре работ учащихся виден уровень разнообразия представленного материала, ошибки, цветовая гамма. Анализируя эти показатели, можно сделать вывод об уровне восприятия ребёнком данного материала. Ошибки не вызывают состояния стресса, так как есть возможность исправить их самостоятельно. Ребёнок легко самореализуется в комфортной для него ситуации.

2.   Для 8–9-х классов – задания базируются на умениях работать с книгой, с каталогами, с компьютерной информацией, умении её структурирования и систематизации. Это могут быть задания из серии «Наука и жизнь», «Путешествие в древний мир», «Это интересно»; доклады, рефераты. Наибольшим успехом пользуются уроки-семинары, локальные научно-практические конференции. У подростка формируются навыки абстрактного мышления, умения ставить учебную задачу и находить пути её решения. При экспертизе работ есть возможность выявить уровень их представления; необходимо поощрить коммуникативные навыки, показанные при демонстрации и оппонировании. Подросток получает опыт публичных выступлений.

3.   Для 10–11-х классов – задания базируются на умении систематизировать и анализировать информационный материал, касающийся научно-практической и исследовательской деятельности. Это исследовательские работы, проекты, модели редакционных изданий, жанровые художественно-публицистические произведения. Учащиеся, систематически выполняющие в течение пяти – семи лет творческие задания, на этом этапе демонстрируют интересные исследовательские работы и проекты в тех образовательных областях, на которые направлен профессиональный выбор.

Учащиеся проводят исследования сложных параметрических уравнений, неравенств, текстовых задач, вопросов теории вероятности «Расширение числового множества» и т. д. На этом уровне они способны показать такие результаты, которые существенно повышают уровень базового образования. Внедрение такого подхода в процесс обучения позволяет видеть эмоциональную сторону восприятия учеником изучаемого материала, выраженную в цвете, сюжете, содержании.

Выполняя творческое задание, учитель и ученик сотрудничают как единомышленники. Существенно повышается уровень мотивации к изучению данного предмета, лучше усваиваются базовые определения, теоремы, свойства, проявляются способности к решению нестандартных задач. Поэтапное внедрение системы творческих заданий позволяет сформировать у учащихся навыки исследовательской деятельности, что благотворно влияет на процесс развития культуры мышления.

При внедрении системы творческих заданий в практику главное – не давать негативной оценки выполненной работе; необходимо аргументированно указать на ошибки. Лучше всего создать проблемно-поисковую ситуацию, давая тем самым ученику возможность самому найти выход из сложившейся ситуации.

Творчество – это максимально высокий уровень саморазвития личности. Внедрение образовательной технологии, направленной на выявление и реализацию творческих способностей, позволяет ребёнку достичь высокого уровня развития коммуникативных навыков, помогающих ему занять достойное место в социуме.

Поделиться: