Поиск по сайту

Исследовательская деятельность в жизнетворческом пространстве школы


Авторcтво: Горба Галина Васильевна, директор МОУ СОШ № 57 Иванкова Е.В., к. п. н., руководитель школьной кафедры развивающего обучения МОУ СОШ № 57 Гоголева Марина Яковлевна, методист исследовательского отдела МОУ ДОД ДТДиМ, г. Ростов-на-Дону


 

Образовательная система школы функционирует в соответствии с гуманистической концепцией жизнетворчества, согласно которой главной ценностью образовательного процесса является ребёнок. Под жизнетворчеством мы понимаем процесс вариативного, оригинального конструирования и реализации собственной, глубоко индивидуальной жизнедеятельности на основе общечеловеческих ценностей, проявления творческой самодеятельности в учёбе, досуге, работе, быту; процесс целеполагания, смыслотворчества. Цель работы школы – воспитание личности с доминирующей потребностью и способностью к творческому познанию и преобразованию себя, отношений с окружающей действительностью.

Реализации данной цели способствует решение следующих задач:

На первой ступени – поддержка и реализация детских интересов, задат-ков, способностей, возможностей, самобытности творческой деятельности.

На второй ступени – интенсификация развития творческих способностей подростков путём погружения в активную творческую досуговую деятельность.

На третьей ступени – активное освоение позиции организатора творческого объединения, самоопределение в профессии и в жизни.

Наиболее существенными характеристиками инновационных образовательных процессов в школе жизнетворчества являются:

•     идеология (ориентация на человека как высшую социальную ценность, воспитание творческой личности с доминирующей потребностью и способностью к творческому преобразованию себя и окружающей действительности);

•     содержание (целостность картины мира и человека в нем, достигаемая в процессе познавательного творчества в модуле «Академия», досугового творчества в модуле «Клуб», практико-ориентированного творчества в модуле «Мастерская»);

•     вариативность и гибкое сочетание обязательных и дополнительных дисциплин с широким спектром учебных предметов гуманитарнокультурологического профиля;

•     технология (совокупность педагогических действий, операций и процедур, обеспечивающих актуализацию и развитие личностного уровня саморегуляции учащихся);

•     педагогическое управление (целеполагание и проектирование, конструирование и коррекция, итоговый учет и контроль).

        Центральное место в образовательной системе школы занимает творческое пространство, образуемое в результате взаимопроникновения модулей «Академия» (познавательное творчество), «Клуб» (досуговое творчество), «Мастерская» (организаторское творчество). Деятельность учащихся в данных модулях максимально реализует процесс творческой самореализации через технологию жизнетворчества. Освоение такой технологии позволяет учащимся воплощать свои творческие замыслы, развивать способность к творческой самореализации. Творческое саморазвитие достигается путём самопознания, самоопределения в той или иной деятельности, управления своим поведением, самосовершенствования. Воспитанник, владеющий технологией жизнетворчества, проявляет творческую самодеятельность в учёбе, досуге, работе, личной жизни, умеет ставить цели, определять смыслы, проектировать индивидуальный жизненный путь.

        Учебно-исследовательская работа в школе строится согласно данным модулям. Одним из главных методологических принципов исследовательской работы выступает рефлексивно-креативный подход. С позиций этого подхода исследовательскую деятельность в школе мы понимаем как феномен творчества, продуцирования и функционирования новых педагогических идей, стратегий, решений, опирающихся на самопознание, самооценку, самореализацию учащихся как субъектов.

В содержании образования выделен опыт творческой деятельности учащихся. Главное в формировании такого опыта – обеспечить высокую интеллектуальную активность школьников в их познавательном творчестве. Исходной в структуре их деятельности выступает познавательная специфическая творческая мотивация, которая становится побуждающим и регулирующим фактором в анализе общественных явлений, самостоятельном принятии решений, самореализации. Выделение названного компонента содержания образования обусловлено необходимостью формирования субъектной позиции школьника, системы эмоционально-оценочных отношений как источника его социальной активности. Единство инвариантного и вариативного в учебных планах создаёт реальные предпосылки для осуществления индивидуально-творческого подхода в обучении, содействует самоактуализации и самореализации личности.

Разработана модель педагогических условий развития творческого потенциала школьников, которая представлена личностными ценностными и деятельностными характеристиками, а также целевым структурносодержательным и процессуальным компонентами. В качестве педагогических условий развития творческого потенциала определены: учет возрастных, индивидуально-психологических, личностных особенностей детей и уровня личностного развития; обеспечение свободного творческого саморазвития всех участников педагогического процесса; формирование содержательно-целевой установки учителя на реализацию личностно-ориентированного образования, технологии жизнетворчества; создание атмосферы, способствующей творчеству учащихся; признание сотворчества участников ведущим типом образовательного взаимодействия и отношений; сочетание совместной и самостоятельной деятельности школьников.

          Одарённые дети в школе жизнетворчества характеризуются повышенной интеллектуальной и творческой активностью, успешным овладением «школ самостановления – Я творю себя, Я творю отношения, Я творю окружающий мир, Я творю свою жизнь»: самопознанием, самоанализом, саморазвитием; позитивной динамикой развития творческого потенциала, создающей предпосылки для самореализации личности в творчестве; умением работать со справочной литературой, с большим количеством информации, моделировать ситуации, находить аналогии, сравнивать, упрощать; способностью вести внутренний диалог с самим собой; чуткостью к противоречиям, критичностью; успешным овладением информационными технологиями и ключевыми способностями к творческой самореализации, способностью к творческой деятельности – творческой рефлексии.

Необходимость создания целостной системы работы с одарёнными и талантливыми детьми возникла давно. В школе постепенно складывается система работы интеллектуальных клубов «Эврика» и «РО-ЗА», клубов и кружков дополнительного образования (хоровой и театральной студий, танцевального кружка), спортивных секций (футбольной, волейбольной, баскетбольной), секций краеведческой направленности (экологического клуба «Радуга», клубов «Патриоты родины», «Движение лидеров»). Клуб «Эврика» помогает учащимся осознать стратегии решения проблемы, идеи. На эвристическом этапе творческого процесса происходит развитие решения идеи, замысла. Звено критики помогает проанализировать воплощение идеи, замысла, подтвердить или опровергнуть его. В творческом процессе используются как логические, так и эмоционально-образные, эстетические, а также практические критерии, средства доказательства истинности, ценности полученного результата.

Анализ участия детей школы в различных конкурсах, смотрах, городских и областных олимпиадах по различным предметам показывает, что в школе есть много одарённых и талантливых детей, чей творческий потенциал нуждается в поддержке и развитии.

Ежегодно учащиеся школы задействованы в подготовке и проведении школьной научно-практической конференции, проведении предметных недель. Победители представляют школу в городских чтениях ДАНЮИ. Существующая система дополнительного образования позволяет выявлять и развивать возможности одарённых детей в таких областях деятельности, как художественное и техническое творчество, искусство, спорт. Многие учащиеся, занимаясь в спортивных секциях вне школы, неоднократно становились победителями чемпионатов области, региона среди юниоров.

Перспективой развития исследовательской деятельности в школе является открытие Центра работы с родителями, деятельность которого будет направлена на создание условий для творческого развития детей, обеспечение педагогической и психологической помощи в выявлении и работе с ранней одарённостью (на базе ДОУ «Рябинушка»), на оказание содействия учащимся в разработке социальных проектов, выявление детей, интересующихся профессиями, представителями которых являются родители учащихся. Актуальность разработки программы определяется необходимостью интеллектуальной поддержки детей, восприятия образования как личностно значимой ценности; создания условий для построения индивидуального алгоритма развития ребенка в культурно-информационной образовательной среде; формирования мотивационной сферы учащихся посредством развития субъектных свойств: самопознания, самооценки, самореализации и т. д.; оказания детям помощи и педагогической поддержки в самоутверждении и творческой самореализации, в решении жизненных проблем, актуальных для них на каждом этапе их возрастного развития.

Поделиться: