Поиск по сайту

Учебно-исследовательские работы как одно из средств развития познавательного интереса учащихся


Авторcтво: Шведова Тамара Николаевна, учитель физики, информатики и астрономии МОУ СОШ № 26, г. Калуга


Среди всех мотивов учебной деятельности самый действенный – познавательный интерес. Под познавательным интересом понимают особую избирательную направленность психических процессов человека на явления и объекты реального мира. По этому признаку наблюдается явно выраженное стремление личности заниматься именно этой областью явлений1. Познавательный интерес, возникающий в процессе обучения, активизирует умственную деятельность не только в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных интеллектуальных задач.

Известный педагог М.А. Данилов утверждал, что противоречие между знанием и незнанием является движущей силой учения2.

Учебно-исследовательская работа с учащимися и представление результатов их деятельности на уроках в виде информации, сообщений об открытиях, собранных материалов, сделанных самими учениками, проведение уроков в форме мини-исследовательской работы повышает познавательную активность ребят, их творческий потенциал.

Представим обобщение опыта работы по развитию познавательного интереса учащихся на уроках физики (информатики или астрономии) на материалах учебно-исследовательской деятельности школьников, которые можно использовать как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях.

Методическая цель – создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников. Основная мотивация учебной деятельности – познавательный интерес. Преобладающий метод – урок в системе развивающего обучения, а также система внеклассных мероприятий, направленных на развитие исследовательских навыков:

•     учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности, в преподавании используются дидактические игры, дискуссии, а также методы, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи;

•     особое место отводится процессу сравнения, так как посредством хорошо организованного сравнения устанавливают, в чем вещи или явления сходны и в чем различны, дифференцируют их свойства, отношения;

•     поощряется стремление ученика находить свой способ работы (решение задачи, в учебно-исследовательской деятельности и так далее), анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные, приветствуется выдвижение своих идей, умение их обосновывать и делать выводы;

•     оценивается не только конечный результат, но и процесс деятельности ученика.

Применяя на уроке исследовательский материал, развивающий познавательную активность учащихся, следует учитывать следующие моменты:

•     знания сами по себе еще не обеспечивают развитие, хотя и являются его предпосылкой;

•     следует идти не от учебного предмета к ученику, а от ученика к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок;

•     важна замена принуждения желанием, которое порождает успех;

•     основную ставку следует делать на самостоятельность и самодеятельность учеников.

Основные методические приемы: творческие работы; сообщения учащихся на различные темы; дифференцированные домашние задания; обучение поисково-исследовательской деятельности во внеклассной работе; поисково-исследовательская работа, сообщение и обсуждение результатов поисковой деятельности на уроках.

Основные формы организации деятельности:

1. Урок:

•              урок – общение, а не только учебное занятие;

•              совместная деятельность учителя и ученика, основанная на творчестве, равенстве и межличностном общении;

•              урок – жизненная проблема, которую необходимо решить.

2.    Работа в группе дополнительного образования.

3.    Участие в работе школьного НОУ:

•              учебно-исследовательская работа;

•              сообщение результатов работы в классе и обсуждение ее положительных и отрицательных моментов, освоенности исследовательских навыков;

•              творческие работы;

•              экскурсии;

•              участие в городских, областных, межрегиональных и всероссийских конкурсах.

4.    Выпуск стенгазет.

5.    Тематические внеклассные часы, разработанные самими учащимися.

Благодаря включению учебно-исследовательской деятельности в учебный процесс происходит развитие познавательного интереса учащихся. Школьники, которые занимаются такой деятельностью, учатся спорить и отстаивать свою точку зрения, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы на профессиональном уровне. В урок включаются материалы исследовательской деятельности самих учеников. 

Темы исследовательских работ иногда бывают проработаны настолько глубоко, что вызывают интерес у ученых и используются ими; некоторые материалы публикуются. Многие ученики становятся лауреатами городских, областных и всероссийских конференций.

_____________________________

1 Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М., 1971. 2 Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1990.


Поделиться: