Авторcтво: Чиликина Екатерина Алексеевна, учитель начальной школы ГОУ СОШ № 940, г. Москва |
Активное познавательное отношение к действительности должно складываться с детства. Поэтому педагогам необходимо по-новому подойти к проблеме формирования познавательных интересов младших школьников. Выбор модели обучения осуществляется учителем на основе дидактических и методических знаний.
Модель обучения – это определенный план действий педагога при осуществлении учебного процесса, основой которого является деятельность учащихся, организованная и выстроенная учителем.
В традиционном процессе обучения учащийся играет «пассивную» роль – слушает, запоминает, воспроизводит то, что дает учитель. Это формирует поверхностные знания и мало развивает ученика.
В современной системе обучения идет поиск путей активизации учащихся в процессе обучения. Познавательная активность обучаемого выражается в устойчивом интересе к знанию, в самостоятельных разнообразных учебных действиях.
Одним из путей активизации школьника являются новые системы, технологии и модели обучения. Это такие модели обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер.
Огромную роль в процессе обучения играет деятельностный подход, содержанием которого является получение и подтверждение знаний действиями. Подобное получение знаний учащимися ведет к развитию познавательного интереса к изучаемому материалу. Особенно велико значение познавательного интереса в процессе обучения младших школьников.
Использование в работе с младшими школьниками таких современных моделей обучения, как дискуссия, исследование и игра, позволило прийти к выводу о том, что они оказывают положительное влияние на развитие познавательных интересов и являются неотъемлемой частью процесса обучения в начальной школе.
Изучение данных моделей помогло иначе взглянуть на процесс обучения младших школьников, их необходимость была подтверждена экспериментальной работой.
Эффективной моделью является исследовательское обучение, так как в ходе него дети не получают знания в готовом виде, а приходят к нужным выводам путем собственных размышлений и действий.
Дискуссионную модель также можно использовать при обучении младших школьников, но применению ее на практике должна предшествовать достаточно длительная подготовительная работа, которую следует начать уже в первом классе.
Игровая модель обучения более адаптирована к использованию в начальной школе, чем остальные. Ее применение делает сложный учебный материал более доступным для детей. Эту модель обучения можно и нужно использовать на различных этапах: и при объяснении нового, и при повторении ранее изученного, а также при закреплении материала, когда требуется выполнение большого количества однотипных заданий.
По результатам работы можно сформулировать рекомендации по использованию современных моделей обучения в начальной школе.
Модель обучения на основе дискуссии является одним из характерных воплощений той линии дидактических исследований, которая связана с организацией проблемного обучения, ориентирована на специальное обучение поисковым процедурам.
Отправным моментом данной модели обучения является постановка проблемы в виде такого вопроса для обсуждения, сама разработка которого носит диалогический характер.
Использование дискуссионной модели обучения позволяет развивать речь, логику и мышление детей. Учит аргументировать свои ответы, правильно вести коммуникативно-диалоговую деятельность, направленную на совместную разработку проблемы. Применять элементы дискуссии необходимо уже в 1-м классе. Дискуссия используется не только как средство повышения активности учеников, но и как способ углубленной работы с содержанием предмета. Главная цель дискуссии – обмен информацией. Модель эффективна для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций. Возможность высказывать, отстаивать и обсуждать свое мнение порождает у детей интерес к деятельности, а как следствие, и к предмету дискуссии. Регулярное использование дискуссионной модели обучения должно привести к формированию устойчивого интереса к предмету.
В исследовательской модели обучения центральной является деятельность учащихся по решению поставленной проблемы; эта деятельность носит теоретико-познавательный исследовательский характер, однако она включена в реальный контекст организуемого преподавателем непосредственного, конкретного опыта учащихся. Дидактические разработки, связанные с построением учебного процесса на основе систематического исследования, ориентированы на задачи развития учащихся, овладения ими познавательным поиском. При помощи данной модели обучения происходит освоение учащимися исследовательских процедур, развивается самостоятельность.
Взаимодействие учителя и учащихся должно строиться в духе стимулирования, побуждения к самостоятельному осмыслению изучаемых явлений. Педагогу необходимо подробно ознакомить школьников с изучаемыми явлениями, максимально удовлетворять возникающие у них потребности в расширении непосредственного познавательного опыта и в то же время уходить от прямых однозначных ответов на их вопросы, не подменять их познавательный опыт своим.
Модель учебного процесса как игры должна строиться через включение учащихся в игровое моделирование изучаемых явлений, проживание ими нового опыта в обстановке игры. Нетрадиционный характер игровой модели трансформирует позиции учителя и учащихся в зависимости от игровой ситуации и пространства.
Опыт применения этой модели обучения свидетельствует, что она эффективна для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и применения полученных знаний в реальном жизненном контексте, формирования ценностных ориентаций и познавательных интересов учащихся.
В теории рекомендуется использование в начальной школе всех рассмотренных выше современных моделей обучения, но работа на практике показала целесообразность использования игровой модели обучения с включением элементов дискуссии и исследования. Важно не исключать этап обсуждения игры, так как он играет значимую роль в осмыслении изучаемых явлений.
Игра позволяет учителю задействовать максимальное количество детей на уроке. Учитель не является сторонним наблюдателем, он активно включается в игру, в зависимости от игровой ситуации занимает различные позиции. С использованием различных моделей обучение приобретает развивающий, деятельностный, личностно-ориентированный характер.
Целесообразно в процессе обучения младших школьников использовать современные модели согласно следующей иерархии: игра, дискуссия и исследование.
Как пример применения игровой модели обучения в 1-м классе можно рассмотреть урок ознакомления с окружающим миром из раздела «Что и кто?» по учебному комплекту А.А. Плешакова.
На первом этапе учитель представил тему урока: «Что у нас над головой и под ногами?» Далее он ознакомил детей с основными представлениями, которые используются в данной теме, и дал общий обзор хода игры.
На втором этапе работы учитель кратко изложил сценарий игры-путешествия; дети были ознакомлены с игровыми задачами и правилами. Главное в игре младших школьников – спонтанность, поэтому в сокращенном виде игра не проводилась, чтобы вызванный прослушиванием сценария интерес не угас.
Первый и второй этапы проводились за день до игры. Это позволило заинтересовать детей и стимулировать их познавательную активность. При подготовке к игре дети дома с родителями изучили дополнительный материал по заинтересовавшей теме. Работа учителя на этих этапах заключалась не только в сообщении темы предстоящей игры и кратком изложении сценария. Для успешного проведения игры и достижения более высоких результатов учитель провел с детьми прогулку, во время которой были введены основные понятия и даны первичные представления о них. Главный метод, выбранный учителем, – наблюдение – оказался достаточно эффективным. Дети с интересом рассматривали небо, облака, через защитные очки рассмотрели Солнце; каждым учеником была собрана небольшая коллекция камешков. Наблюдения и коллекции камешков оказались весьма ценным материалом и были успешно использованы в игре.
Основной, третий этап – проведение игры – осуществлялся непосредственно на уроке ознакомления с окружающим миром. Во время игры учитель занимал различные позиции: инструктора, разъясняющего правила игры; тренера, дающего учащимся подсказки в случае затруднения в ответе; судьи-рефери, добивающегося активного участия всех детей.
Урок-игра начался с организационного момента, во время которого дети еще раз ознакомились с правилами: «Все мы – космонавты, отправляющиеся в путешествие. Мы управляем своим космическим кораблем, используя свои знания и наблюдения, и заняли свои места» Следует отметить, что необычность урока предполагает иное расположение учащихся в классе; в данном случае дети разделились на группы-экипажи, каждая группа заняла свое место (отдельный стол). Далее учитель представил гостей – Муравьишку и Мудрую Черепаху, которые и предложили учащимся отправиться в путешествие на ракете. Путешествие началось. Мудрая Черепаха загадала загадки о небе и Солнце, которые можно наблюдать через иллюминатор ракеты. Уточнение и расширение знаний об объектах происходило через сопоставление наблюдений и практическую работу. Учитель организовал дискуссию между экипажами, подвел детей к правильной формулировке вывода. Закончился первый день путешествия, наступила «космическая ночь»; аналогично проводилось знакомство с Луной и звездами. На этом этапе демонстрировалась видеозапись и слайды ночного неба, что помогло учащимся глубже погрузиться в пространство игры. Мудрая Черепаха показала детям карту звездного неба, научила детей находить на небе ковш Большой Медведицы. Совершив полный оборот вокруг Земли, экипажи совершили посадку, но путешествие продолжилось. Во время физминутки дети превратились в пешеходов-путешественников. Началось ознакомление с гранитом, известняком и кремнием. Учитель организовал работу в группах таким образом, что дети сначала рассмотрели образцы, предложенные Муравьишкой, а затем провели исследование, используя собранную на прогулке коллекцию камешков. Муравьишка и Черепаха завершили путешествие итоговой дискуссией между группами-экипажами, обобщили пройденный материал. Дети получили рекомендации для занятий дома.
Четвертый этап – обсуждение игры, которое проводилось на следующем уроке, чтобы у детей была возможность осознать, осмыслить и обсудить между собой содержание игры. В ходе обсуждения, организованного учителем, была дана характеристика игровых «событий», обсуждались трудности, возникшие у детей в процессе игры. На этом этапе работы учитель выступал в позиции председателя-ведущего. Следует отметить, что, проводя обсуждение, учитель не предлагал классу свои выводы и обобщения, а задавал учащимся вопросы, побуждающие сопоставлять игровую модель и реальные явления, обдумывать связи между содержанием игры и изучаемым предметным материалом.
Урок прошел при большой активности учащихся. Цель, поставленная учителем, была достигнута. Предложенная форма проведения урока вызвала у детей интерес к работе и изучаемому предмету.
Проведенные на последующих уроках проверочные работы показали высокий уровень усвоения знаний учащимися, что, по нашему мнению, явилось результатом использования современной модели обучения при объяснении сложного для восприятия нового материала. Эффективности процесса обучения способствует также то, что весь урок построен в соответствии с современными принципами обучения, такими как системность и целостность содержания, признание ведущей роли теоретических знаний, продвижение в изучении материала быстрыми темпами, проблематизация содержания.
Поделиться: