Поиск по сайту

Поисково-исследовательская технология обучения в системе дошкольного и начального школьного образования


Авторcтво: Веревкин Игорь Александрович, доцент кафедры педагогики Елабужского государственного педагогического университета, Чиженко Наталья Ивановна, старший воспитатель МДОУ Детский сад № 28 «Лесная сказка», г. Елабуга Республики Татарстан


В последние годы наибольшие изменения претерпевают начальное и дошкольное образование как основа для развития творческой личности, духовного и интеллектуального потенциала ученика. Уровень развития творческих способностей личности в значительной степени обусловлен тем, насколько активно стимулируется развитие интеллекта в ранние годы – от рождения до пяти – семи лет. Обучение, сочетающее усвоение готовых знаний с самостоятельным их добыванием, имеет большое значение для умственного развития и саморазвития детей дошкольного возраста. Исследовательская поисковая активность – естественное состояние ребенка. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира»1.

Исследовательское поведение ребенка – один из важнейших способов получения представлений о мире, а исследовательское обучение строится на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего2.

Главная цель исследовательского обучения – развитие способности самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в различных сферах3. Особое место в решении этой задачи отводится детскому саду и начальной школе. Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются основы творческой личности, формируются способы деятельности и мышления.

Развитие творческой личности возможно лишь в творческой, поисковой деятельности, направленной на решение познавательных задач, возникающих в учебе, в игре и труде, в процессе познания мира. Поисково-исследовательская деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, усвоение ими новых знаний и открытие новых способов познания.

Одно из средств, приводящих в движение исследовательскую деятельность детей – поисково-исследовательская технология обучения. Данная технология предполагает особое построение учебного процесса в виде системы задач и разработки средств (предписаний, приемов), которые, во-первых, помогают учащимся осознать проблемность предъявляемых задач (делают проблемность наглядной), во-вторых, делают способы решения проблемных ситуаций (заключенных в задачах) личностно значимыми для учащихся и, в третьих, учат видеть и анализировать проблемные ситуации, вычленять проблемы и задачи4.

Учебное исследование дошкольника и младшего школьника включает следующие основные этапы:

1.     Выделение и постановка проблемы.

2.     Поиск и предложение возможных вариантов решения.

3.     Сбор материала.

4.     Обобщение полученных данных.

5.     Подготовка исследовательского проекта.

6.     Защита исследовательского проекта.

Одно из направлений работы по организации исследовательской деятельности дошкольников – использование активных форм и методов обучения. Их выбор зависит от характера задач, решаемых на занятии, возраста детей, развития у них навыков учебно-познавательной деятельности.

В своей работе мы используем наблюдение, чтение художественной литературы (произведений К. Ушинского, В. Бианки, М. Пришвина), беседы, опыты, моделирование, игры на тему экологии («Угадай правило», «Выбери правильную дорогу» и др.), прогулки и экскурсии в условиях экологической тропы.

С целью подготовки детей к усвоению экологических знаний мы проводим наблюдения разных видов: распознающие, наблюдения с использованием раздаточного материала, длительные.

Для активизации познавательной деятельности дошкольников применяются различные приемы: вопросы, вопросы-задания, сравнения, загадки.

Особое место среди педагогических методов и приемов занимают вопросы поискового характера, направленные на установление детьми элементарных связей и отношений между объектами и явлениями природы. В старшей и подготовительной группах наблюдение начинается с постановки перед ребятами познавательной задачи. Дошкольники под руководством воспитателя выделяют в объектах и явлениях природы существенные признаки, на основе которых у них формируются элементарные экологические понятия.

Экспериментирование в условиях дошкольного учреждения может быть организовано в трех основных формах: занятие, совместная деятельность педагога и воспитателя, а также самостоятельная деятельность детей5. Занятие является итоговой формой работы по какой-либо исследуемой проблеме и позволяет систематизировать представления детей. Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого другого занятия с детьми.

Мы используем следующую структуру занятия-экспериментирования:

1.   Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

2.   Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до занятия).

3.   Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

4.   Уточнение плана исследования.

5.   Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

6.   Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы), помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

7.   Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования6.

       Выделяют возрастные этапы поисково-исследовательской технологии.

В начальной школе с целью творческого развития применяются:

•     игровые формы творческой деятельности;

•     знакомство с произведениями искусства, техническими устройствами, эталонами отношений людей;

•     освоение элементов творчества в практической деятельности;

•     обнаружение в себе автора, способного создать какие-то творческие продукты;

•     формирование коллективно-оценочного отношения к продуктам творчества людей, к своим результатам.

Для развития творческих способностей учащихся начальных классов, воспитания самостоятельного, творческого мышления мы включаем их в процесс творческой деятельности, в частности в решение познавательных задач. Так, по теме «Части речи» мы предлагали задачи, вызывающие у детей затруднения, связанные с: а) анализом лексического значения слов и присущих этим словам грамматических категорий; б) необходимостью использования ранее усвоенных знаний в новых ситуациях (перенос) и др.

Развивающий характер любой деятельности обусловлен ее содержанием, методикой и организационными условиями. Необходимое условие творческой активности детей – создание соответствующей среды. Во-первых, важны благоприятная психологическая атмосфера, доброжелательность со стороны учителя. Во-вторых, учитель сам должен показывать пример творческого подхода к решению проблем. Кроме того, учебный процесс должен быть насыщен заданиями из разных областей знаний, способствующими развитию любознательности, критичности мышления.

Работы, стимулирующие развитие творчества у учеников 1-4 классов, могут быть разными: придумать сказку, рассказ; создать ассоциативные ряды; увидеть функции предметов; обсудить спорные пословицы; составить кроссворд, загадку, ребус и т. п.

Стимулированию познавательной деятельности учащихся, формированию положительных эмоций в отношении к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления способствует использование на уроке игровых элементов. Исходя из программного материала, мы использовали различные дидактические игры: игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры, игры-соревнования. Во время игры применялись наглядные пособия – картины, таблицы. Широко используются на уроках игры-загадки. Прием отгадывания загадок чаще применяется при закреплении, повторении, контроле знаний учащихся. С этой же целью применяются перфокарты, сигнальные карточки, ребусы, составленные учителем и учениками.

В ходе опытно-экспериментальной работы, проведенной нами, была выявлена и реализовалась в учебном процессе следующая совокупность дидактических условий, касающихся развития творческих способностей младших школьников в условиях поисково-исследовательской деятельности:

1.   Познавательная задача может быть дана младшим школьникам в том случае, когда они достаточно подготовлены к ее решению в ходе выполнения работ, различных по степени проявления самостоятельности мышления (по образцу, частично-поисковых, поисковых), у них есть определенные знания, поисковые умения и навыки. В процессе экспериментального обучения основное внимание уделялось подготовке учащихся к решению проблемных заданий, формированию умений анализировать, выделять существенное и несущественное, главное и второстепенное. С этой целью предлагались разнообразные задания, требующие применения различного уровня анализа и синтеза: выделить, сгруппировать по смысловым и грамматическим признакам (аналитические действия); объединить, дополнить, составить (синтетические действия). Например: а) указать признаки изображенных одноименных частей двух или нескольких предметов и назвать эти предметы: б) узнать предмет по данному на карточке изображению какой-либо одной его части. Варианты упражнений на обобщение таковы: а) перечисление предметов с последующим их обобщением; б) непосредственное обобщение с обоснованием.

2.   Для активизации умственной деятельности необходимо давать задачи, требующие посильного умственного напряжения. При этом учитываются прежде всего возрастные и индивидуальные особенности младших школьников.

3.   Познавательная задача стимулирует проявление познавательного интереса своей структурой и организацией. Проблемная ситуация, являясь начальным этапом процесса мышления, возбуждает мысль, вызывает активное желание работать. Поэтому, чтобы у младших школьников было стойкое активное отношение к изучаемому материалу, учитель не дает готового ответа на вопрос, а включает детей в поисковую учебную деятельность, предлагая выполнить последовательно ряд операций, требующих анализа учебного материала, сравнения полученных фактов и первичного обобщения. Система логических операций и составляет способ решения познавательной задачи.

4.   В содержание образования, наряду со знаниями и умениями, входит опыт творческой деятельности. Усвоение его обеспечивает готовность личности к качественному преобразованию природы и общества, к работе, обеспечивающей дальнейшее развитие. Поэтому система познавательных задач должна способствовать формированию творческих процедур: самостоятельного переноса знаний и видения проблемы, понимания структуры объекта и др.

5.   Чередование проблемных заданий с обычными тренировочными упражнениями (не все темы учебной программы можно изучать проблемным путем).

В процессе самостоятельной работы над познавательными задачами у школьников накапливается опыт поиска способов решения. Вопросы в познавательной задаче обладают некоторыми специфическими качествами. Главное их отличие состоит в том, что ученик, прежде чем ответить на них, должен совершить самостоятельно несколько мыслительных операций. Ответ на подобный вопрос не сводится к прямому припоминанию того, что ученику уже известно, а требует, чтобы сумма полученных знаний была пересмотрена под каким-то новым углом зрения, то есть предполагает творческое их использование, творческий подход к решению поставленной задачи.

Таким образом, способ решения поисковой задачи – это система логических операций, осуществление которых приводит к решению проблемы. Чтобы учебная проблема была принята учеником, необходимо учитывать следующее:

•              особенности мыслительной деятельности учащихся данного класса;

•              объем знаний и умений учащихся;

•              цель урока, что учащиеся должны узнать, чему научиться;

•              что и на каком этапе урока можно предложить для самостоятельного поиска.

План, определяющий ход рассуждений при решении задач, учащиеся составляют вместе с учителем или получают от него в готовом виде после объяснения. В процессе обучения используются подобные планы (памятки), рекомендуемые в литературе, составленные методистом или учителем.

Приведем один из вариантов подобных предписаний – памятку к работе над задачей:

1.    Прочти внимательно задачу.

2.    Повтори условие и вопрос задачи.

3.    Подумай, что нужно узнать, чтобы решить задачу.

4.    Сделай вывод.

5.    Решив задачу, проверь.

Разумеется, эта памятка включает не все основные условия правильного решения задач. Ученики должны запомнить эту последовательность разбора и решения задач и придерживаться ее при самостоятельной работе.

Составление поисковых задач вполне по силам каждому педагогу. При этом необходимо учитывать объем знаний детей, уровень их подготовленности, особенности мыслительной деятельности, характер изучаемого материала. Используя познавательные задачи, упражнения, задания из учебников, пособий, педагог может создать систему поисковых задач по отдельной теме.

_____________________________

1   Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1974. – С. 29.

2   Савенков А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 12. – С. 3.

3   Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании.

http://www.abitu.ru/researcher/methodics/teor/a_1xitfn.html

4   Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2001.

5   Паршукова И.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду // Дошкольная педагогика. – 2006. – № 1. – С. 19. 6 Там же. – С. 20.


Поделиться: