Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Исследовательская деятельность как метод познания детей дошкольного возраста
Известно, что поиск – это одна из фундаментальных функций живого организма и неотъемлемая часть поведения любого живого существа, условие его выживания в изменяющейся среде, условие развития и здоровья. Экспериментально доказано, что мотивация исследовательского поведения может в ряде случаев оказываться более сильной, чем пищевая и оборонительная1. Одной из важных форм поисковой деятельности, по мнению Н.Н. Поддьякова, является так называемое детское экспериментирование. Это истинно детская самостоятельная деятельность дошкольников, возникающая в раннем возрасте и интенсивно развивающаяся на протяжении всего дошкольного детства. Данный период развития ребенка характеризуется высокой сензитивностью к этой деятельности, в процессе которой дети проявляют удивительную выдумку и изобретательность. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, так как все особенности функционирования психики ребенка обусловливают следующие ее фундаментальные свойства: • интенсивное совершенствование форм поисковой деятельности, развивающейся одновременно в самых различных направлениях; • стремительное накопление новых знаний, представлений, новых психических образований в широком смысле этого слова;
• широта и глубина взаимодействия данных психических образований, которое создает основу появления новых знаний, способов действий, нового понимания окружающей действительности. Все перечисленные свойства психики обеспечивают стремительность развития ребенка от рождения до шести лет. То есть внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете или на создание нового продукта (конструкции, рисунка, сказки и т. д.). Получение новых оригинальных результатов выступает как основной мотив данной деятельности2. Исследовательское поведение, как считает А.Н. Поддьяков, направлено на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения. Как отмечает А.И. Савенков, в педагогической психологии и педагогике есть специальный термин – «исследовательское обучение» Так именуется обучение, построенное на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира. Главная его цель – формирование готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры3. Безусловно, при решении поставленных задач необходимо учитывать специфику и своеобразие проведения исследований детьми дошкольного возраста, в отличие от особенностей проведения исследования в школьной практике. У дошкольников недостаточно сформированы умение самостоятельной работы с литературой, способность связывать процесс деятельности с её результатом, особенно отдалённым во времени. Конкретность мышления и неумение абстрагироваться затрудняют развитие способности выводить закономерности в наблюдаемых явлениях. Анализируя содержание базисных программ для детского сада и методических рекомендаций, А.В. Корзун отмечает, что исследовательская деятельность детей дошкольного возраста осуществляется преимущественно в рамках раздела программы «Ознакомление с явлениями неживой природы» с помощью экспериментирования (элементарных опытов)4. И тем не менее, при обучении исследовательской деятельности, согласно теории А.Н. Поддьякова, необходимо учитывать фундаментальные способности дошкольника ориентироваться, осуществлять практическую и познавательную деятельность по отношению к системам, состоящим из множества объектов с неоднозначными связями, зависящими от множества взаимодействующих факторов. Исследовательское поведение – полноправный и необходимый метод познания для детей дошкольного возраста, который направлен на формирование навыка работы с информацией, получаемой в результате взаимодействия с реальным миром.Основой нашей работы по обучению исследовательской деятельности детей дошкольного возраста стали методики, разработанные С. Кэйплан и А.И. Савенковым. Методики построены на игровой основе и предполагают использование специального оборудования: «исследовательского фартука» и карточек с символическими изображениями методов исследования: «подумать»; «задать себе вопрос»; «спросить специалиста»; «провести эксперимент»; «понаблюдать»; «посмотреть в книгах»; «посмотреть в интернете» Анализируя и обобщая теоретические работы и практический опыт по организации исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста, мы пришли к следующим выводам: 1. Проблема должна быть выявлена и поставлена детьми в самостоятельной деятельности. 2. Процесс учебных исследований должен быть систематизирован. Система в исследовательских опытах позволит яснее увидеть достижения и точнее наметить новые ориентиры. 3. Важен момент сбора информации. Детям необходимо объяснить, что, прежде чем начать исследование, необходимо подумать. Подумав, дети говорят о том, что они знают о данном объекте. 4. Используя различные методы («спросить у другого человека», «узнать из книг»), дети должны ответить на вопросы: • Какие бывают виды исследуемого объекта? • Какие функции выполняют данные объекты? • Какими свойствами и качествами обладают? • На что влияют? 5. Гипотезу о причинах происходящего, а также способы её проверки дети должны сформулировать и выбрать сами. 6. Экспериментирование организуется как активная деятельность детей. Воспитатель может рекомендовать новые эксперименты как свое предположение и только после детских предложений: «Если мы сделаем так…, что можем узнать?» При этом каждый ребёнок должен уметь пояснить, что он хотел узнать, как проверял, что получилось. 7. Результаты сбора информации, экспериментирования фиксируются схемами, символами, рисунками или подбором картинок, содержащих информацию (в младшем и среднем возрасте с помощью воспитателя, в старшем – самостоятельно). 8. Для получения более объективных результатов проверку (эксперименты) следует осуществлять не на одном объекте (явлении), 5. а на группе объектов (явлений), относящихся к одному классу. Для этого следует учить детей дошкольного возраста собирать «копилки» и структурировать их содержание (собирать объекты в копилки по одному или нескольким заданным свойствам – значениям признака, классифицировать объекты внутри «копилки»). 6. Факты, собранные детьми и помещенные в кармашках, анализируются, и готовится сообщение, которое несколько ребят сделают на обобщающем занятии. 7. Алгоритм построения занятия: • интересное начало – точка удивления; проблемная ситуация; • сообщения детей; • опытно-экспериментальная деятельность; • умозаключения детей на основе опытов; • решение проблемных задач, ситуаций; • продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование, домашнее задание). Модель построения занятия может меняться в зависимости от задачи. _____________________________ 1 Поддьяков Н.Н. Основное противоречие развивающейся психики ребенка. – М., 1997. – С. 1; Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – М., 2006. – С. 5; Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. – СПб., 2004. – С. 12-13. 2 Поддьяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии. – 1990. – № 1. – С. 16-19. 3 Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании. http://www.abitu.ru/researcher/methodics/teor/a_1xitfn.html 4 Корзун А.В. К вопросу об организации детской исследовательской деятельности в дошкольном возрасте. http://www.trizminsk.org/e/260027.htm Веревкин Игорь Александрович, доцент кафедры педагогики Елабужского государственного педагогического университета, Чиженко Наталья Ивановна, старший воспитатель МДОУ Детский сад № 28 «Лесная сказка» г. Елабуга Республики Татарстан; Поделиться: |