Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТЕ «БЕЛЫЕ БЕРЁЗКИ РОДИНЫ МОЕЙ»
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме формирования экологического сознания и экологической культуры у дошкольников, формирования основ активной жизненной позиции посредством проектной деятельности. В статье приводится практический опыт реализации эколого-образовательного проекта «Белые берёзки Родины моей», а также методика проведения природоохранных акций и других мероприятий проекта. Ключевые слова: экологическое сознание, активная жизненная позиция, природоохранная акция, проект, событийный подход. В современных условиях очень важна проблема взаимосвязи человека и природы. Сегодня проблемы экологического характера не только требуют сохранения окружающей среды от загрязнений, но также и предотвращения стихийного воздействия деятельности человека на природу. Это уже не только необходимость получения экологического знания, но и формирование экологического культуры – системы ценностей, моделей поведения, которые будут лежать в основе отношений подрастающих поколений к окружающему миру. Только при условии наличия у каждого человека достаточного уровня экологического сознания и экологической культуры, становление которых начинается с детства, возможно защитить нашу планету [2]. Такие ученые как Н.Н. Поддьяков, С.Н. Николаева, Н.Н. Кондратьева, обращают внимание на то, что возраст от 3 до 7 лет является начальным этапом становления экологического сознания, а также формирования экологической культуры. Но успешный результат не может быть основан лишь на теоретическом просвещении ребенка в области экологии. Дети должны быть вовлечены в практические доступные дела, где основополагающим фактором будет являться высокий познавательный интерес, активность и детей, и взрослых. Чтобы успешно сформировать предпосылки экологического сознания и активную природосберегающую позицию, необходимо экологизировать различные виды деятельности детей старшего дошкольного возраста. Такая деятельность должна сопровождаться положительными эмоциями, активным восприятием всего что говорится и делается [3]. Именно проектная деятельность даёт возможность решить эти задачи в полном объёме. В настоящее время проект рассматривается, как основа инноваций в системе дошкольного образования, так как метод проектов направлен на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Наш детский сад открыт в 2022 году. Педагоги совместно с родителями и воспитанниками участвуют в озеленении территории: высаживают цветы, ухаживают за ними. На территории есть саженцы деревьев различных пород. Дети могут наблюдать, как много времени требуется, чтобы выросло дерево. Наши воспитанники на практике усваивают понимание того, что они могут и должны беречь это дерево. Также дети из бесед, занятий, игр узнали, что берёзка является одним из неофициальных символов нашей родины – России. На основании этих подходов был разработан проект ГБДОУ детского сада № 52 Кировского района Санкт-Петербурга «Белые берёзки Родины моей». Цель проекта – экологическое просвещение и распространение природоохранных идей, формирование активной гражданской позиции. Основой проекта стали природоохранные акции. Акция представляет собой комплексное мероприятие, которое осуществляется через всевозможные детские виды деятельности. Цель этой технологии заключается в формировании эмоциональной и ценностной связи ребенка с миром, окружающей средой, его объектами на основе нравственности. Выбор данной формы работы не случаен, так как: · акции направлены на развитие активного положительного отношения к природе, помогают ребенку понять, что состояние природы зависит и от него тоже; · акции позволяют не механически запоминать правила поведения на природе, но понимать и осознанно применять эти правила; · акции помогают детям увидеть примеры бережного отношения к природе от взрослых, а также развивать позитивное отношение к окружающей среде, стремление беречь ее. Организуя и проводя акцию, мы определяем ее содержание и обязательно соблюдаем правила акции природоохранной тематики (таблица 1) [1]
Правила организации и проведения природоохранной акции
При планировании проекта мы использовали событийный подход [4]. В словаре Д.Н. Ушакова дается следующее определение: событие – это важное явление, крупный факт, происшедший в общественной или личной жизни. Формирование событийного образовательного пространства строится на следующих принципах событийности: а) личностная или общественная значимость какого-либо явления, мероприятия для; б) воздействие какого-то факта, явления на эмоциональную сферу ребёнка, способность «задеть за живое»; в) проявление в деятельности (познавательной, поисковой, художественной, творческой) своих способностей; г) достижение значимого результата, успеха [5]. Природоохранные акции, включённые в проект «Белые берёзки Родины моей», формируют навыки экологической деятельности, активную жизненную позицию. Акции привлекают родителей. Дети осознают отношение родителей к организации мероприятий акции и сами в этом участвуют. Это одно из лучших средств для формирования эмоциональных связей между активной деятельностью детей и взрослых и сохранением природы. Все акции проекта проходят под общим девизом: «Только вместе, только дружно, помогать берёзкам нужно!» В проект входят следующие акции: «День Земли», «День птиц», «День леса», «Собери макулатуру – сохрани дерево», «Поможем городской синичке», «Сохраним живую елочку», «Новая жизнь в обмен на крышечки», «Посади семечко, вырасти дерево», «Оранжевое лето». В конце учебного года, как итоговое мероприятие проекта «Белые берёзки Родины моей», проходит фестиваль костюмов и поделок из бросового материала «Белые берёзки». В номинации «Костюмы народов России» замечательные костюмы из подручных средств (пакеты для мусора, одноразовые стаканчики, салфетки и многое другое) представляют в форме дефиле юные модели, воспитанники детского сада. В номинации «Русские головные уборы» участники знакомят зрителей с моделями головных уборов народов, проживающих в России. Материалом вдохновения, создания шедевров стали отслужившие короткие сроки твердые бытовые отходы, и участникам удалось вдохнуть в них новую жизнь. Огромное разнообразие моделей и неожиданных решений, уникальных технологий не оставили равнодушным никого. Самые разнообразные поделки: игрушки, сувениры, атрибуты, картины, были представлены в номинации «Русский сувенир». Фестиваль «Белые берёзки» организован, как большое значимое событие. Участниками фестиваля являются не только воспитанники, педагоги, родители детского сада, но приглашаются участники из других детских садов разных районов Санкт-Петербурга. Воспитание активной жизненной позиции воспитанников в области охраны природы явилось основной целью нашего мероприятия. Были получены также следующие результаты: на фестивале формировались понятия дошкольников, что значит «Не навреди природе!»; знания, как экологически правильно использовать бросовые отходы, а также, были предоставлены возможности для художественной самореализации – выразительного чтения стихов, артистичности при показе модельного костюма на подиуме, красивые яркие поделки. Таким образом, в результате целенаправленной работы по проекту «Белые берёзки Родины моей» по экологическому воспитанию и формированию активной гражданской позиции произошли изменения в поступках и поведении детей. Они выражают доброту, чуткость и проявляют инициативу для решения экологических проблем в ближайшем окружении. Только с помощью совместных усилий взрослых и детей в систематических природоохранных акциях мы сможем воспитывать экологически грамотных людей, способных любить и ценить природные богатства, рационально используя природные ресурсы. Литература 1. Артемьева, М. В. Экологическая природоохранная акция как одна из эффективных технологий экологического воспитания ребенка-дошкольника с учетом требований ФГОС ДО / М. В. Артемьева. — Текст: непосредственный //Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/265/61320/ – (дата обращения: 19.03.2024). 2. Гирусов Э. В., Платонов Г. В. Мир в поисках концепции устойчивого развития // Вестник Московского университета. Серия «Философия. — 1996. — № 1.
3. Макарова, О. А. Психологические основы становления экологического сознания детей старшего дошкольного возраста / О. А. Макарова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 208-210. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41420/ (дата обращения: 17.04.2024). 5. Шустова, И. Ю. Детско-взрослая событийная общность / И.Ю. Шустова // Социальная педагогика. – 2014. – № 6.
Поделиться: |