Поиск по сайту

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ: ОТ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ – К АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ


Авторcтво: Куприенко Светлана Геннадьевна, учитель английского языка ГБОУ школа № 482 Выборгского района Санкт-Петербурга


Аннотация. Рассматриваются особенности экологической культуры как условия формирования норм и способов взаимодействия с окружающей средой. Обращается внимание на необходимость экологического воспитания детей и подростков: первоначально на основе общения с растениями и животными; постепенно формируется любовь, забота о природе. Включение социально-экологических аспектов в содержание, в том числе уроков английского языка, и формы работы способствует формированию экологической ответственности учащихся и их активной жизненной позиции.

Ключевые слова: экологическая культура, экологическое воспитание, экологическая ответственность.

Экология как самостоятельная наука возникла более ста лет назад. Она обозначала учение о живых организмах, их взаимосвязях и влиянии на природу в целом. Таким образом, длительный период экология занималась накоплением и систематизацией знаний.

Но в середине XX века, когда ученые обнаружили взаимосвязь между загрязнением почвы и мирового океана, уничтожением животных и человеческой деятельностью, то есть влияние человека на состояние окружающей среды, тогда наука экология приобрела своё современное значение.

Экологическая культура является неотъемлемой частью общечеловеческой и национальной культур и включает в себя систему общественных отношений, материальных ценностей, норм и способов взаимодействия с окружающей средой [1]. Она развивается в общественном сознании и поведении через постоянное экологическое образование и просвещение, что способствует здоровому образу жизни, духовному развитию общества, устойчивому социально-экономическому развитию и экологической безопасности общества и людей [5].

Экологическое воспитание – это система регулярного педагогического воздействия, которое направлено на формирование экологической культуры и образованности, на развитие знаний, умений и навыков по отношению к окружающей природной среде. Б.Т. Лихачев определяет экологическое воспитание как «…целенаправленную систематическую деятельность, которая направлена на развитие и накопление экологических знаний, умений и навыков, приобретение личностных качеств и эстетических чувств» [4, с. 68].

А вот А.Г. Рубинштейн рассматривал экологическое воспитание как «…процесс ознакомление детей с природой, а также это процесс формирования у них экологического сознания, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс будет опираться лишь на основные понятия экологии и основополагающие идеи» [6, с. 25].

На основании всего этого, Н.Ф. Реймерс в 1992 году дал свое определение экологическому воспитанию. Под экологическим воспитанием Н.Ф. Реймерс понимал комплекс природоохранного и экологического обучения, который включает в себя школьное, вузовское экологическое образование, просвещение, а также пропаганду экологического мировоззрения [2].

Зачем нужно экологическое воспитание? В современном мире все актуальнее мире все актуальнее становится тема экологической катастрофы. Это и изменение климата, и вымирание многих видов растений и животных, и высыхание рек и озер. Все эти проблемы делают нашу планету менее жизнеспособной. Сейчас, когда мир все больше осознает необходимость в защите окружающей среды, экологическое воспитание детей становится все более актуальным. Только осмысленное поведение каждого из нас может помочь в спасении планеты от постепенного разрушения.

Необходимо прививать навыки экологической культуры новым поколениям. В соответствии с законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды» экологическое воспитание можно отнести к одному из важных принципов экологической политики страны. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что целью экологического воспитания является целенаправленное формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к окружающей среде, ценностных установок, развития у детей и подростков моральных норм и правил по отношению к среде обитания. И воспитание это начинается с раннего детства [3].

Дети познают мир с помощью всех органов чувств. Им хочется все потрогать и проверить на вкус, запах и прочность. Именно в этом возрасте нужно начинать формирование бережного отношения ко всему живому. А вот уже в школьном возрасте нужно начинать экологическое воспитание не только в готовности беречь природу, но и в формировании основ нравственности. Учащиеся продолжают получать знания об окружающем мире, о процессах, которые в нем происходят, и об обитающих живых организмах. Таким образом, они ощущают красоту природы, развивают эстетическое чувство и экологическое мышление. Наблюдая за природными явлениями, растениями и животными, дети развивают внимание, способность концентрироваться и память. Уход за растениями в классе, выезды с классным руководителем на экскурсии в питомники и заповедники помогает воспитать ответственность и аккуратность, отзывчивость и умение сопереживать.

Приведу пример из личного опыта. Как-то летом и работала в летнем школьном лагере. У нас был день, посвященный защите животных. В нашу школу с выступлением приезжали сотрудники приюта для домашних животных и рассказывали о том, как люди выбрасывают на улицу своих домашних питомцев без сожаления, и как сложно их коллегам научить «братьев наших меньших» жить по-новому. Детей очень впечатлил этот рассказ, и на следующий день они собрали гуманитарную помощь, которую руководители потом отвезли в питомник. Ведь работа педагога в процессе экологического воспитания школьников направлена на формирование экологического мышления и сознания, ответственного отношения к природе.

Основным направлением является формирование активной жизненной позиции по охране и защите окружающей среды. Приведу еще один пример. Я учитель английского языка, и на уроках мы с ребятами тоже разбирали экологические проблемы, такие как загрязнение воздуха выхлопными газами, вырубка деревьев, выбрасывание мусора на улицах, исчезновение редких видов животных и растений, загрязнение воды и смог. Ребята не только учили новые слова на иностранном языке, но и предлагали решение данных проблем. Например, использование экологических продуктов и поддержка бизнеса такого плана, использование электробусов вместо машин и еженедельные субботники. Кроме этого, в течение всего учебного года учащиеся принимают участие в сборе пластиковых бутылок и макулатуры.

Таким образом, экологическое воспитание должно осуществляться на протяжении всей жизни человека, начиная с раннего детства. В формировании такого воспитания участвуют как государственные, так и общественные организации, но особое влияние оказывает общеобразовательная средняя школа.

 

Литература

1. Виситова, Л.С. Формирование экологического воспитания и культуры учащихся начальной школы / Л.С. Виситова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 15-18. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8732/ (дата обращения: 17.04.2024).
2. Головнева, Е.В. Соотношение экологического воспитания образования в образовательном процессе школы [Электронный ресурс] / Е.В. Головнева, Т.В. Емельянова, Г.Р. Юнусова. - Современные проблемы науки и образования. – 2016 – № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24666

3. Игумнова, Е.А. Роль и место экологического образования в рамках вариативной части базисного учебного плана общеобразовательной школы [Электронный ресурс] / Е.А.Игумнова. - Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2008. - № 3. С. 113-117. URL: https://goo.su/0LzCJd

4. Лихачев, Б.Т. Структура экологической культуры личности и педагогические основы ее формирования / Б.Т. Лихачев. // Экологическое образование в России: теоретические аспекты. Сб. тр. к 25-летию Научного совета по экологическому образованию Президиума РАО / Под ред. А.Н. Захлебного, Л.П. Симоновой-Салеевой. М.: Тобол. 1997 С. 68-81.

5. Маркова, М.Н. Роль экологического воспитания и образования в формировании экологического мышления [Электронный ресурс] / М.Н. Маркова // Вестник ПАГС. 2011 № 2. С. 199-203. URL: https://goo.su/1AoqTMP

6. Рогозин, М.Ю. Практика внедрения раздельного сбора мусора в разных странах мира / М.Ю. Рогозин, Е. А. Бекетова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 25 (211). — С. 25-28. — URL: https://moluch.ru/archive/211/51595/ (дата обращения: 17.04.2024).


Поделиться: