Поиск по сайту

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Авторcтво: Истомина Мария Ивановна, учитель ОБЖ ГБОУ школа № 219 Красносельского района Санкт-Петербурга


Аннотация. Рассмотрена роль внеурочной деятельности в формировании экологической культуры обучающихся. Описан опыт реализации программ внеурочной деятельности «Экологичный образ жизни», посвященной формированию экологической культуры обучающихся 5-х классов при рассмотрении тем экологии городской и жилой среды.

Ключевые слова: экологическая культура, внеурочная деятельность, экологичность жилой среды.

В настоящее время экологическая ситуация, сложившаяся в России и других странах мира достаточно критична и требует особого внимания к ней. Одним из ключевых факторов, вызывающих экологический кризис, является недостаточный уровень экологической грамотности у большинства населения. Вот почему важнейшим условием развития общества является необходимость формирования экологической культуры у подрастающего поколения, что в дальнейшем сможет позволить изменить потребительское отношений к природе [4].

«Экологическая культура – это органическая, неотъемлемая часть культуры, охватывающая те стороны мышления и деятельности человека, которые соотносятся с природной средой» [2, С. 256]. Формированием экологической культуры является осознание человеком взаимосвязи с окружающим миром, понимание значимости принятия ответственности за обеспечение устойчивого развития общества, активное участие в этом процессе. Человек начинает взаимодействовать с природой с раннего детства, поэтому необходимо внедрить экологическое образование и культуру с первых лет жизни, расширяя и углубляя этот процесс [3].

На современном этапе развития школьного образования реализация экологического обучения в большинстве своём осуществляется на метапредметной основе. Сокращение количества часов, увеличение объема учебного материала на уроках естественно-научного цикла не позволяют в полном объеме реализовать формирование экологической культуры [3]. В связи с этим, особую роль в реализации экологического образования обучающихся приобретает организация внеурочной деятельности.

На сегодняшний день можно встретить несколько точек зрения на определение понятия «внеурочная деятельность». Опираясь на инструктивно-методическое письмо, считаем необходимым указать следующее определение внеурочной деятельности: «Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС начального общего и основного общего образования понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального общего и основного общего образования» [1, С. 2].

С целью формирования экологической культуры, развития ценностного отношения к природе у обучающихся 5-х классов в ГБОУ школы № 219 Красносельского района Санкт-Петербурга была реализована программа внеурочной деятельности «Экологичный образ жизни». Программа рассчитана на 34 часа, в рамках которых предусмотрены такие формы работы, как беседы, дискуссии, практикумы, деловые и ролевые игры, групповая работа. Особенностью занятий является их интерактивность и многообразие используемых форм и методов обучения.

За время реализации данной программы внеурочной деятельности обучающиеся 5-х классов рассмотрели множество тем, посвященных формированию экологической культуры. Особый интерес у обучающихся вызвали занятия, посвященные сортировке мусора, где ученики подробно изучили виды отходов, сроки их разложения, особенности сортировки в домашних условиях и способы уменьшения количества отходов в принципе. В рамках игры «Экология и мы» с помощью специальных контейнеров и карточек с изображением отходов, обучающиеся тренировались правильно сортировать мусор, закрепляя полученные знания. Кроме того, в школе ежемесячно проводятся экологические акции и конкурсы, организован сбор батареек, макулатуры, пластиковых крышечек, поэтому обучающиеся постоянно отрабатывают свои знания на практике.

Еще одной интересной формой проведения занятия для обучающихся стало создание макетов «Экодом». После обсуждения важности создания и поддержания экологичности жилой среды, ученики, разделившись на группы по 5-6 человек, создавали небольшие макеты домов из картона, учитывая экологические особенности (материал мебели, стен и пола самого дома, источники «зелёной» энергии, экологичность транспорта, которым пользуются его жители, сбор вторсырья и т.д.), а также продумывая дизайн комнат. У всех получились неповторимые макеты, поэтому в каждом классе была организована выставка, чтобы все ученики смогли ознакомиться с результатами проделанной работы. Такой вариант взаимодействия с обучающимися позволил донести до них, что состояние окружающей среды во многом зависит от каждого из нас, поэтому так важно начинать с себя и ежедневно следовать основным принципам экологичного образа жизни.

Таким образом, реализация внеурочной деятельности способствует развитию любознательности у обучающихся и формированию любви и ответственного отношения к окружающей среде, что в дальнейшем может повлиять на развитие общества, которое бережёт и сохраняет свою планету.

 

Литература

1. Инструктивно-методическое письмо «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/563529416 (дата обращения: 15.04.2024).

2. Товбина, В. Л. Экологическая культура: понятие и проблемы становления / В. Л. Товбина // Ученые записки Российского государственного гидрометеорологического университета. – 2006. – № 2. – С. 255-264.

3. Тян, Н. А. Дополнительное образование как форма развития экологической культуры младших школьников / Н. А. Тян // Наука сегодня: проблемы и пути решения : материалы международной научно-практической конференции : в 3 частях, Вологда, 28 марта 2018 года. Том Часть 3. – Вологда: ООО «Маркер», 2018. – С. 58-60.

4. Харченко, В. С. Развитие экологической культуры школьников / В. С. Харченко // Научный диалог: Молодой ученый : Сборник научных трудов по материалам XVIII международной научной конференции, Санкт-Петербург, 22 июня 2018 года. – Санкт-Петербург: Центр Научных Конференций "Международная Научно-Исследовательская Федерация "Общественная наука", 2018. – С. 22-24.

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться: