Поиск по сайту

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ КАК ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ


Авторcтво: Егорова Алина Олеговна, учитель биологии ГБОУ школа № 219 Красносельского района Санкт-Петербурга


Аннотация. В статье характеризуется подход учителя биологии в подборе содержания и методов работы с «ценностно окрашенными материалами» на примере царства «Растения», что обеспечивает формирование у учащихся отношения в природе как ценности. Ценностные ориентации являются основой формирования экологической культуры обучающихся.

Ключевые слова: ценностное отношение, метод экологической идентификации, метод экологической эмпатии, метод рефлексии.

Формирование ценностного отношения к природе происходит через осознание значимости природы и пониманию важности гармоничного взаимодействия между природой и человеком. Процесс формирования ценностных ориентиров долгий и трудный. Поэтому в условиях школьного биологического образование особое место занимает содержание учебного материала, методы и средства, а также формы обучения.

Нельзя не сказать о роли учителя, ведь для многих педагог является авторитетом. Поэтому от того, как он относиться к живой природе, от его убеждений и позиций, будет завесить отношение учеников к окружающей среде.

Исходя из требований ФГОС основного общего образования, предусмотрены личностные, метапредметные и предметные результаты образовательной деятельности. В предметных результатах основного общего образования обращается внимание на знание основных принципов и правил отношения к живой природе, сформированность экологического мышления, эстетического отношение к миру и приобретение опыта экологической деятельности. Метапредметные результаты направлены на формирование способности учащихся выбирать целевые и смысловые установки в действиях в отношении природы, проводить анализ и оценку последствий деятельности человека в природе. Личностные результаты образовательной деятельности учащихся включают ориентацию в системе моральных норм, признание ценности жизни во всех ее проявлениях, развитие познавательных мотивов, знание правил поведения в природе.

Содержание школьного предмета биология в большой степени наполнено фактами о строение объектов живой природы, их систематике, процессах жизнедеятельности, при этом информация, которая формирует ценностное отношение к живой природе, имеется в меньшем объеме.

Чтобы изменить вектор обучения и направить его на формирование ценностного отношения, важно создавать условия, при которых у учащихся будет появляться желание к изучению биологических объектов, будет возникать интерес и потребность в исследование научных фактов. Необходимо создавать на уроке такие ситуации, при которых учащиеся будут взаимодействовать с «ценностно окрашенными материалами»: текстами, заданиями, видео материалами и т.д. Тогда знания, получаемые учащимися на уроке, будут становиться значимыми для них, они будут приобретать личностный характер, за счет пережитых эмоций, согласия или не согласия с той или иной позицией, оценки услышанного.

Такая работа, должна иметь положительное влияние на формирование личной позиции учащегося по отношению к живой природе. Важным моментом является взаимодействие учащихся с живыми объектами. В современных условиях школы содержание животных в живых уголках запрещены по многим факторам. При этом, если рассматривать флору, то в кабинете биологии всегда присутствует растительность. В школьном курсе биологии предусмотрены лабораторные работы с растениями, например, «Строение клеток кожицы чешуи лука», «Строение мхов» или «Ознакомление с сухими и сочными плодами» и т. д. Лабораторные работы проводятся как с живыми растениями, так и с гербарными коллекциями, а также с применением виртуальных лабораторий.

Виртуальные программы – отличный способ познакомить учащихся с «живыми» растениями, не прибегая к использованию живых организмов. При этом важно обращать внимание, на гуманность по отношению к растениям при выполнении данных работ. Нужно объяснять учащимся, почему лучше изучать те или иные аспекты строения и жизнедеятельности живых организмов, проводить опыты над ними при помощи электронных образовательных ресурсов (например, виртуальных лабораторий), а не с применением живых объектов. Например, для выполнения лабораторной работы «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» учителем заготавливается стебель растения, по которому с помощью окрашенной воды, можно наблюдать передвижение жидкости от корня к стеблю за счёт проводящих элементов. Если представить, что материалы для работы находятся у каждого учащегося на парте, то такая ситуация может подтолкнуть учащихся к мысли о потребительском отношении к природе. Поэтому проведение данной работы в виртуальной лаборатории будет не только отличным способом продемонстрировать опыт, но и хорошей возможностью минимизировать использование живых растений. При объяснении материала учитель может, говорить о том, что нужно беречь природу с ее неповторимой красотой.

Нужно понимать, что формирование ценностного отношения происходит через контакт с живым объектом. Ведь наглядность является ключевым моментом для формирования ценностного отношения к природе. Исходя из этого, нужно найти альтернативные варианты знакомства детей с животными. В этом может помочь проведение экскурсий как в зоопарках, так и, например, в заповедниках. А также работа над индивидуальными исследовательскими работами и, конечно же, в ходе работы с информационными ресурсами: научно-популярными фильмами о природе, с тематическими образовательными программами и т.д.

Метод наблюдения при выполнении данных работ, поможет учащимся лучше понять свое отношение к животным, поближе познакомиться с их жизнедеятельностью и ролью в природе, а также увидеть эстетическую сторону живых организмов. Получившиеся выводы разбираются на уроке со школьниками, когда тема затрагивает роль животных как в природе, так и в жизни человека. Важно, чтобы учащиеся делились своими впечатлениями и пережитым опытом в общении с животным. Такие беседы в классе могут привить у учащихся любовь и интерес к природе, показывает важность сохранения и заботы о ней. В работе с учащимися нужно постоянно обращать их внимание на значимость жизни живых организмов, их ролях в природе и жизни людей.

Огромное значение имеют не только формы преподавания, но и методы. В этом случае могут быть полезны методы формирования субъективного отношения к объектам живой природы, которые разработали С. Д. Дерябо, В. А. Левин. Это метод экологической идентификации, метод экологической эмпатии и метод рефлексии [1].

Экологическая идентификация направлена на то, чтобы человек поставил себя на место живого организма, погружая себя в ситуации, в которых этот организм может находиться. Метод экологической эмпатии заключается в сопереживании животному, сочувствию ему через отождествление с ним, при этом человек испытывает эмоции по поводу состояния животного. В методе могут использоваться наводящие вопросы, например, «Что сейчас чувствует растение/ животное?» «Какие эмоции может испытывать эта кошка?» и т.д. Экологическая рефлексия – метод, через который учащийся анализирует свои действия, поступки по отношению к живым организмам. Данный метод может помочь в формирование мотивации при взаимодействии ученика с живым организмом.

Результаты исследований показали, что в младшем подростковом возрасте взаимодействие с живыми организмами носит не практический, не прагматический характера. В среднем подростковом возрасте у подростков появляется желание участвовать в природоохранной деятельности, что можно рассматривать как положительный момент в формировании экологических знаний. Появляется установка, что природа не является источником для создания продукта, природа имеет ценность сама по себе. Такая позиция, часто проявляется посредством активности, например, в работе по природоохранной деятельности.

Для формирования ценностного отношения к природе у школьников можно использовать любой раздел. При изучении царства растения нами была выбрана обширная тема «Многообразие растений», в которой рассматриваются общие характеристики отделов и семейств.

Рассмотрение такой обширной темы, всегда начинается с низшей группы растений – водорослей. У учащихся может возникнуть ошибочное представление, что данная группа является не значительной в сопоставление с высшими растениями. Важно показать, что не зависимо от занимаемого места в иерархии, водоросли играют огромную роль в природе, они являются древнейшими на земле поставщиками кислорода в атмосферу, на их долю выпадает почти 80%. При изучении водорослей можно обратить внимание детей, на экологическую проблему загрязнения Мирового океана, которая проявится не только в гибели огромного числа животных из-за отходов. Загрязнение нефтью и нефтепродуктами снижает доступ кислорода. Насыщение воды углекислым газом, превышающим норму, ведет к ее окислению, нехватке кислорода, и как следствию, гибели морских организмов. [2].

Такой пример взаимосвязи значения живого организма в природе и имеющихся экологической проблемы, должен подтолкнуть учащихся к размышлению о ценности всех организмов, даже тех, которые на первый взгляд кажутся примитивными. При работе с данной темой, учащимся может быть предложена творческая работа по поиску решений экологической проблемы Мирового океана.

Рассмотрение высших растений начинается со споровых. Роль споровых растений помимо хозяйственной и промышленной, связана с исторической ценностью. Предки споровых доминировали на земле около 350 млн. лет назад, они занимали огромные территории, благодаря этому образовывались месторождения каменного угля – важного ископаемого для человека. Ученые до сих пор находят в каменном угле остатки древних растений, такие находки позволяют узнать об истории планеты, организмах, которые жили прошлые эпохи [3]. При изучении данной темы можно акцентировать внимание школьников на том, что не всегда роль организмов проявляется в настоящем времени, и могут пройти сотни лет, прежде чем человечество сможет оценить важность живых объектов.

Значение хвойных для природы неоценимо, они образуют леса, при этом формируя необходимые условия для жизни многих животных, они участвуют в почвообразовании, регуляции содержания воды в почве и защищают ее. Несмотря на роль, которую играют в природе голосеменные, происходит резкое сокращение территорий хвойных лесов по причине пожаров, вырубки лесов для строительства или застройки населенными пунктами, дорогами. Учитель должен обращать внимание на то, что потребительское отношение к лесам и к окружающей среде в целом, уничтожают природу на всех уровнях, оставляя целые виды без места обитания. Важно заложить в школьниках понимание значимости хвойных растений для живых организмов и человека, объяснить необходимость природоохранной деятельности, направленной на сохранение видового разнообразия, как представителей отряда голосеменных, так и животного царства.

Последним всегда изучается отряд покрытосеменных, как самый высокоорганизованный. Покрытосеменные является пищей для разных живых организмов, благодаря цветковым растениям уменьшается эрозия почв. Цветковые растения играют большую роль не только в хозяйственной деятельности, но и как декоративные растения, а также их используют для изготовления лекарств. Покрытосеменным посвящено огромное количество стихотворений, поэты воспевают красоту, уникальность, разнообразие зеленых растений, озвучивание на уроках стихов может помочь в формировании ценностного отношение через эстетическое восприятие природы. В содержание урока также необходимо включать факты, раскрывающие ценность изучаемых на уроке объектов и явлений как для человека, так и для поддержания целостности экосистем и биосферы в целом.

Познавательную деятельность учащихся важно организовывать таким образом, чтобы стимулировать формирование и высказывание ими собственной позиции, характеризующей отношение к изучаемым объектам и явлениям. Важным также является высказывание учителем своего отношения к природным объектам и природе в целом.

 

Литература

1.                 Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов на Дону: Феникс, 1996 – 480 с.

2.                 Загрязнение Мирового океана как экологическая проблема [Электронный ресурс]. URL: https://ecologanna.ru/ekologicheskie-problemy/zagryaznenie-mirovogo-okeana-kak-ekologicheskaya-problema (дата обращения: 18.04.2024).

3.                 Значение споровых растений [Электронный ресурс]. URL: https://kratkoe.com/znachenie-sporovyih-rasteniy (дата обращения: 18.04.2024).


Поделиться: