Поиск по сайту

ТРИ КИТА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ: ИНТЕГРИРОВАННОЕ ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ (математика + биология)


Авторcтво: Дорохина Людмила Михайловна, учитель биологии, Кулагина Маргарита Евгеньевна, учитель математики ГБОУ лицей № 273 Колпинского района Санкт-Петербурга


Аннотация. Представлена методика проведения и результаты интегрированного внеклассного мероприятия, направленного на формирование здорового образа жизни учащихся 7-го класса. Осуществлялась межпредметная интеграция биологии и математики, а также активное взаимодействие семиклассников и десятиклассников, проводивших анкетирование по темам «Режим дня» и «Правильное питание», обработку и представление результатов.

Ключевые слова: межпредметная интеграция, внеклассная работа, здоровый образ жизни, анкетирование.

Мероприятия, основанные на межпредметной интеграции, сочетании различных педагогических технологий и взаимодействии обучающихся разного возраста – эффективная практика формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) во внеклассной работе.

Представляем методику проведения внеклассного мероприятия с участием учащихся 7-го и 10-го классов.

Цель: обоснование и усвоение правил здорового образа жизни.

Задачи:

Обучающие:

§     изучить некоторые факторы, влияющие на успеваемость школьника (проект);

§     исследовать проблему движения школьника на перемене как обязательный компонент здорового образа жизни (проект);

§     научить учащихся правильно организовывать свой день.

Развивающие:

§     формировать умения наблюдать, сравнивать, фиксировать результаты эксперимента, делать выводы на основании наблюдений;

§     содействовать развитию умений применять полученные знания на практике;

Воспитательные:

§     формировать потребность в здоровом образе жизни и рациональном питании;

§     обеспечить дальнейшее развитие мотивации к получению прочных знаний.

Используемые технологии:

·                   здоровьесбережение;

·                   математическое моделирование;

·                   вертикальная интеграция;

·                   проектная деятельность;

·                   игровая деятельность;

·                   работа в парах.

Ход внеклассного мероприятия.

Классный руководитель. Меня, как классного руководителя, волнует проблема успеваемости в нашем классе. А начнем разбираться с этой проблемой мы с просмотра видеосюжета о школьнике.

Постановка проблемы – видеосюжет о школьнике, не понимающем откуда у него тройки в четверти и при этом он ещё и сильно устает.

Классный руководитель. Ребята, как вы считаете, в чем причина плохой успеваемости этого ученика? (2 мин. на обсуждение), учащиеся свои ответы записывают на листах бумаги, затем зачитывают. Команды выступают по очереди.

А теперь попробуйте выбрать из вашего перечня 3 основные причины плохой успеваемости. Капитаны команд зачитывают их:

движение, питание, режим дня [1].

Как бы вы сформулировали тему нашего занятия? Ученики вместе с учителем формулируют тему урока: «Три кита успеваемости».

Как вы считаете, а прочно ли вы стоите на этих китах? – ребята высказывают своё мнение. А как это можно определить? Я предлагаю нам воспользоваться наукой математикой, которая сегодня нам поможет все расставить по местам и выяснить, насколько прочно вы стоите на этих китах?

Учитель математики комментирует слайды с вопросами анкеты, таблицей и построенными по таблице графиками.

Учащиеся 10А класса провели небольшое исследование, чтобы определить: существует какая-то зависимость успеваемости школьника от образа жизни, который он ведет.

Задачи исследования:

·                   провести анкетирование учащихся 7Б класса по темам «Режим дня» и «Правильное питание»;

·                   определить в баллах показатели, характеризующие: двигательную активность учащихся; правильность питания и соблюдение учащимися режима дня (за соблюдение определенных правил ЗОЖ мы начисляем по 1 баллу);

·                   представить полученные результаты в таблице, составить на основе полученных данных диаграммы, проанализировать результаты;

·                   определить, существует ли зависимость между здоровым образом жизни ученика и его успеваемостью.

Полученные баллы по каждому из рассмотренных критериев суммированы и занесены в таблицу 1.

Таблица 1

Баллы, полученные за соблюдение ЗОЖ (анкетирование) и итогам 1 четверти

Список учеников

Баллы, полученные в результате анкетирования

Средний балл по итогам 1 четверти

Ученик 1

10

4,1

Ученик 2

8

3,6

Ученик 3

8,5

4,2

Ученик 4

7

2,9

Ученик 5

8,5

3,4

Ученик 6

10

4

Ученик 7

12

4,65

Ученик 8

8

4

Ученик 9

8

4,7

Ученик 10

9

4,7

Ученик 11

7

3,5

Ученик 12

7,5

3,9

Ученик 13

8

4,2

Ученик 14

9

4,4

Ученик 15

9

4,4

Ученик 16

11

4,65

 

Вопросы ученикам 7 класса:

Ø    Сравните показатели двух последних граф. Видна ли в таблице зависимость между этими показателями?

Ø    Удобен ли такой способ представления информации для выявления зависимости между величинами?

На основе данных таблицы была составлена диаграмма (рис. 1).

Рис. 1 Диаграмма зависимости успеваемости от ЗОЖ

Учащимся 7 класса предлагается ответить на вопросы:

Ø    Какой из предложенных способов представления информации дает наглядную информацию для выявления зависимости?

Ø    Какие выводы можно сформулировать?

Выводы:

1. У большинства учащихся соблюдение правил здорового образа жизни положительно сказывается на результатах успеваемости.

2. Более наглядно эта зависимость отражена на графической диаграмме.

Если ученик хочет повысить результаты обучения, то можно попробовать изменить в лучшую сторону образ жизни. Каким образом это сделать?

Учащимся 7 класса предлагается ответить на вопросы:

Ø    Какой процент учащихся совершает ежедневные прогулки, продолжительностью более 1 часа?

Ø    Процент учащихся, посещающих спортивные секции, находится в диапазоне:

а) 0% - 10%; б) 15% - 20%;   в) 25% - 39%;   г) 40% - 49%.

Результаты проведенного опроса представлены на рис. 2.

 

Рис. 2 Анализ двигательной активности учащихся 7-го класса

 

Какую проблему учащихся 7Б класса, связанную с двигательной активностью, можно сформулировать на основе полученной диаграммы?

Вывод: большинству учащихся необходимо делать утреннюю зарядку.

Учитель биологии рассказывает о необходимости утренней зарядки, ученик 10 класса показывает комплекс из 3-х упражнений.

Классный руководитель: А как вы посмотрите на предложение делать зарядку на перемене? Учащиеся нашего класса в прошлом году выполнили проект, одной из задач которого было рассмотрение проблемы движения школьника на перемене как обязательного компонента здорового образа жизни.

Рассказ школьников о выполненном исследовании, формулирование выводов.

-                   При оценке двигательной активности наших школьников на перемене, большинство получили оценку «неудовлетворительно».

-                   Было отмечено две линии поведения учащихся: часть учеников стоя или сидя всю перемену не отрываются от своих мобильных телефонов. Другая часть наоборот, проводят перемену слишком активно, бегают, дерутся, падают. Оба способа поведения не правильные, т.к. ребята либо не отдыхают на переменах и перегружают свои глаза и мозг, или рискуют получить травму.

-                   Разработан комплекс упражнений на перемене для улучшения осанки и профилактики плоскостопия и рекомендации для учащихся начальной школы, а также 5-х и 6-х классов по его выполнению.

-                   Был сделан вывод о необходимости двигательной активности в своей повседневной жизни, поэтому следует утром делать зарядку, перемены стараться проводить с пользой для своего здоровья, т.е. выполнять упражнения для профилактики плоскостопия и укрепления своей осанки.

Учитель математики: Если первый кит – это ДВИЖЕНИЕ, то 2-й кит – ПИТАНИЕ. Комментирует математическую диаграмму, обозначает проблему: большинство ребят не соблюдают основное правило рационального питания – 4-х разовый прием горячей пищи [2] (рис. 3).

Рис. 3 Приема горячей пищи учащимися

 

Учащимся 7 класса предлагается подписать диаграмму:

Ø    43% учащихся 2 раза в день едят горячее;

Ø    половина учащихся 7Б класса 3 раза в день едят горячее;

Ø    вычислить какой процент учащихся приходится на оставшуюся часть? (4 раза в день едят горячее);

Вывод: большинству учащихся необходимо увеличить количество приемов горячей пищи до -х раз.

Учитель математики: 3-й кит – РЕЖИМ ДНЯ. Работа с математическими диаграммами. (Рис.4)

Рис. 4 Результаты анкетирования учащихся 7-го класса по режиму дня

 

Вопросы для учеников 7-го класса:

Ø    Верно ли утверждение «Большинство учащихся 7Б класса всегда планируют свой день»?

Ø    На какие вопросы больше половины учащихся ответили утвердительно?

Ø    Какой вывод помогают сделать эти диаграммы?        

Вывод:

Главные проблемы – неумение организовать себя при выполнении домашнего задания, не соблюдают нормы работы за компьютером, недостаточный сон.

Классный руководитель подводит итоги внеклассного мероприятия.

Мы обозначили круг проблем нашего класса в целом. Попробуйте выделить для себя самую важную проблему, связанную с темой занятия, которая мешает лично вам хорошо учиться. Запишите эту проблему на изображении маленького кита и прикрепите своего кита на символы нашего урока.

Сейчас ваши «проблемы» я уберу в этот конверт, и вскроем его в конце учебного года при подведении итогов успеваемости за год. Мы посмотрим, удалось ли вам справиться с ними.

 

Литература

1.                 Три кита здорового образа жизни [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/index.php/files/tri-kita-zdorovogho-obraza-zhizni.html (дата обращения: 15.04.2024).

2.                 Три кита здоровья: питание, движение мышление! [Электронный ресурс]. URL: https://irkgmu.ru/src/downloads/e47f4df1_tri_kita_zdorov_pitanie,_dvizhenie_myshlenie.pdf (дата обращения: 15.04.2024).

3.                 Три кита, на которых стоит ваше здоровье. Самые важные аспекты, которые вам нужно знать! [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/a/ZQhfWjnZRUzMUFJ3 (дата обращения: 15.04.2024).


Поделиться: