Авторcтво: Вовненко Нелли Иосифовна, учитель биологии ГБОУ школа № 482 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Аннотация. В статье актуализируется проблема формирования экологической культуры обучающихся, делается акцент на важности экологического воспитания, погружения в народную культуру и традиции. Описывается опыт формирования экологической культуры обучающихся на уроках биологии при знакомстве обучающихся с экологичными русскими традициями.
Ключевые слова: экологическая культура, русские традиции и обычаи, здоровый образ жизни, урок.
Изменение привычек изменяет личность,
изменение традиций – общество.
Весь совокупный культурный мир
во всех его формах пришел из традиции.
Слово «экология» было впервые использовано немецким биологом Эрнстом Геккелем в работе «Общая морфология организмов» (1866). В буквальном смысле экология – это «наука о местообитании». «Под экологией, – писал Геккель, – мы понимаем сумму знаний, относящихся к экономике природы: изучение всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего – его дружественных и враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт. Одним словом, экология - это изучение всех сложных взаимоотношений, которые Дарвин называет условиями, порождающими борьбу «за существование».
Быстрая экологизация естествознания и значительной части человекознания произошла в основном в 1970-е годы: возникло не менее 50 различных отраслей экологии: глобальная, медицинская, радиационная, атмосферы, гидросферы, литосферы, экологии человека, социальная экология и др. Экологический подход стал всеобщим, экология становится комплексной наукой [1].
Используя слово «экология» мы чаще всего подразумеваем состояние окружающей нас среды, говорим, «экология хорошая» или «экология плохая», «экология виновата» и другие подобные суждения.
В процессе воспитания молодого поколения следует избегать усвоения экологических основ с позиции одного подхода, будь то биологического, географического, физического или некоего другого подхода. Подобный конгломерат подходов был бы неправомерен с теоретической точки зрения, весьма расточителен и неэкономичен в отношении времени и сил, прилагаемых для усвоения теоретического и практического материала. Такой конгломерат разнообразных подходов неэффективен в первую очередь для достижения педагогических задач [2].
На наш взгляд, несмотря на стереотип мышления, сохраняющиеся традиции в научных дисциплинах, специфический методологический аппарат и разнообразные научные школы, можно найти рациональный подход для совершенствования экологического воспитания.
Экологическое воспитание является сравнительно новым направлением педагогики. Задача данного педагогического направления – усвоить особенности взаимоотношений человека, человеческого общества в целом и окружающей природной среды. Главная цель экологического воспитания в школьном возрасте развитие чуткости, отзывчивости и стремления к сохранению и защите всего живого на планете Земля. Содержание экологического воспитания комплексно: оно включает идеологические, научные, нравственно-эстетические, правовые, личностно-мировоззренческие и практические аспекты [2].
Цель экологического образования формируется из соответствия результатов, которые предъявляет ФГОС на есть предметном, метапредметном и личностном уровне соответствия со стратегической направленностью школьного экологического образования как этапа непрерывного образования личности. Экологическое образование – это органическая и приоритетная часть системы образования, формирующая новое отношение не только к природе, но и к обществу и лично к человеку, и к самому себе. Формирование ценностного отношения к жизни на планете во всех ее проявлениях как основной нравственной категории экологической этики очень важно на современном этапе [6].
Конечная цель экологического образования – это формирование экологической культуры учащихся.
Для правильного понимания любого термина необходимо исходить из его этимологии. Слово «культура» произошло от глагола colo, colui, cultum, colere, что означало «возделывание почвы». Позднее оно стало пониматься как «почитание богов», что подтверждает унаследованное слово «культ». Ведь на протяжении всего средневековья и даже в поздней античности «культура» была неразрывно связана с религией, духовными ценностями и т.п. Но с наступлением эпохи модерна — это понятие подверглось глубокому переосмыслению. Первоначально под «культурой» понималась совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за весь период его существования (искусство, архитектура, язык, письменность, обряды, отношение к миру), но затем, с открытием других цивилизаций возникла необходимость в расширении этого понятия. Стало понятно, что «человечество, будучи единым видом, никогда не было единым социальным коллективом».
Кроме того, культурные нормы и правила не являются наследственными чертами, заложенными в наших генах, они усваиваются на протяжении всей жизни, путем обучения, целенаправленного труда и культурной деятельности человека. То есть подразумевается, что каждый народ представляет собой уникальную единицу, создающую свою неповторимую и самобытную культуру. Категория «культура» рассматривается философами и психологами также как специфический способ организации и развития человеческой жизни, представленный, в частности, в совокупности отношений людей к природе, друг к другу и к самим себе. «Культура есть продукт оптимистически-этического мировоззрения», – пишет А. Швейцер.
Все народности имеют свою неповторимую культуру: которую они веками накапливали и формировали культурные ценности, зависящте от многих факторов: географического положения, климатических условий, размеров территории и т. д. Поэтому все народности отличаются друг от друга своей культурной самобытностью. Но если бы не было общих для всех культурных категорий, то культурная коммуникация и межкультурная коммуникация были бы невозможны. Культура способна изменяться и самообновляться под воздействием различных факторов, что позволяет идентифицировать принадлежность каждого члена сообщества той или иной цивилизации, так под воздействием коллективной деятельности членов одного народа, в любой сфере создается особенный и уникальный социокультурный код. Так появились: культура языка, культура поведения, экономическая, правовая, экологическая культуры и многие другие.
Экологическая культура является неотъемлемой частью общечеловеческой и национальной культур и включает в себя систему общественных отношений, материальных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей средой. Она развивается в общественном сознании и поведении через постоянное экологическое образование и просвещение, что способствует здоровому образу жизни, духовному развитию общества, устойчивому социально-экономическому развитию и экологической безопасности общества и людей [2].
В современной философской и педагогической литературе отсутствует четкое определение экологической культуры. Как правило, она связывается с осознанием самооценки и равноправности всех форм жизни как необходимого условия существования человека, ответственным отношением личности и общества к природе, овладением разносторонними знаниями о социоприродной среде, с приобретением умений и опыта решения экологических проблем, предвидением возможных последствий природопреобразующей деятельности, потребностью в постоянном общении с природой, в непосредственном участии в природоохранной деятельности, с природосообразным поведением, бережным отношением к природе, заботой о ее сохранении, с гражданской ответственностью за ее состояние, заботой о здоровье человеческой популяции [3].
В.А. Колчанов указывает на четыре показателя экологической культуры:
- систему экологических знаний (естественнонаучных, ценностно-правовых, практических);
- систему экологических умений и навыков (оценочные, исследовательские, поведенческие, природоохранные);
- экологическое мышление (установление причинно-следственных связей, моделирование, прогнозирование);
- культуру чувств (сочувствие, сопереживание, забота о здоровье) [4].
Б.Т. Лихачев дает развернутое и системное представление об экологической культуре и выделяет ее составляющие: экологическое мировоззрение, экологическое сознание и экологический образ жизни [5].
На наш взгляд, русские национальные традиции и обычаи глубоко «экологичны», это вера в спасительные и целительные силы природы, поклонение духам природы, традиции с использованием воды, особое отношение к здоровью, силе и духу человека, что можно и необходимо использовать для воспитания подрастающего поколения на уроках и внеурочных занятиях по биологии.
На уроке в 8-м классе по теме «Гигиена кожных покровов» мы используем знакомство обучающихся с традициями русской бани. Данный материал позволяет обучающимся не только понять, как соблюдать правила гигиены для сохранения здоровья, но и раскрывает целый культурный пласт - это разговор о традициях русского народа, погружение в искусство (демонстрация картин художников), литературу (фольклор, пословицы, поговорки и пр.), обращение к природе. Банный веник – это тема для разговора о растениях, используемых в банных процедурах, правилах их сбора и роли самого веника в целях оздоровления организма. Использование на уроке банных атрибутов (веника, мыла, войлочной шапочки и пр.), обращение к деревенской бане, расположенной на природе, вызывает у обучающихся яркие эмоции, живой отклик. Одновременно это и обращение к семейным ценностям, ведь традиционно русская баня объединяла всю семью.
Многовековой опыт народа – сокровищница народной культуры, народной экологии. Л.Т. Ионин писал: «Уничтожьте традицию, и вы лишите социальный организм его защитного покрова и обречете его на медленный, но неизбежный процесс умирания». И по сей день бессмертные средства народной педагогики: песни, загадки, сказки, пословицы и поговорки. Сила и красота народной души воплощена в фольклоре. В нем показано бережное отношение к природе, стремление человека познать мир [7].
На наш взгляд, современным детям, особенно тем, кто живет в больших городах, не хватает погружения в русские традиции и обычаи, способствующие формированию экологической культуры, а использование данного материала на уроках биологии даёт возможность сделать их более творческими, желанными и интересными для детей, способствует познавательной деятельности, мотивирует стремление проникнуть в суть явлений.
Литература
1. Алексеев С.В., Терешенков О.М. и др. Экология. Учебное пособие. // СПб.: Нева-Лад, 1995. – С. 4-7.
2. Губанова Л.В., Ермакова Е.В., Каташинская Е.И., Кадысева А.А. Развитие экологической культуры через интеграцию естественнонаучных дисциплин. Монография. М.: Мир науки, 2023. – С. 6-10.
3. Игнатова В.А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика / В.А. Игнатова. – Тюмень.: Изд-во ТГУ, 1998. – 196 с.
4. Колчанов, В.А., Шурыгина, А.Г. Изучение региональных экологических проблем в курсе «Географии России» / В.А. Колчанов, А.Г. Шурыгина // География в школе. – 1997. № 3. – С. 62-66.
5. Лихачев, Б.Т. Структура экологической культуры личности и педагогические основы ее формирования / Б.Т. Лихачев. // Экологическое образование в России: теоретические аспекты. Сб. тр. к 25-летию Научного совета по экологическому образованию Президиума РАО / Под ред. А. Н. Захлебного, Л.П. Симоновой-Салеевой. М.: Тобол. 1997. – С. 68-81.
6. Сурайкина Е.Г. Развитие научного отношения к проблеме формирования экологической культуры в системе школьного образования // Вестник Красноярского педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2015. - № 2(32). – С. 20-24.
7. Тарбаева В.М. Развитие экологической культуры в контексте национального опыта и традиций русской культуры // Биосфера. – 2019. – № 2 т.11. – С. 7.
Поделиться: