Поиск по сайту

СМЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ КАК ОСНОВА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ (на примере урока английского языка в начальной школе)


Авторcтво: Блосфельдт Евдокия Леонидовна, учитель английского языка ГБОУ школа № 482 Выборгского района Санкт-Петербурга


к обучению английскому языку и сохранению психологического комфорта учащихся. Приводится структура и методические особенности современного урока с использованием здоровьесберегающих технологий.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, смена видов деятельности, работоспособность, профилактика утомляемости.

В современном мире образовательная система претерпевает большие изменения, которые коснулись и основной формы организации обучения – урока. К нему предъявляются новые требования.

Формула современного урока предусматривает, что образовательные технологии должны быть и здоровьесберегающими технологиями.

Поддержание высокого уровня работоспособности учащихся является одной из ключевых проблем для учителей в современной образовательной школе. В начальных классах на уроках английского языка большое внимание уделяется обучению различным видам деятельности: аудированию, говорению, чтению и письму. Встает вопрос, как запланировать проведение урока, чтобы использовать различные виды деятельности и уровень работоспособности учащихся оставался высоким, так как современный урок английского языка характеризуется высоким темпом работы и интенсивностью.

Смена видов деятельности – это прием целесообразного чередования учителем в ходе урока различных видов деятельности учащихся (устная работа, письменная, игровые моменты) с целью снижения утомления, а также повышения интереса учащихся. Такая дидактически обоснованная организация урока является неотъемлемым элементом здоровьесберегающей технологии.

Смена видов деятельности в начальной школе способствует здоровьесберегающему и здоровьеразвивающему обучению, отсутствию перегрузки учащихся. Согласно нормам СанПиН (2.4.2.2821-10) каждый современный урок должен включать в себя: физкультминутки и гимнастику для глаз (профилактика утомления, нарушения осанки и зрения учащихся), а также чередование различных видов учебной деятельности (за исключением контрольных работ). При этом важно соблюдать временной режим: средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 – 4-х классах не должна превышать 7-10 минут.

Таким образом, надо помнить, что здоровьесберегающие технологии являются структурным элементом организации современного образовательного процесса и носят всеобъемлющий характер и действуют в совокупности, затрагивая:

-                   структуру урока;

-                   организацию урока;

-                   принципы обучения;

-                   потребности учащихся;

-                   технологии обучения;

-                   приемы и методы обучения.

Принимая во внимание вышесказанное можно говорить о правилах построения урока с позиции «здоровьесбережения» для создания наибольшей его эффективности:

1)                соизмерение объёма и сложности учебного материала;

2)                правильная организация урока (чередование и смена деятельности)

3)                место и длительность применения ИКТ;

4)                использование различных каналов восприятия;

5)                учёт работоспособности учащихся (от времени урока, времени дня и др.);

6)                учет индивидуальных и психологических особенностей учащихся;

7)                распределение интенсивности умственной деятельности;

8)                соблюдение оптимального светового, теплового и воздушного режимов.

Современный урок с чередованием смены деятельности имеет свои достоинства для каждого участника образовательного процесса:

Для учащегося:

Для учителя:

Для родителей:

1)          Снижение усталости и утомляемости, повышение мотивации, энергичности и активности на протяжении всего занятия;

2) Сохранение концентрации внимания и повышения уровня усвоение материала.

1) Контроль дисциплины;

2) Высокий темп работы и её эффективность;

3) Повышение и расширение профессиональной компетенции.

1) Удовлетворение качеством образовательного процесса.

На уроках английского языка нужно чередовать различные виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо.  Необходимо использовать приемы стимулирования интереса (создание ситуации занимательности, эмоционального переживания), а также менять формы организации учебного процесса (фронтальная, индивидуальная, групповая).

Примеры используемых на уроках «здоровьесберегающих» технологий:

Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.

Игры – дидактические, ролевые, деловые, игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.

Пальчиковая гимнастика применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.

Релаксация проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.

Гимнастика для глаз проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.

Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.

Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.

Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.

Варианты применяемых заданий на разные виды деятельности:

1)                Произносительные навыки – считалки, рифмовки, песни, фонетические игры, фонетической зарядки (в различных формах: сидя, стоя, с поднятием рук вверх, с движением); физкультминутка с произнесением рифмовок; движения при исполнении песен на иностранном языке и др.

2)                Лексические и грамматические навыки – звуковая наглядность (аудиозаписи, проговаривание); зрительная наглядность (рисунки, карточки разного цвета, цветные мелки); предметная наглядность (игрушки, пальчиковые куклы); лексические и грамматические игры; кроссворды, загадки, викторины; беседа с пальчиковой куклой или игрушкой.

3)                Речевые умения (в разных видах деятельности) анкетирование, игры, ролевые игры, инсценирование.

Отличительной особенностью многих упражнений на уроке английского языка является активная жестикуляция для подкрепления слухового образа визуальным. При этом визуальные образы, воспринимаемые с картинки, запоминаются хуже, чем те слова или словосочетания, которые учитель и дети показывают сами и на себе. 

Упражнения для создания психологического комфорта на уроках английского языка:

1.                 Flashcards

Большое количество вариантов работы, как в паре, так и команде: составить слова из произнесенных учителем букв/ звуков. Найти себе пару среду учеников – найти пару для своей карточки (по аналогии с игрой I have/ Who has).

2.                 I have / Who has …

Учитель называет какой-нибудь признак, и учащиеся меняются местами. Например, кто любит апельсины, кто одет в красное, кто играет на гитаре. Упражнение позволяет учащимся получить дополнительную информацию друг о друге, тренирует внимание.

3.                 Associations

Командная работа: ученикам необходимо подобрать ассоциативный ряд к какому-нибудь слову из активной лексики, другая команда должна догадаться, о чем идет речь.

4.                 Intonations

На карточках обозначены различные эмоциональные состояния. Дается фраза, которую нужно произнести с учетом указанного настроения. Можно дополнить задание – нужно угадать какое состояние попытался изобразить ученик.

5.                 Snowball

Данная игра имеет большое количество вариаций: можно использовать карточки или проводить ее устно. Вы называете первое слово по заданной теме. Далее учащийся повторяет за Вами первое слово и называет второе и так далее (третье, четвертое). Можно усложнять игру и описывать конкретного человека, предмет.

6.                 Who is who …

Упражнение на сопоставление понятий (черт характера, форм поведения) и их определений. Позволяет обратиться к анализу поведенческих реакций, самоанализу характера.

Подводя итог, можно дать следующие методические рекомендации.

-                   Для достижения высокого уровня работоспособности на уроках английского языка необходимо использовать три-пять видов деятельности. Оптимальная продолжительность каждого вида – 7 минут. При этом необходимо уделять внимание профилактике утомляемости, например, включить в занятие больше динамических пауз, различные гимнастики, мини-игры, продумывать переходы между сменой деятельности и др.

-                   Не использовать на уроке только один вид деятельности, поскольку это дает низкий уровень работоспособности и высокий уровень утомляемости учащихся, а впоследствии и снижение мотивации к обучению.

Литература

1.                 Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 672 с.

2.                 Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 192 с.

3.                 Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: АРКТИ – ГЛОССА, 2018.

4.                 Говене Э. Игра на уроке иностранного языка // Вопросы методики обучения иностранным языкам за рубежом / Сост. Е.В. Синявская, М.М. Васильева, С.В. Калинина. – М.: Просвещение, 2012.

5.                 Кузьмина Л.С. Ролевые игры как способ смены деятельности на уроках иностранного языка / Л.С. Кузьмина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 34 (481). — С. 154-156. — URL: https://moluch.ru/archive/481/105657/ (дата обращения: 23.04.2024).

6.                 Родина Н.М. Закономерности усвоения элементов коммуникаций в различных видах деятельности. // Детский сад от А до Я. – 2018. - № 1.

Jeremy Harmer. Practice of English Language. - 4th edition: Pearson Longman, Cambrige, UK, - 448 c. 

Поделиться: