Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
СМЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ КАК ОСНОВА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ (на примере урока английского языка в начальной школе)
к обучению английскому языку и сохранению психологического комфорта учащихся. Приводится структура и методические особенности современного урока с использованием здоровьесберегающих технологий. Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, смена видов деятельности, работоспособность, профилактика утомляемости.
В современном мире образовательная система претерпевает большие изменения, которые коснулись и основной формы организации обучения – урока. К нему предъявляются новые требования. Формула современного урока предусматривает, что образовательные технологии должны быть и здоровьесберегающими технологиями. Поддержание высокого уровня работоспособности учащихся является одной из ключевых проблем для учителей в современной образовательной школе. В начальных классах на уроках английского языка большое внимание уделяется обучению различным видам деятельности: аудированию, говорению, чтению и письму. Встает вопрос, как запланировать проведение урока, чтобы использовать различные виды деятельности и уровень работоспособности учащихся оставался высоким, так как современный урок английского языка характеризуется высоким темпом работы и интенсивностью. Смена видов деятельности – это прием целесообразного чередования учителем в ходе урока различных видов деятельности учащихся (устная работа, письменная, игровые моменты) с целью снижения утомления, а также повышения интереса учащихся. Такая дидактически обоснованная организация урока является неотъемлемым элементом здоровьесберегающей технологии. Смена видов деятельности в начальной школе способствует здоровьесберегающему и здоровьеразвивающему обучению, отсутствию перегрузки учащихся. Согласно нормам СанПиН (2.4.2.2821-10) каждый современный урок должен включать в себя: физкультминутки и гимнастику для глаз (профилактика утомления, нарушения осанки и зрения учащихся), а также чередование различных видов учебной деятельности (за исключением контрольных работ). При этом важно соблюдать временной режим: средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 – 4-х классах не должна превышать 7-10 минут. Таким образом, надо помнить, что здоровьесберегающие технологии являются структурным элементом организации современного образовательного процесса и носят всеобъемлющий характер и действуют в совокупности, затрагивая: - структуру урока; - организацию урока; - принципы обучения; - потребности учащихся; - технологии обучения; - приемы и методы обучения. Принимая во внимание вышесказанное можно говорить о правилах построения урока с позиции «здоровьесбережения» для создания наибольшей его эффективности: 1) соизмерение объёма и сложности учебного материала; 2) правильная организация урока (чередование и смена деятельности) 3) место и длительность применения ИКТ; 4) использование различных каналов восприятия; 5) учёт работоспособности учащихся (от времени урока, времени дня и др.); 6) учет индивидуальных и психологических особенностей учащихся; 7) распределение интенсивности умственной деятельности; 8) соблюдение оптимального светового, теплового и воздушного режимов. Современный урок с чередованием смены деятельности имеет свои достоинства для каждого участника образовательного процесса:
На уроках английского языка нужно чередовать различные виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо. Необходимо использовать приемы стимулирования интереса (создание ситуации занимательности, эмоционального переживания), а также менять формы организации учебного процесса (фронтальная, индивидуальная, групповая). Примеры используемых на уроках «здоровьесберегающих» технологий:
Варианты применяемых заданий на разные виды деятельности: 1) Произносительные навыки – считалки, рифмовки, песни, фонетические игры, фонетической зарядки (в различных формах: сидя, стоя, с поднятием рук вверх, с движением); физкультминутка с произнесением рифмовок; движения при исполнении песен на иностранном языке и др. 2) Лексические и грамматические навыки – звуковая наглядность (аудиозаписи, проговаривание); зрительная наглядность (рисунки, карточки разного цвета, цветные мелки); предметная наглядность (игрушки, пальчиковые куклы); лексические и грамматические игры; кроссворды, загадки, викторины; беседа с пальчиковой куклой или игрушкой. 3) Речевые умения (в разных видах деятельности) – анкетирование, игры, ролевые игры, инсценирование. Отличительной особенностью многих упражнений на уроке английского языка является активная жестикуляция для подкрепления слухового образа визуальным. При этом визуальные образы, воспринимаемые с картинки, запоминаются хуже, чем те слова или словосочетания, которые учитель и дети показывают сами и на себе. Упражнения для создания психологического комфорта на уроках английского языка:
Подводя итог, можно дать следующие методические рекомендации. - Для достижения высокого уровня работоспособности на уроках английского языка необходимо использовать три-пять видов деятельности. Оптимальная продолжительность каждого вида – 7 минут. При этом необходимо уделять внимание профилактике утомляемости, например, включить в занятие больше динамических пауз, различные гимнастики, мини-игры, продумывать переходы между сменой деятельности и др. - Не использовать на уроке только один вид деятельности, поскольку это дает низкий уровень работоспособности и высокий уровень утомляемости учащихся, а впоследствии и снижение мотивации к обучению.
Литература 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 672 с. 2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 192 с. 3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: АРКТИ – ГЛОССА, 2018. 4. Говене Э. Игра на уроке иностранного языка // Вопросы методики обучения иностранным языкам за рубежом / Сост. Е.В. Синявская, М.М. Васильева, С.В. Калинина. – М.: Просвещение, 2012. 5. Кузьмина Л.С. Ролевые игры как способ смены деятельности на уроках иностранного языка / Л.С. Кузьмина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 34 (481). — С. 154-156. — URL: https://moluch.ru/archive/481/105657/ (дата обращения: 23.04.2024). 6. Родина Н.М. Закономерности усвоения элементов коммуникаций в различных видах деятельности. // Детский сад от А до Я. – 2018. - № 1. Jeremy Harmer. Practice of English Language. - 4th edition: Pearson Longman, Cambrige, UK, - 448 c.Поделиться: |