Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПРОФИЛЯ
Аннотация. В статье освещаются основные методы обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста с учетом современных веяний педагогики с целью формирования экологически грамотного подрастающего поколения. Представлены особенности дополнительной общеразвивающей экологической программы, реализуемой преимущественно на английском языке с применением переводного метода, различные организационные формы – акции, флешмобы, мастер-классы, проведение «Дня Эколят», ведение эко-календаря, работа в эко-саду мини зооуголке и др. Ключевые слова: экологическая культура, экологическая грамотность, методы обучения, дополнительное образование, культура природолюбия. В преддверии Всемирного дня экологических знаний, хочется отметить значимость экологического просвещения, в основе которого лежит передача опыта экологического образа жизни детям в целях сохранения и сбережения ресурсов, создания благоприятной окружающей среды для всех живых организмов на планете. Актуальность реализуемой на занятиях программы в системе дополнительного образования обусловлена ее практической значимостью. В настоящее время экологическое образование является одним из приоритетных направлений педагогической науки и практики. Занятия проводятся преимущественно на английском языке с применением переводного метода. В современном обществе возросла роль английского языка как средства международного общения. Обучение иностранному языку способствует формированию всесторонне развитой личности, так как в процессе обучения решаются не только задачи практического владения языком, но и тесно связанные с ними воспитательные (духовно-нравственные, патриотические) и общеобразовательные задачи. У учащихся формируется яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, благодаря интеграции естественно-научных и языковых компетенций. Особое внимание уделяется знакомству детей с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Цель данной программы – расширение и систематизация знаний и представлений об основных объектах и явлениях природы, а также формирования у младших школьников фундамента экологической и лингвистической грамотности. Система занятий построена с учетом последовательности и системности. Ребята изучают лексику на английском языке по таким темам, как «Птицы», «Дикие и домашние животные», «Насекомые», «Растения», «Времена года и их особенности» и др. После каждой изученной темы, педагог поднимает вопросы экологического характера, формируя экологическую культуру и грамотность учащихся. Основным принципом организации содержания программы является принцип единства воспитания и обучения. Экологическое образование является составной частью единого образовательного процесса, который охватывает все возрастные категории обучающихся, так как именно в процессе начального экологического просвещения закладывается фундамент дальнейшего развития личности, в том числе в системе дополнительного образования. В этот период необходимо заложить основы экологической культуры, а также правильного отношения к себе, людям и объектам природы, указав на крепкую взаимосвязь всех составляющих элементов. Следовательно, педагогическая ценность данного подхода обусловливается тем, что у учащихся возникает абсолютно верное, целостное представление о важности изучения проблем окружающей среды, закладывается прочная ориентировочно-мотивационная основа всех последующих этапов формирования экологической ответственности. Еще Л.С. Выготский определил, что для всякого обучения и воспитания существуют оптимальные, наиболее благоприятные сроки, в которые достигается больший эффект [1]. В процессе образования дошкольников и детей младшего школьного возраста в настоящее время используются современные методы обучения: словесный (беседы, круглые столы, рассказы и т.д.), наглядный (наблюдение, рассматривание картин, просмотр презентаций и коротких роликов и т.д.), практический (игры, моделирование, опыты и т.д.). Основополагающим методом ознакомления учащихся с природой и базовыми понятиями экологической культуры считается наблюдение, основанное на личном опыте учащихся, а именно зрительном и чувственном восприятии. Можно обозначить своеобразную формулу экологического образования, которая представляет из себя полученные на занятиях знания, к которым добавляется бережное отношение ко всему живому, что становится основой благоразумного поведения учащихся. То есть, цель данной программы – формирование экологически грамотного подрастающего населения. Для реализации вышеупомянутой цели, предпринимаются следующие задачи: Обучающие: - расширить кругозор детей, знакомя их с основными явлениями и объектами окружающего мира на английском языке; - развить познавательный интерес к изучению окружающего мира и дальнейшему изучению иностранных языков. Воспитательные: - воспитать любовь к животному и растительному миру вокруг нас; - формировать уважительное отношение к семье, населённому пункту, родному региону, его природе для успешного формирования у ребенка основ экологического сознания - формировать активную гражданскую позицию и культуру общения; - формировать такие качества как ответственность и самостоятельность. Развивающие: - формировать коммуникативные умения и навыки; - развить внимание, логическое мышление, память и воображение учащихся; - развить мотивацию к познанию окружающего мира; - развить потребности в самореализации. Особую роль в формировании у учащегося основ экологической культуры и сознания в целом отводится прежде всего педагогу. Именно на него возлагается большая ответственность по успешной реализации программы, поскольку, обучаясь, дети наблюдает, в первую очередь, поведение взрослого, запечатлевая его поступки и отношение. Поскольку дети в дошкольном и младшем школьном возрасте эмоционально восприимчивы и склоны к подражанию, самый эффективный метод – это личный пример и самого педагога, и родителя, поэтому особо важным является совместная работа педагога с родителями. Это могут быть и совместные походы, и выезды на природу, участие в эко-проектах и акциях по озеленению города и пр. Важным считается создание, поддержание и усовершенствование эколого-развивающей среды вокруг территория зданий, где проводятся занятия, что создает особую атмосферу уюта и комфорта и призывает сохранить такую красоту и в условиях дикой природы. Нами был создан эко-сад и мини зооуголок, куда ребята могут приходить с целью наблюдения за ростом растений и животных, установления особенностей сезонных изменений. Время от времени учащиеся привлекаются к уборке территории. Кроме этого, крайне важным мы находим ведение экологического календаря для лучшей осведомленности учащихся о приближающихся важных датах, связанных с охраной природы. Также в последнее время набирают популярность круглые столы, различные экологические акции, флешмобы, мастер-классы и др. В современной практике дополнительного образования широко используется решение экологических задач в ходе бесед и дискуссий. Например, можно просмотреть документальный фильм по теме и обсудить его содержание. Подбор педагогом занимательных заданий (квестов, викторин) побуждают ребят к размышлению, активизируют их инициативу, приучают к самостоятельности и дисциплине в процессе познания, а также формируют творческое отношение к решению поставленных задач. На наш взгляд, одно из самых эффективных мероприятий по реализации вышеупомянутых экологических проблем является ежегодное проведение «Дня Эколят» с участием образов сказочных героев Эколят-друзей и защитников природы (Умницы, Шалуна, Тихони и Елочки) [2]. Дети представляют себя этими героями, воображают себя настоящими борцами за сохранность экосистемы: уникальных природных объектах и его обитателей. Проводятся различные конкурсы: конкурс рисунков, на которых учащиеся отражают актуальные проблемы и способы их решения, конкурс костюмов, а также поделок из вторсырья с акцентом на раздельный сбор мусора и повторную переработку, конкурс на лучшую кормушку, а также интеллектуальные игры с Эколятами по природоохранной тематике. Особенно популярен среди детей игровой метод обучения, который позволяет организовать познавательную деятельность учеников в интересной для них формате, развивая творческие способности и мыслительную деятельность, поскольку игра – это прежде всего активизация эмоциональных и умственных сил (ученик ставит перед собой такие задачи: как ему поступить в данной ситуации, что сказать и как одержать победу?). Игры можно использовать на любом этапе обучения. То есть, такие важные проблемы, как загрязнение окружающей среды, исчезновение редких видов растений и животных можно обыграть в доступной для детей форме и показать возможные способы их решения, например, придумав короткий сценарий мини-пьесы с участием сказочных героев Эколят, которые спешат на помощь друг к другу. На таких уроках дети проявляют больше активности, желания работать и взаимодействовать с другими учащимися. Таким образом, все вышеперечисленные методы способствуют формированию у детей системы ценностных отношений к природе, богатого внутреннего мира, развивают внутреннюю потребность любви и бережного отношения к природе, воспитанию культуры природолюбия, осознание необходимости сохранения, охраны и спасения природы своей страны.
Литература 1. Набокина Э.Б. Особенности экологического образования дошкольников [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/01/10/osobennosti-ekologicheskogo-obrazovaniya-doshkolnikov/ (дата обращения: 12.04.2024). 2. Всероссийский природоохранный социально-образовательный проект «Эколята» [Электронный ресурс]. URL: www.эколята.рф/ (дата обращения: 12.04.2024). Поделиться: |