Поиск по сайту

ОПЫТ ИНТЕГРАЦИИ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ УСИЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ГБОУ ЛИЦЕЕ № 389 «ЦЕНТР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»


Авторcтво: Артюшевская Ирина Валентиновна, ГБОУ лицей № 389 «ЦЭО» Кировского района Санкт-Петербурга


Аннотация. В статье представлен опыт уникальной структуры – «Центра экологического образования» (ЦЭО), в котором разработана модель непрерывного экологического образования – от детского сада до 11 класса. Учебно-лабораторный корпус, оранжереи, зоокорпус и учебно-опытный участок ЦЭО позволяют активно развивать проектную деятельность и раннюю профилизацию учащихся. Приведены примеры экологической исследовательской деятельности школьников на основе творческого взаимодействия педагогов разных предметов, общего и дополнительного образования. Экологическая деятельность успешно внедряется в воспитательный процесс.

Ключевые слова: экологическое образование, экологизация программы, интеграция, ранняя профилизация, исследовательские проекты, экскурсии, воспитательная работа, просветительская деятельность.

Школа № 389 была открыта в 1958 году в рабочем районе «Автово» и в своей шестидесятилетней истории прошла непростой путь: восьмилетка, средняя школа, лицей.

2003 год стал важной вехой в развитии школы, сделав ее уникальным учреждением, единым образовательным комплексом. Свою уникальность наше учреждение приобрело, когда в процессе модернизации российского образования к школе № 389 было присоединено учреждение дополнительного образования «Детский экологический центр». Это же определило дальнейшую судьбу и направление развития всего образовательного учреждения, его естественнонаучный профиль.

Экологическое образование стало благоприятной почвой для взаимодействия основного и дополнительного, в частности, экологического образования на пути создания максимально необходимых условий для творческого, личностного и профессионального самоопределения детей.   Определяющей целью отделения дополнительного образования (далее – ОДОД) стало не только обеспечение учащихся дополнительными знаниями, но и расширение компетентностей основного образования, т.е. создание единого образовательного пространства путем интеграции этих двух видов образования в структуре единого образовательного учреждения [2].

Встав на путь развития, педагогический коллектив разработал и реализует модель экологического образования в виде Концепции непрерывного экологического образования, которая позволяет детям с детсадовского возраста по 11-й класс продвигаться образовательными маршрутами по 4-м уровням: подготовительный (детский сад, начальная школа), ориентирующий (5-6-е классы), самоопределения (7-9-е классы) и профориентирующий (10-11-е классы).

В настоящее время образовательная деятельность в ОДОД ведется по 6-ти направленностям. Такое разнообразие помогает детям определиться в своих интересах и сейчас, и в будущем.

Для этого все программы, а их около пятидесяти, мы стараемся в разной степени экологизировать, и сделать это просто – ведь наука экология – наука комплексная, интегративная, гуманистическая.

Все формы работы можно сгруппировать в четыре блока: просветительская, проектно-исследовательская, конкурсная и экспедиционно-практическая. В любой деятельности, теоретической, практической, мы руководствуемся принципом: «Нельзя любить то, что не знаешь».

Успешная деятельной такого большого учреждения, как наше, аналогов которого нет в Санкт-Петербурге, в России и даже во всем мире, возможна при постоянно развивающейся материальной базе. Она делает наше учреждение уникальным.

Материальная база образовательного комплекса состоит из главного здания лицея, учебно-лабораторного корпуса, оранжереи, зоокорпуса и учебно-опытного участка (далее – УОУ) в два гектара земли. Ведь учебно-опытный участок со своими объектами является базой для практической деятельности учащихся: уроки интеграции с учителями и педагогами дополнительного образования, трудовые и экологические акции, занятия по дополнительным общеразвивающим программам, экскурсии, проектная деятельность. Вот на такой основе: организационной, методической, материальной – развивается взаимодействие основного и дополнительного образования, выходя на более высокий уровень – интеграцию. Для этого ставятся задачи в учебной области, в воспитательной работе и в области методической деятельности педагогического коллектива лицея: изменение учебного плана, ведение элективных курсов, реализация в кружках ОДОД новых дополнительных общеразвивающих программ, отвечающим вызовам времени, внеурочная деятельность.

Задачи интеграции в учебной области: обогащение учащихся знаниями и опытом практической и исследовательской деятельности, усиление мотивации обучения с целью ранней профилизации, выбора жизненного пути, расширение круга взаимодействия с людьми других профессий – все условия для решения этих задач есть у образования дополнительного, а образование основное включается в интеграцию через углубленное и расширенное изучение профильных предметов (введение предмета химии в 7-м классе, добавлен 1 час в 8-м классе, дополнительно 1 час биологии, углубление программ сопутствующих предметов (математика, информатика, физика), проведение интегрированных занятий на базе УОУ, оранжереи, лабораториях, зоокорпусе.

Для этого в процессе развития интеграции складываются творческие союзы учителей-предметников (химики, биологи, экологи) и педагогов дополнительного образования, классных руководителей и педагогов дополнительного образования.

Примером такого творческого взаимодействия служит работа учителя химии Е.В. Скрижеевой и педагога О.В. Головановой, учителя информатики А.М. Мосейковой и педагога З.С. Михайловой. Интеграция химического и экологического образования позволяет внедрять продуктивные методы обучения на занятиях в лаборатории химии окружающей среды, расширять границы изучения отдельных тем курса химии, связать полученные на уроке химии знания с повседневной жизнью. После изучения темы «Способы разделения смесей» в 8-м классе, в лаборатории учащиеся выполняют практическую работу по разделению бытового мусора, состоящего из соли, песка, железного порошка, гранул пластика, не предусмотренную программой общего образования.

Широко используется исследовательская и проектная деятельность для развития познавательной активности на занятиях, для участия с результатами исследований в конкурсных мероприятиях, семинарах, конференциях. Это расширяет образовательное пространство, помогает в выборе профессии. Сотрудничество педагогов и учителей позволяет выявить и расширить тематику исследовательских проектов: «Соса-соla: пить или не пить», «Вся правда о чипсах», «Что скрывается в чашке чая». В процессе работы над проектом формируется осознанное стремление к здоровому образу жизни: «Курить – здоровью вредить», «Я выбираю жизнь» и др. Наши учащиеся принимают активное участие в природоохранных акциях: «Фестиваль реки», «Дни защиты от экологической опасности», в мероприятиях Недели окружающей среды.

Оснащение лаборатории современным оборудованием, доступность химических реактивов, неиспользуемых в практике общего образования, позволяют исследовать чистоту водных объектов города, загрязнение почвы и воздуха. Такие проекты актуальны, ведь учат ребенка правильно относиться к миру, в котором он живет, развивают химическую грамотность и экологическую культуру. Многие успешно участвуют со своими проектами и исследованиями в мероприятиях разного уровня: от районных до Всероссийских и Международных, знакомятся с работой ВУЗов и профильных учреждений, в которых проводятся мероприятия. И часто эти занятия становятся первыми шагами на пути в будущую профессию.

Другой пример взаимодействия основного и дополнительного образования – работа на территории УОУ и оранжереи педагога В.И. Кравченко и учителя биологии Г.П. Царегородцевой. На интегрированном занятии в 6-м классе, где изучается курс «Экология растений», учащиеся от общих экологических понятий «Среда обитания», «Растительные сообщества», «Экологический фактор» и др., получаемые в классе, переходят к познанию растительного мира на конкретных примерах, произрастающих в оранжерее. Семиклассники на уроках изучают экологию животных: основные виды приспособлений, видовые и межвидовые взаимоотношения животных, основные характеристики популяций. Важная роль при изучении этого предмета отводится экскурсиям в зоокорпус, где учащиеся узнают об образе жизни конкретных животных, способах питания и др. В зоокорпусе и открытых вольерах содержатся 26 видов животных, для которых создаются благоприятные условия стараниями и сотрудниками отдела «Экология животных».

Активно используются учителями лицея возможности оранжереи и учебно-опытного участка Центра экологического образования. Урок на тему «Растительный мир материка Евразия» в 1-м классе учитель О.Д. Козлова проводила вместе с заведующей оранжерей и УОУ, педагогом дополнительного образования В.И. Кравченко. Дети с интересом рассматривали растения: деревья, кустарники, комнатные растения, относящиеся к растительному миру изучаемого материка. На УОУ в полевом отделе учащиеся 10-го класса не только узнали, но и своими руками отработали тему урока биологии «Значение сидератов для обогащения почвы азотом». Учитель Е.В. Чайко дала теоретические знания, а потом учащиеся дружно подготовили почву большой грядки под посев гречихи и горчицы в зиму под руководством педагога дополнительного образования Н.В. Бенжиной.

Воспитательная работа и учебная всегда были органично связаны в дополнительном образовании. А сейчас, в свете новых задач воспитательной работы в рамках Концепции воспитания юного петербуржца на период 2020 по 2025г. и целей Федерального проекта «Успех каждого ребенка», большое место отводится системе дополнительного образования детей, деятельности детских образовательных учреждений, создание условий благоприятствующего социума. У нашего образовательного комплекса есть соответствующие ресурсы для решения воспитательных задач.

Задачи интеграции в воспитательной работе: социализация подрастающего поколения, воспитание экологически грамотных, осознающих свою ответственность перед обществом людей, осознанно выбравших свой жизненный путь, формирование опыта взросления, способности отвечать за себя и коллектив – реализуются через совместное участие в мероприятиях, акциях, конкурсах, что создает эмоциональное единство участников образовательного процесса, меняет отношение к миру.

Активную работу по экологическому просвещению проводит отдел «Экология животных» во главе с заведующей Г.Б. Курчановой. У нее сложились творческие, деловые отношения с учителями и родителями начальной школы. Они вместе организуют проведение просветительских мероприятий экологического календаря: Всемирный день защиты животных и Всемирный день домашних животных.

С 2017 г., Года экологии в Российской Федерации, наш лицей включился в ряды Российского движения школьников созданием эко-отряда «Ежи» под руководством Г.П. Царегородцевой. Первым проектом, в котором мы участвовали, стал Всероссийский конкурс «На старт, Эко-отряд!». Его добрые дела: акции «Каждой пичужке – своя кормушка», «Сдай макулатуру - получи саженец для лицея», «Спасем ежика», «В защиту вязов», – находят отклик у местного сообщества. К дню Победы было организовано две акции: «Зеленый островок» – посадка на альпийскую горку растений, полученных за сданную макулатуру, в память о погибших в Великую Отечественную войну, и участие в Международной акции «Сад памяти».

Большая просветительская работа педагогами дополнительного образования ведется для школ Кировского, Красносельского, Фрунзенского и других районов города. Они знают наши традиционные мероприятия и охотно в них участвуют. Это «Сорнякиада», Неделя окружающей среды с конкурсом экологических рисунков и плакатов, конкурсы «Нужные поделки из ненужных вещей», «Энергосбережение – дело каждого», «День воды», «Знатоки Арктики», День Земли и очень популярные экскурсии по территории Центра экологического образования.

Залогом успешной работы в едином образовательном комплексе педагогического коллектива лицея «Центр экологического образования» является активная позиция администрации образовательной организации, а также высокий профессиональный уровень педагогов дополнительного образования и учителей, имеющих высшую и 1-ю квалификационные категории, звания Отличник и Почетный работник общего образования, высокие победы в конкурсном педагогическом движении и конкурсах учащихся.

Таким образом, система дополнительного образования создает условия для успеха каждого ребенка, способна не только поддерживать талантливых детей, но и открывать новые таланты, зажигать звездочки сначала на небосводе лицея, а затем выпускать их в большую жизнь. Для этого создавался и постоянно находится в развитии единый образовательный комплекс ГБОУ лицей № 389 «Центр экологического образования».

 

Литература

1.                 Голованов В.П. Ценности дополнительного образования детей на современном этапе // Воспитание школьников. – 2010. - № 8. – С. 57-61.

2.                 Зверев И.Д., Максимова В.Н. Интеграция основного и дополнительного образования в современной школе. - М.: Педагогика, 2010. - 284 с.

3.                 Семенов Г.С. О проблемах модернизации системы дополнительного образования детей // Воспитание школьников. – 2011. – № 2. - С. 13-15.


Поделиться: