Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
ЭКОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ: ПРАВО, А НЕ ПРИВИЛЕГИЯ
Аннотация. В статье представлен опыт создания экосистемы наставничества в школе через развитие школьных практик экологического образования и просвещения в интересах устойчивого развития всех участников образовательного процесса. Описаны проблемы и перспективы реализации общешкольной идеи эко-наставничества в учительском сообществе. Представлены формы организации профессионального пространства в контексте методической поддержки педагогического коллектива, а также развития эко-наставничества среди обучающихся. Ключевые слова: экосистема наставничества, экологическое образование в интересах устойчивого развития, эко-наставничество, учительские и ученические сообщества, наставнические практики.
«Экология: право, а не привилегия» – ключевая тема X Невского международного экологического конгресса, прошедшего в Санкт-Петербурге в 2023 году. В ходе пленарного заседания с говорящим названием «Человек и планета – совместимы ли?» специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам климата Руслан Эдельгериев подчеркнул: «Эффективное управление природными ресурсами является основой устойчивого развития государств, напрямую влияет на сохранение биоразнообразия экосистемы, а главное – на здоровье и качество жизни миллионов людей. И потому в России вопросы защиты окружающей среды, рационального природопользования, обеспечения экологической безопасности находятся в числе значимых общенациональных приоритетов». Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Валентина Матвиенко отметила в своем выступлении: «Жить в здоровой окружающей среде – есть право каждой страны, каждого народа, а не привилегия отдельных государств. Экосистема Земли глобальная и единственная, в которой мы все живем. Другой у нас нет. Разрушим ее – укрыться, спрятаться не получится никому и нигде» [1]. Эти мнения созвучны ценностям нашей образовательной организации. Со дня основания школы № 482 идея экологического образования и просвещения в интересах устойчивого развития стала одной из ведущих в ее образовательной стратегии. Современная школа, расположенная в жилом массиве новостроек микрорайона Парнас, является образовательным и просветительским центром микрорайона, призванным повышать экологическую грамотность не только учащихся, но и всего населения. Три года назад наша школа стала участником Пилотного проекта по внедрению целевой модели наставничества в Санкт-Петербурге и было принято решение перевести ситуационные формы шефской помощи старших школьников младшим, волонтерской деятельности в формат программы наставничества. Решено использовать практики экологического образования и просвещения для развития наставничества. Учитывая интегративный характер современной экологии, которая «пронизывает» всю учебно-воспитательную работу школы, в центр наставнических практик был поставлен не учебный предмет, а экологически ориентированная деятельность, общие дела. Коллективом школы разработана модель ЭКО-наставничества, направленная на формирование и развитие «гибких» навыков (soft skills), объединяющих личностные и метапредметные результаты, а также формирование экологически грамотной личности на основе экологических и общечеловеческих ценностей. ЭКО-наставничество – целенаправленная деятельность по передаче экологических ценностей, знаний, опыта и традиций от старших к младшим членам общества; от более опытного и активного – менее опытному и активному. Модель ЭКО-наставничества: - является результатом трансформации существующей в школе системы экологического образования и просвещения для устойчивого развития и модернизируется не извне, а изнутри; - основана на проектном подходе к формированию новшеств, которые интегрированы в текущую деятельность школы; - ориентирована на построение инновационной эколого-образовательной среды, основанной на открытости, вовлеченности в экологическую деятельность всех субъектов образования, социальном партнерстве. В качестве источника социального опыта выступает опыт разнообразных экологических проектов, моделирования, прогнозирования, управления «будущим, которое мы хотим» на основе активной личной включенности в деятельность и взаимодействие, в том числе в форме наставнических и волонтерских практик. Эти материалы, характеризующие ЭКО-наставничество как здоровьесберегающую технологию, вошли во Всероссийский проект ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАН» «Виртуальная энциклопедия здоровьесберегающих технологий». А опыт школы по направлению «Современные модели наставничества в образовании» признан победителем XI межрегионального (с международным участием) фестиваля инновационных педагогических идей «Стратегия будущего». Межпредметное содержание модели представлено школьной системой эко-наставничества, построенной на основе циклических эколого-образовательных и просветительских проектов (ЭКО-урок; ЭКО-просвет; ЭКО-волонтер; газета «ЭКОстиль»; «ЭКО-патруль», «ЭКО-открытки», «ЭКО-сказки»; «ЭКО-сеть»), которые обеспечивают: - формирование совместности – способности взаимодействовать, совместно решать проблемы и осуществлять деятельность, развивать коммуникативные и лидерские качества учащихся; - использование различных инструментов исследовательской, социально-просветительской деятельности, в том числе цифровых (лаборатории, социальные сети, СМИ, пр.); - широкое социальное партнерство.
Проектная деятельность основывается на использовании имеющихся ресурсов, таких как: открытая эколого-образовательная среда школы; эко-актив школьников – участников эколого-образовательных проектов; наличие опытных педагогов-кураторов, социальное партнерство. Модель «Эко-школа – территория soft skills: эко-наставничество в действии» позволяет поэтапно вовлекать в практики эколого-образовательной проектной деятельности, эко-наставничества и волонтерства широкий круг участников. Ежегодно в эти практики включаются новые участники, а более старшие и опытные учащиеся становятся наставниками, участниками Экологического совета школы, эко-волонтерами.
Индивидуальное эко-наставничество «ученик – ученик» не может быть массовым, но и этот вид наставничества оказался востребованным, показал высокие результаты и заинтересованность учащихся. Приведем примеры ответов на вопрос: «Что для тебя особенно ценно в программе наставничества?»: - Результат и общение с новыми людьми; - Что у меня есть старший друг, к которому я могу обратиться в случае проблемной ситуации; - Наши совместные действия могут иметь серьёзные последствия для состояния планеты в целом; - Возможность участвовать в школьных проектах и конкурсах, общение с творческими людьми, новые знакомства; - Понимание и поддержка со стороны наставника. Все учащиеся-наставники (100 %) отметили, что они многому научились сами и хотели бы продолжить эту практику. Наставниками являлись члены Экологического совета школы. Эко-совет школы, вместе администрацией организуют участие обучающихся в городской акции «Макулатура в обмен на книги», «Макулатура в обмен на саженцы», а также в городском движение «Крышечки добраТы».
Налажено экологическое шефство старшеклассников над младшими школьниками и дошкольными образовательными учреждениями микрорайона № 8, 9, 11. В течение двух лет эко-волонтеры работают в Ленинградском зоопарке, в приюте для бездомных животных. Ежегодно проводится фестиваль для жителей микрорайона «Вместе Ярче», популяризирующий идеи экономного и эффективного использования электроэнергии. Изготавливаются и дарятся родителям, ветеранам, жителям микрорайона сумки из отходов ткани, открытки из бросовых материалов. В экологических проектах, акциях, мероприятиях только в прошлом учебном году приняли участие более двух тысяч учащихся нашей школы, 156 педагогов, 479 родителей. Мы считаем, что ЭКО-наставничество – эмоционально и социально позитивная практика, созвучная государственным приоритетам. Литература 1. Итоги X Невского международного экологического конгресса [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2023/05/29/itogi-x-nevskogo-mezhdunarodnogo-ekologicheskogo-kongressa.html (дата обращения: 14.04.2024).2. Моргун Д.В. Формирование экологической грамотности школьников: теория и практика / Д.В. Моргун, Д.С. Ермаков, А.С. Ермаков // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. – 2022. – № 5. – С. 33-41. 3. Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационно-метод. материалы / авт.-сост. Нугуманова Л.Н., Яковенко Т.В. 2-е издание, доп., перераб. Казань: ИРО РТ, 2020. – 51 с. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1663607039&tld=ru&lang=ru&name=pub_2858362.pdf&text=4 (дата обращения: 14.04.2024). 4. От целей устойчивого развития – к целям экологического образования в интересах устойчивого развития: учеб.-метод. пос. для педагогов и руководителей общеобраз. организаций, реализующих программы экологической направленности / под ред. С.В. Алексеева, Э.В. Гущиной. –СПб.: СПб АППО, 2019. – 130 с. ЮНЕСКО настоятельно призывает сделать экологическое образование основным компонентом учебных программ во всех странах к 2025 году [Электронный ресурс]. URL: https://www.unesco.org/ru/articles/yunesko-nastoyatelno-prizyvaet-sdelat-ekologicheskoe-obrazovanie-osnovnym-komponentom-uchebnykh (дата обращения: 14.04.2024).Поделиться: |