Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ: ЭКОГУМАНИТАРНЫЙ ПОДХОД
Аннотация. В статье представлен краткий анализ основ интеграции естественно-научных и гуманитарных знаний как условия формирования экологической культуры подрастающего поколения. Обращается внимание на естественный процесс гуманитаризации современного естественно-научного образования, который способствует восприятию мира в широком культурном контексте. Вовлечь обучающихся в экологическую социально ориентированную деятельность позволяет социально-экологическая проектная деятельность, в которой в может быть успешно реализован экогуманитарный подход. Ключевые слова: экологическое образование для устойчивого развития, экологическая культура, интеграция, гуманитаризация, экогуманитарный подход, социально-экологическое проектирование. Основы экологии как интегративной науки зародились во второй половине XX столетия. Сегодня, в XXI веке, все более активно развиваются представления о взаимосвязях природных, социальных, культурологических и экономических процессов в окружающей среде, о появлении новых этических норм взаимодействия человека с природой. В Концепции экологического образования в системе общего образования отмечается: «…Содержание современного экологического образования существенно изменяется. Оно выходит за рамки изучения основ био- и геоэкологии, вопросов охраны природы и превращается в интегрированную естественнонаучно-гуманитарную область фундаментальных и прикладных экологических знаний» [3]. Содержание современного экологического образования носит мировоззренческих характер. Оно проникает и взаимно обогащает такие гуманитарные области как литература, философия, этика, краеведение, народное творчество и др. Все более активно продвигаются идеи о культуротворческой миссии экологического образования в интересах устойчивого развития общества и природы. Образование для устойчивого развития основано на формировании представлений о целостности мира, его единстве, взаимной зависимости всех процессов, происходящих в социально-природной среде, ответственности человека за свои действия. В современном экологическом образовании для устойчивого развития утверждается понимание того, что процесс формирования личностной системы нравственных координат сообразно эколого-гуманистическим ценностям может быть эффективен лишь при интеграции естественно-научного и гуманитарного знания. Обособление наук сегодня оказывается вредным, поскольку суживаются горизонты духовной деятельности. Целостность мира призван постичь целостный человек и сделать это может целостным способом мышления [4, с. 127]. В современном естественно-научном образовании существенно возрастает роль субъективного (человеческого) фактора. Процесс его гуманитаризации связан с усложнением традиционного объекта познания: в его состав неизбежно входит деятельность человека во всех ее видах и проявлениях. Гуманитаризация – это результат внутренней логики развития естественных и технических наук, который проявляется в интеграции естественно-научного, технического и гуманитарного знания, что непосредственно отражается в учебном познании [2, с. 68]. Задача современного педагога – развернуть мышление человека от фрагментарного к целостному восприятию мира в широком культурном контексте. Одним из препятствий формирования мировоззренческой позиции современного школьника по отношению к окружающей среде, а также экологически грамотных действий является, все еще характерная для современной российской школы, узко предметная специализация учителей. Ведущими идеями современного естественно-научного образования являются идеи взаимодействия и взаимной зависимости человека и природы, идеи гармонизации системы «природа – человек – общество». Происходит переориентация преподавания базовых естественно-научных дисциплин – биологии, химии, физики, географии, астрономии, - с объективно-безличного изложения знаний к определению их места и роли в социокультурном контексте современной эпохи, к определению их прикладного характера в развитии общества и сохранении природной среды. С этой точки зрения формирование экологической культуры детей и подростков – государственная задача, решающая проблемы сохранения природы, экологической безопасности, высокого качества жизни, здоровья населения, а также духовно-нравственного развития общества и каждого его гражданина. Рассматривая понятие экологической культуры с педагогической точки зрения, отметим основные составляющие этого феномена, которые приводятся большинством исследователей: экологические ценности (жизнь, окружающая среда, здоровье и др.); экологические знания (естественно-научные, социально-гуманитарные, технические и др.); экологическое мышление (способность установления причинно-следственных, вероятностных, прогностических и других видов связей); экологически оправданное поведение, характеризуемое переходом экологических знаний, экологического мышления в повседневную норму поступка; культура чувств — моральный «резонанс», сочувствие, переживание, благоговение перед жизнью (по А. Швейцеру) [1]. В настоящее время все большее внимание уделяется культуре чувств как важному показателю экологической воспитанности обучающихся. Еще в 1983 г. в книге «Земля родная» выдающийся российский филолог и культуролог Д.С. Лихачев ввел понятие «Экология культуры», трактуя ее как науку о единстве явлений в культурном пространстве страны, населяемой одним культурообразующим народом, о взаимовлиянии культурного и материального пространства, об особенностях культуры регионов, населенных иными нациями, входящими в культурное пространство многонациональной страны [5]. С его точки зрения, если экология служит теоретической базой многих наук об охране и рациональном использовании обществом природной среды, ее разнообразных ресурсов, то экология культуры является теоретической основой сохранения культуры во всем культурном пространстве, включая памятники архитектуры и культурные ландшафты. Его идеи о том, что национальные литература, живопись, театр во многом выражают особенности природных условий, в которых протекает жизнь нации, безусловно, являются весьма актуальными и соответствуют экогуманитарному подходу. Особою роль в реализации экогуманитарного подхода в экологическом образовании в настоящее время играет социально-экологическая проектная деятельность, позволяющая вовлечь обучающихся в социально ориентированную деятельность, расширить круг знаний о природе и обществе, развивать навыки коммуникации, обогатить их опытом решения жизненных проблем, укрепить веру в свои возможности, привить интерес к общественно полезной деятельности. Уточнить свои ценностные ориентиры. Такие ресурсы в большей степени предоставляются в рамках внеурочной деятельности, воспитательной работы, неформального образования. Социально-экологическое проектирование ориентировано не столько на академическую успеваемость, сколько на формирование экологических и социальных качеств обучающихся, просвещение родителей. Приведем основные направления социально-экологического проектирования, учебно-исследовательской деятельности современного экологического образования для устойчивого развития, реализуемые на принципах интеграции естественно-научного и гуманитарного знания и экогуманитарного подхода: - Природа в жизни человека; связь культуры людей с особенностями природного окружения; этноэкология; - Искусство о природе, единство природы и культуры; - Природное и культурное наследие Санкт-Петербурга, Ленинградской области, России; - Особо охраняемые природные территории; - Ресурсосбережние и рациональное природопользование; - Научные исследования на службе человека и окружающей среды; экологически обоснованные современные технологии; - Здоровье и безопасность человека в окружающей среде; - Эко-город, эко-дом, эко-мода и пр.; - Экологическое волонтерство и эко-наставничество; - Экологический календарь; - Эко-профессии; - Экологические тропы и эко-туризм; - Экологический уклад жизни; экологические привычки в семье; - Экологические СМИ, цифровая среда (экологический цифровой контент, эко-TV и пр.); - Экологическое просвещение: распространение экологической информации среди родителей, населения; - Молодежные и детско-взрослые инициативные сообщества по решению посильных экологических проблем; - Диалог разных культур для решения глобальных экологических проблем; - «Повестка дня на XXI век»; «Будущее, которого мы хотим». Следует обратить внимание на необходимость совершенствования педагогических механизмов достижения базовых основ экологической культуры обучающихся: - повышение экологической компетентности педагогов-практиков; - включение в содержание экологического образования ключевых понятий, отражающих особенности экологического образования в интересах устойчивого развития: устойчивое (биосферосовместимое) развитие, экологический императив, экологическая этика, социоприродная экологическая система, экологическое качество окружающей среды, природное и культурное наследие и др.; - сотрудничество педагогических работников с разным функционалом по реализации экологической тематики в общеобразовательных организациях по формированию базовых основ экологической культуры обучающихся; - координацию экологического, патриотического, нравственного гражданского воспитания обучающихся и просвещения родителей; - согласование действий педагогов общего и дополнительного образования по реализации ключевых интегрирующих идей экологического образования на основе базовой модели экологической культуры личности; - развитие эколого-просветительской деятельности как межведомственной задачи; - расширение сетевых форм взаимодействия организаций образования, науки, культуры и просвещения по распространению ключевых интегрирующих идей экологического образования в интересах устойчивого развития [3]. Таким образом, «экологическая личность» может быть сформирована лишь на основе интеграции естественно-научных и гуманитарных компонентов: · естественно-научных представлений о мире, его целостности и единстве – и представлений об экологической красоте и гармонии природы как духовном символе, сути экологической этики; · установления причинно-следственных, прогностических и других связей, характеризующих экологическое мышление – и проявление художественно-эстетического мышления, способности к экологической рефлексии, восприятию художественно-эстетических образов мира; · освоения опыта экологической деятельности и поведения в природе, основанного на экологической ответственности, осведомленности, экологической активности – и формирование художественно-практической деятельности в процессе творческого самовыражения, общения и взаимодействия с художественными образами мира. В заключении следует подчеркнуть, что формирование феномена экологической культуры личности может успешно осуществляться лишь на интегративной основе и является процессом длительным и непрерывным, который начинается в дошкольном детстве и продолжается на всех уровнях общего и профессионального образования.
Литература 1. Алексеев С.В. Гуманитарное измерение экологической культуры человека: экогуманитарный подход / С.В. Алексеев // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. 2020, Том 1, №1. С. 6-14. 2. Гуманитарный потенциал современных образовательных технологий: от теории к практике: учеб.-метод. пос. / С.В. Алексеев, И.Ю. Алексашина, М.Б. Багге и др.; под общ. ред. С.В. Алексмеева. – СПб.: СПб АППО, 2024. – 186 с. – (Постдипломное образование педагога). 3. Концепция экологического образования в системе общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 29 апреля 2022 г. № 2/22 // Сайт Министерства просвещения Российской Федерации. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/3da3f2dbd81de632a44729cf4fc40ea9/download/5433/ 4. Куприна Н.Г. Интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания в современной концепции эколого-гуманистического воспитания / Н.Г. Куприна, С.Ф. Масленникова // ДИСКУССИЯ. – 2012. - № 3 (21). – С. 125-131. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-estestvennonauchnogo-i-gumanitarnogo-znaniya-v-sovremennoy-kontseptsii-ekologo-gumanisticheskogo-vospitaniya/viewer 5. Лихачев Д.С. Земля родная: Книга для учащихся. — Москва: Просвещение, 1983. — 256 с. URL: https://detskiy-site.ru/rasskazy/sbornik-rasskazov/zemlya-rodnaya Поделиться: |