Поиск по сайту

Некоторые особенности влияния театральных практик на формирование самооценки юных артистов


Авторcтво: Кочина Нина Васильевна, педагог дополнительного образования ГБОУ средняя школа №655 Приморского района Санкт-Петербурга


      Представляется крайне необходимым, пусть кратко, обозначить особенности формирования самооценки участников детского театра-студии, на примере учения Е.Б. Вахтангова, М.А. Чехова и К.С. Станиславского.

      Отличительной особенностью и доминирующим требованием, положенным в основу актерского существования К.С. Станиславским, является принцип: «Я в предлагаемых обстоятельствах», как зерно в процессе воспитания актера-творца. К правде сценического воплощения актер идет через проникновение в природу взаимоотношений, в ее органическом развитии. Перед нами особая форма дедукции, когда через исследование частных элементов человеческой психофизики, сценический образ постепенно обретает черты завершенности, художественной целостности, ожившей в действенной структуре драматургического материала.

      Иной подход к искусству существования на сценической площадке предложил и развил в собственное театральное учение, школу М.А. Чехов, ученик К.С. Станиславского. Считая воображение главным исходным свойством драматического артиста, а под воображением – поток образов, М.А. Чехов исповедовал принцип: «Образ в предлагаемых обстоятельствах». Если по К.С. Станиславскому художественный образ – цель, высшее достижение, то по М.А. Чехову образ – ежедневный материал для работы. Задача актера – вычленить из потока воображения образ и материализовать его на сцене. Здесь субъективные чувства (аффективные воспоминания) двигают мысль, давая пищу для реализации видимого психофизического действия актера. Чтобы понять образ, нужно воспроизвести его чувства, а затем воспроизвести эти чувства сценически. Перед нами движение от образного видения к наполнению существования видимыми художественными средствами через речь, темпо-ритм, пластику. М.А. Чехов вводит в театральную теорию новое определение, новый прием театрального ремесла: «Психологический жест». И здесь вновь особый подход в работе актера, жест выступает не как искомый выразительный элемент, говорящий о чувствах и воле, а как прием в работе над образом, пробуждающим и волю, и чувства, прием невидимый зрителю.

       В чем-то школа М.А. Чехова находит точки сопряжения с творческими открытиями другого ученика К.С. Станиславского – руководителя Третьей студии МХТ Е.Б. Вахтангова, чей художественный метод способен был примирить два типа театра – театра «Представления» и театра «Переживания». Он утверждал, что правда существования на сценической площадке должна подаваться театрально, с большой степенью условности и максимальной степенью воздействия на зрителя. Основным принципом работы актера над ролью Е.Б. Вахтангов считал понимание, овладение и следование в исполнительском искусстве зерну роли (эмоциональной характеристике действия и образа). Мечта об актере – импровизаторе, играющим от зерна роли, была из излюбленных идей Е.Б. Вахтангова. Восприятие зерна роли позволяло расширить выразительные средства актера, предполагая полную свободу импровизации в предлагаемых обстоятельствах пьесы, выходя за рамки «бытового» общепринятого взаимодействия с партнерами, расширяя границы жанровой трактовки драматических произведений.

      Е.Б. Вахтангов ввел в практику сценического искусства, обогатив им театральную эстетику, в высшей степени яркое и неповторимое явление, имя ему: «Фантастический реализм». Реализм потому, что чувства в нем подлинные, человеческая психология реальна. Фантастическими же являются сами условные сценические средства. Актер не должен натуралистически изображать своего героя, он должен играть (представлять) его, пользуясь всем арсеналом сценической выразительности. По Е.Б Вахтангову, образ формирует набор приспособлений и средств для решения действенной сценической задачи. А так как границы образа всегда условны, то и границы выразительности, ее формы, границы импровизации, следуя условностям образа, стремятся обрести некое особое качество существования. Назовем его, опять же с определенной долей условности, как стремление к бесконечности.

      Из всей пленительной палитры театральных явлений и открытий, послуживших основой для рождения и развития целостных ярких направлений в искусстве театра, представляется необходимым остановиться на неповторимом творческом наследии гениев русской сцены: Е.Б. Вахтангова, М.А. Чехова, К.С. Станиславского. Великий учитель и его не менее великие ученики могут дать нам наглядное представление о влиянии на самооценку разности воззрений на эстетику, методологию и практику актёрского мастерства.

      Сопоставив требования, а также приемы воспитания, обучения и развития актерских навыков трех вышеназванных театральных школ, мы имеем возможность выделить следующие особенности:

К.С. Станиславский

Постепенное, по элементам освоение актерской техники (видеть, слышать, взаимодействовать, располагать себя в пространстве и т.д.). Т.е. от простого к сложному, от сложного к высокому. Метод универсален, подходит практически каждому участнику театрального коллектива.

Е.Б. Вахтангов

Освоению элементов актерской техники с первых шагов сопутствует требование образно-чувственного прочтения (зерна роли) в решении сценической задачи. Метод требует от начинающего актера высокой степени открытости, что не каждому удается сразу. Универсальность метода может достигаться постоянным, и искренним поддержанием особой атмосферы доверительности и товарищества, в театральном коллективе.

М.А. Чехов

Освоение актерской техники опирается на развитое образное мышление, чем оно богаче, тем богаче, ярче, выразительней исходный материал для сценического действия. Личностные характеристики (богатство или отсутствие яркого образного видения) не позволят данный метод сделать универсальным в театральном коллективе. Исключение – длительный период отбора участников, становление и развитие их творческого потенциала через интенсификацию учебного процесса.

 

       Нам показалось необходимым очень сжато рассказать о характерных художественных приемах, о технологии обучения актерскому мастерству в традициях трех театральных школ. С целью раскрыть особенности их влияния на самооценку необходимо было ввести понятия: «универсальность метода», как оценочную категорию крайне важную в отношении предмета нашего исследования. Под универсальностью метода освоения актерских навыков следует считать возможность органичного сотворчества начинающих артистов, обладающих разной степенью задатков, точнее, артистических наклонностей. Здесь школа К.С. Станиславского дает больше возможностей для успешной работы театрального коллектива. Следуя поэтапно от простого к сложному, от сложному к высокому, рост самооценок участников в некоторой степени синхронизируется. Рост самооценок «коллективен», он гармонизируется самими процессом обучения, когда на начальном этапе все участники коллектива проходят через курс относительно простых упражнений по актерскому мастерству. Это дает возможность сформировать нравственную атмосферу сопереживания успехам и неудачам своих товарищей по искусству, пресекая возможные ростки эгоистического индивидуализма.

        Театральная школа Е.Б. Вахтангова и театральная школа М.А. Чехова опираются на индивидуальность в значительной большей степени, даже на этапе ученичества. Следовательно, необходимо заметить, что рост самооценок не так равномерен, так как проявление индивидуальности может привести к зависимости от целой группы факторов: как к повышению самооценки, так и к ее деградации (пример: «звездная болезнь», подавляющая инициативу других участников коллектива). Необходимо высказать уверенность, что при величайшей художественной значимости этих театральных школ, они, как технологии актерского мастерства, более подходят для зрелой возрастной категории служителей театрального искусства. Одна из задач русской театральной педагогики, во все времена считавшейся важнейшей – есть гармонизация учебного процесса! Следуя учению К.С. Станиславского о театральной этике, мы не имеем права допустить, чтобы развитие творческих способностей одного или группы юных артистов вступило в противоречие с развитием этих качеств у других участников театрального коллектива, разрушая атмосферу доверительности и радости общения друг с другом через искусство театра. Наша задача – всемерно оберегать и взращивать атмосферу взаимоуважения, искренности и любви, добиваясь этим удовлетворения глубинных этических и эстетических потребностей всех участников театрального коллектива.

 

 


Поделиться: