Поиск по сайту

Воспитание семейных ценностей на уроках литературы


Авторcтво: Платонова Светлана Михайловна, учитель русского языка и литературы ГБОУ "ООШ", с. Большая Константиновка Самарской области


         Рано или поздно, в зрелом возрасте и не очень, с одобрения родителей или без него, люди создают семью. Какой она будет: счастливой или не очень, шумной или нет, богатой или бедной, участливой или безучастной, – покажет время. Сегодня перед государством и школой стоит важная задача: подготовить воспитанников к семейной жизни; помочь понять, в чём заключаются семейные ценности; осознать, что семья – основа общества. В Российской Федерации и в нашей Пензенской области семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной сферы. *Указом президента Российской Федерации от 01.01.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики. Дети должны стать активными участниками в реализации этих важнейших задач, направленных на возрождение и всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства.

        Уполномоченный при президенте России по правам ребенка Павел Астахов отметил, что современная демографическая ситуация и девальвация семейных ценностей свидетельствуют о том, что школа должна как можно больше внимания уделять подготовке обучающихся к семейной жизни.

        ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):

- любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.

        Каждый учитель-предметник должен работать именно над тем, чтобы ученик имел такой «портрет». Уроки литературы играют особенно важную роль в формировании личности обучающихся. Ведь огромное количество произведений русской литературы воспитывает общечеловеческие ценности: гражданственность, патриотизм, толерантное отношение друг к другу, труд, социальную солидарность и, конечно же, семейные ценности. Тема дома, семьи – одна из главных в произведениях русских писателей. Изучая их в школе, следует особо обратить внимание на то, как авторы раскрывают данную проблему. Эта (титульники сборников сказок, поговорок, песен ) тема звучит уже в произведениях устного народного творчества: пословицах, поговорках, сказках, песнях и т.д. Пословицы – распространенный и любимый жанр русского народного творчества. Особое место занимают пословицы о семье и семейных ценностях: «Каков корень, таков и отпрыск», «В дружной семье и в холод тепло», «В недружной семье добра не бывает», «В своем доме и стены помогают», «В семье разлад, так и дому не рад», «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Дерево держится корнями, а человек семьей», «Жизнь родителей в детях», «Материнская молитва со дна моря достает», «Семьей дорожить — счастливым быть», «Человек без семьи, что дерево без плодов».

        В произведениях древнерусской литературы эта тема также прослеживается. О любимом муже Игоре тоскует, плача на путивльской стене княгиня Ярославна («Слово о полку Игореве»). Через все жизненные испытания проносят свою любовь и верность муромский князь Петр и его супруга, мудрая женщина из простого народа, Феврония («Повесть о Петре и Февронии Муромских»). Восхищения достойна и семья протопопа Аввакума. Изучая эти произведения, необходимо обратить внимание обучающихся на то, что в настоящей семье супруги должны быть всегда вместе: и в радости, и в горе. Останавливаемся на фрагменте, где говорится о том, как измученная долгой дорогой жена Аввакума восклицает: «Долго ли мука сея, протопоп, будет?!». И, услышав от него в ответ: «Марковна, до самыя до смерти!» - покорно говорит: «Добро, Петрович, ино еще побредем». В основе семейных связей лежит кровное родство. Казалось бы, что может быть крепче и надежнее для защиты человека от бед, от одиночества? Но, увы … Далеко не в каждой семье даже самые близкие люди понимают друг друга.

       Если говорить о литературе 18 века, а конкретнее о произведениях, где показан тот или иной образ семьи, то можно привести в пример всем известную комедию Д.И.Фонвизина «Недоросль». При изучении комедии необходимо акцентировать внимание на взаимоотношениях членов семьи Простаковых: «Кто же виноват, что Митрофан вырос недорослем в нравственном смысле? Почему госпожа Простакова слышит режущие сердце слова сына: «Отвяжись, матушка, как навязалась!»

       Русская литература 19 века, обращенная к личности человека, являющаяся по своей сути назидательной в высоком смысле этого слова, т.е. формулирующая проблемы и предлагающая способы их решения, достаточно большое время отводит описанию внутрисемейных отношений своих персонажей. Причем показываются примеры как позитивные, так и негативные, направленные на разрушение личности.

       Авторы недвусмысленно дают понять, как, по их мнению, следует воспитывать ребенка, какие ценности необходимо культивировать в семье, какие традиции сохранять, а от каких отказываться. Культ семьи, характерный для подавляющего большинства россиян 19 века, осознание ее значимости – прекрасный материал для размышления и обсуждения с учащимися на уроках литературы. Вспомним названия некоторых произведений курса литературы 19 века: «Капитанская дочка», «Мёртвые души», «Гроза», «Обломов», «Господа Головлевы», «Отцы и дети», «Война и мир», «Вишневый сад»… В каждом из них семейным отношениям посвящены многие страницы. Петр Гринев, герой повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», отправляясь в дальний путь к месту службы, слышит отцовский наказ: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помню пословицу: «Береги платье снову, а честь смолоду». И сын не подвел отца, во всех жизненных ситуациях старался быть честным, человечным.

        А Павлу Чичикову из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» отцом было дано такое «умное» наставление: «С товарищами не водись, они тебя добру не научат»,  «Не угощай и не потчевай никого; больше всего береги и копи копейку…» Мальчик, усвоив уроки отца, уже в школе проявил изворотливость, расчетливость и низость души. Мешочек с деньгами заменил ему семью, и друзей, и коллег.

       Страдает Катерина в семье мужа – семье, где царят ханжество, лицемерие, жестокость даже по отношению к близким. Именно такие отношения формируют трусливого, забитого Тихона, хитрую Варвару, приводят к гибели Катерину. И рядом же – описание идиллического, светлого, наполненного верой и любовью детства Катерины.

       Сравнивая семейный мир Обломова и Штольца, приходим к выводу, что безграничная родительская любовь может испортить ребенку жизнь, а семейное воспитание базируется на определении обязанностей ребенка.

        У М. Салтыкова-Щедрина роман «Господа Головлевы» - тоже одна из разновидностей семейного романа, страшная книга о трех поколениях одной семьи, пришедшей к полному нравственному вырождению.

        Таким образом, идеал семейных отношений иногда дается методом от противного.

        Но как бы ни складывались судьбы детей, как бы дети не перерастали родителей в интеллектуальном отношении, любовь и уважение к старшим – основа счастья самого младшего поколения.

        Сложные отношения в семье героев романа «Отцы и дети». Стремясь утвердиться, подражая своему другу-кумиру, свысока разговаривает со своим отцом Аркадий Кирсанов, не понимая, что его мягкий и добрый отец – прекрасный честный человек, достойный уважения. Но их взаимная любовь и привязанность позволяют преодолеть непонимание. И вот Аркадий Кирсанов, словно фальшивую ноту, убирает развязный и покровительственный тон в общении с отцом, а циничный Базаров перед смертью признается в любви к своим старикам и просит Одинцову не покинуть их в трудный момент.

       «Мысль семейная» глубоко прослеживается в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир». Наиболее подробно писатель рассказывает о Болконских, Ростовых и противопоставляет им семейство Курагиных. В семье Болконских царит спартанская обстановка. Внешне они люди суровые, сдержанные. Но они любят друг друга, только хранят свои чувства в тайниках своей души. У Ростовых все иначе. Они живут радостно, эмоционально, не скрывают своих чувств: прощаясь – плачут, открыто радуются при встрече. У этих семей есть то, что их объединяет: не только кровное родство, но и единство взглядов, искренность, естественное движение души. Курагины в романе – это символ деградированной семьи, в которой материальный интерес ставится выше духовного, в которой каждый живет ради собственного удовольствия, в ней нет самого главного – духовной близости.

        Образец любви к матери – Аня из пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад».

         Справедливо говорят, что о нравственном здоровье общества судят по его отношению к детям и старикам. Почему у нас так много одиноких, брошенных стариков? Что происходит с нами? Почему рвутся связи между поколениями? Над этими вопросами обучающиеся размышляют при изучении литературы 20 века: рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма» и рассказа Е. Носова «Яблочный Спас».

         Проблемам любви, материнства, воспитания посвящены замечательные современные произведения: «Мадонна с пайковым хлебом» М. Глушко, «Женский разговор» В.Распутина, «Печальный детектив», «Людочка» В.Астафьева.

         При изучении романа В.Астафьева «Печальный детектив» необходимо акцентировать внимание учащихся на рассуждении писателя о том, что такое семья, для чего она нужна: «Муж и жена. Сошлись. Не самец и самка, а человек с человеком, соединенные для того, чтобы помочь, друг другу и обществу усовершенствоваться, из сердца в сердце перелить кровь свою и вместе с ней передать все, что в них есть хорошее».

         Постепенно, из урока в урок, у учащихся формируется образ семьи, столь необходимой человеку в любые времена. Это, на мой взгляд, и есть образец отношения в семье: единение в минуты горя, желание поддержать родного человека. А воспитывается это тогда, когда в семье культивируются уважение к старшим, забота о младших, любовь и взаимоуважение.

 


Поделиться: