Поиск по сайту

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения


Авторcтво: Фаизова Эльвира Фларитовна, учитель начальных классов МАОУ «Гимназия №5» г. Стерлитамак Республики Башкортостан


         Речь человека - это показатель его интеллекта и культуры. Чем речь точнее, образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества. К сожалению, повседневная речь не только младших школьников и старшеклассников, но и взрослых не отвечает этим качествам. Во внеурочное время дети не читают художественную литературу, у них нет домашней библиотеки, очень редко посещают библиотеку. Из-за чего словарный запас детей становится беднее, их речь менее распространенная, невыразительная. Школьники испытывают трудности в общении, не умеют устно или письменно излагать свои мысли.

        Дети приходят в школу с довольно скромным запасом слов. В семье недостаточно уделяют внимание выработке вежливого речевого общения. Дело учителя - обогатить, пополнить словарь, уточнить многие речевые понятия.
Как ребёнку успешно развивать свою речь, речевое творчество? Как реализовать потенциал его речевых возможностей, побудить к созданию самых простых рассказов, сказок, стихов? Что посоветовать родителям, чтобы их дети и после школы сознательно стремились к творческому самовыражению в слове. Ответом на эти вопросы может стать система работы, которую мы, учителя, могли бы предложить своим ученикам.

       Каждый ребёнок по природе – творец, мечтатель и фантазёр. Предоставь мы ему больше света, радости и интереса – и наполнится мир понятных детских слов, образов, живой речи!
С чего начать? Безусловно, с обогащения словаря – это верный путь к слову.
1. Работа с толковыми словарями. Изучить происхождение слова, строение, произношение, написание, его значение. Разнообразные игры со словом должны быть частью каждого занятия, так как они развивают у детей природное языковое чутьё, подготавливают их к восприятию поэтических норм. Чтение словарей постепенно входит в круг чтения детей, наряду с художественной литературой.
2. «Я начну, а ты продолжи…» (проба поэтического пера). Детям даются две стихотворные строчки. Самостоятельно за определённый промежуток времени необходимо продолжить начатое.
3. Пословицы и поговорки – традиционный дидактический набор для отработки различных умений и навыков при изучении разных разделов науки о языке.
Друзья познаются в беде.
Язык и хлебом кормит, и дело портит.
        Задания:

а) Передай основной смысл. Сформулируй тему.
б) Составь небольшой рассказ, поучительную сказку, стих, опираясь на главную мысль пословицы.
1. «Слово-магнит». Опираясь на текст отметь знаком (+) добрые слова, плохие знаком (-).
2. Разучивание скороговорок. Составление частей скороговорок.
3. Сочинение басен, сказок.
4. Разгадывание загадок.
5. Работа над антонимами, синонимами, омонимами.
6. Рассказы по наблюдениям.
7. Составление текстов описания.
8. Различные виды пересказа: сценка, пересказ с фантазией, иллюстрирование.
9. Инсценирование.
10. Развитие воображения под музыку.
11. Музыкальное иллюстрирование.
12. Телепередачи: «Новости», «Вести» (обращать внимание на дикторскую речь, внешний вид).
13. «Подбери рифму»: ло–ло–ло на улице…
14. Сочинить считалку по данным началу и концу: «Возле школьного крыльца………….Ты ленился – выйди вон.»
15. «Придумай свою чистоговорку»: например, сы-сы-сы- у котёнка есть усы.
16. «Сочини свою загадку».
17. Речевые разминки “Минутки внимания”. Речевые разминки решают следующие задачи: учат детей слушать вопрос; устраняют разного рода неточности в произношении; вырабатывают четкую дикцию, правильное дыхание, ритм чтения, выразительность; учат понимать жесты, мимику, разыгрывать небольшие сценки и т.д.

        Непременным условием эффективности данных упражнений на учебных занятиях является связь с разнообразными формами внеклассной работы.

        Театральная деятельность - это самый распространенный вид деятельности детского творчества. Введение театрального искусства, через дополнительное образование способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральном кружке в школе. Театральное творчество не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение). Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, в них воспитывается понимание и любовь к народным сказкам, традициям, бережное отношение к природе. Участие в театральной деятельности развивает творческие способности мышления, наблюдательность, трудолюбие, самостоятельность, художественный вкус.

        Обучающиеся 1-4 классов гимназии имеют возможность регулярно посещать кукольный театр, а это - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, остроумными диалогами. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Дети увлечены тем, что имеют возможность мастерить куклы своими руками. Необычайность зрелища захватывает и переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, все возможно.

        Применение системы творческих заданий на уроках литературного чтения способствует развитию творческой активности младших школьников, обогащению их внутреннего мира, способности к сопереживанию, повышению самооценки, открывает возможности для самореализации детей.


Поделиться: